Понятие и необходимость бизнес плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание

Успех в бизнесе зависит от трех элементов: понимания общего состояния дел на данный момент; ясного представления того уровня, которого необходимо достичь; планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

Работа состоит из  1 файл

контрол.docx

— 54.34 Кб (Скачать документ)

9. Понятие, назначение  и структура бизнес плана

Успех в бизнесе зависит  от трех элементов: понимания общего состояния дел на данный момент; ясного представления того уровня, которого необходимо достичь; планирования процесса перехода из одного состояния  в другое.

Сегодня большинство отечественных  коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, равно как и отсутствуют  необходимые механизмы планирования: различного рода нормы, нормативы, методики и т.д. Планирование подменяется  разного рода решениями собственника о тех или иных направления  хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший  период времени и не предусматривают  ориентацию на перспективу.

Планирование является важнейшей  частью предпринимательской практики.

Бизнес-планирование на предприятии, как и любое планирование вообще, может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Однако общими для всех видов планирования являются следующие признаки:

1. Планирование -- это упорядоченный процесс.

2. Основой планирования  является обработка информации.

3. В рамках планирования  разрабатываются определенные действия (проекта).

4. Планирование направлено  на достижение определенных целей.

Бизнес-план -- это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт.

Овладение искусством составления  бизнес-плана в условиях российской экономики стало крайне актуальным в силу следующих причин:

  • во-первых, в нашей экономике появляется поколение предпринимателей, не имеющих пока опыта управления в условиях рынка;
  • во-вторых, меняющиеся экономические условия требуют от опытных руководителей ставить и решать задачи по-новому;
  • в-третьих, для привлечения иностранных инвестиций необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам свои способности и возможности

Ядро бизнес-плана -- концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы Бизнес-план

? определить конкретные  направления деятельности, перспективные  рынки сбыта и место фирмы  на этих рынках;

? оценить затраты, необходимые  для изготовления и сбыта продукции,  соизмерить их с ценами, по  которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную  прибыльность проекта;

? выявить соответствие  кадров фирмы и условий для  мотивации их труда требованиям  по достижению поставленных целей;

? проанализировать материальное  и финансовое положение фирмы  и определить, соответствуют ли  материальные и финансовые ресурсы  достижению намеченных целей;

? просчитать риски и  предусмотреть трудности, которые  могут помешать выполнению бизнес-плана.

? использование его для  разработки стратегии бизнеса;

? планирование. Эта функция  позволяет оценить возможности  развития нового направления  деятельности, контролировать процессы  внутри фирмы;

? привлечение денежных  средств (ссуды, кредиты). В современных  российских условиях без кредитных  ресурсов практически невозможно  осуществить какой-либо значительный  проект, однако получить кредит  непросто;

? привлечение к реализации  планов компании потенциальных  партнеров, которые пожелают вложить  в производство собственный капитал  или имеющуюся у них технологию;

? улучшение информированности  всех сотрудников о предстоящих  действиях, координирование их  усилий, создание мотивации достижения  целей посредством вовлечения  работников в процесс составления  бизнес-плана.

Таким образом, внутрифирменное  планирование является неотъемлемой частью управления любого предприятия независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или  расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

В наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри ее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются  в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).

Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1. В рамках одной организации  может разрабатываться весь комплекс целей и отдельные бизнес-планы.

В настоящее время в  России наиболее привлекательными являются проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ: от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.

Широко применяются также  специальные бизнес-планы

? составление проспектов  эмиссии ценных бумаг;

? обоснование предложений  по приватизации государственных  предприятий;

? выпуск акций в закрытых  компаниях типа общества с  ограниченной ответственностью  и закрытого акционерного общества  или определение паев в товариществах  при выходе из состава одного  из акционеров;

? обоснование вариантов  санации предприятия-банкрота и  т. д.

Бизнес-план, как никакой  из других планов фирмы, имеет внешнюю  направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана  экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает  не только внутренние цели предпринимательской  организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.

Кроме того, в бизнес-плане  основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических  аспектах бизнеса, в то время как  научно-технические, технологические  и социальные стороны представлены менее детально.

В целом бизнес-планирование организует и координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до ее завершения. Независимо от того, какие  коммерческие процессы реализуются, планирование бизнеса -- это систематическая методология достижения успеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровней рисков

Обобщая вышеизложенное, можно  определить бизнес-план как аналитический  документ для планирования предпринимательской  деятельности, в котором описываются  все основные аспекты будущего коммерческого  предприятия, анализируются все  проблемы, с которыми оно может  столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. Эффективный  бизнес-план определяет целесообразность вложений и прибыльность. При этом важно сформировать бизнес-план в  соответствии с определенными требованиями и выполнить соответствующие  расчеты -- это поможет предвидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они.

 

24. Методы оценки инвестиционных проектов

 

1.Статистические  методы оценки инвестиционных  проектов

В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного  характера лежат оценка и сравнение  объема предполагаемых инвестиций и  будущих денежных поступлений. Поскольку  сравниваемые показатели относятся  к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Воспринимать ее можно  по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта  прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т.п.

Методы, используемые в анализе  инвестиционной деятельности, можно  подразделить на две группы:

  1. основанные на учетных оценках ("статистические" методы):
  • Срок окупаемости инвестиций - PP (Payback Period);
  • Коэффициент эффективности (рентабельности) инвестиций - ARR (Accounted Rate of Return).
  1. основанные на дисконтированных оценках ("динамические" методы):
  • Чистая приведенная стоимость - NPV (Net Present Value);
  • Внутренняя норма прибыли - IRR (Internal Rate of Return);
  • Индекс рентабельности инвестиций - PI (Profitability Index);
  • Модифицированная внутренняя норма прибыли- MIRR (Modified Internal Rate of Return);
  • Дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DPP (Discounted Payback Period).

Инвестиционные проекты, анализируемые в процессе составления

бюджета капитальных вложений, имеют определенную логику.

  • С каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток (Cash Flow), элементы которого представляют собой либо чистые оттоки (Net Cash Outflow), либо чистые притоки денежных средств (Net Cash Inflow). Под чистым оттоком понимается превышение текущих денежных расходов по проекту над текущими денежными поступлениями (при обратном соотношении имеет место чистый приток). Денежный поток, в котором притоки следуют за оттоками, называется ординарным. Если притоки и оттоки чередуются, денежный поток называется неординарным.
  • Чаще всего анализ ведется по годам, хотя это ограничение не является обязательным. Анализ можно проводить по равным периодам любой продолжительности (месяц, квартал, год и др.). При этом, однако, необходимо помнить о сопоставимости величин элементов денежного потока, процентной ставки и длины периода.
  • Предполагается, что все вложения осуществляются в конце года, предшествующего первому году реализации проекта, хотя в принципе они могут осуществляться в течение ряда последующих лет.
  • Приток (отток) денежных средств относится к концу очередного года.
  • Коэффициент дисконтирования, используемый для оценки проектов с помощью методов, основанных на дисконтированных оценках, должен соответствовать длине периода, заложенного в основу инвестиционного проекта (например, годовая ставка берется только в том случае, если длина периода - год).

Необходимо особо подчеркнуть, что применение методов оценки и  анализа проектов предполагает множественность  используемых прогнозных оценок и расчетов. Множественность определяется как  возможность применения ряда критериев, так и безусловной целесообразностью  варьирования основными параметрами. Это достигается использованием имитационных моделей в среде  электронных таблиц.

1.2.Период (срок) окупаемости инвестиций (PP)

Этот метод – один из самых простых и широко распространен в мировой практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:

РР =min n , при котором Рк > IC

стоимость инвестиционного  проекта

или РР = ________________ (1)

ежегодный денежный поток

Показатель срока окупаемости  инвестиций очень прост в расчетах, вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать в  анализе.

Во-первых, он не учитывает  влияние доходов последних периодов. Во- вторых, поскольку этот метод  основан на не дисконтированных оценках, он не делает различия между проектами  с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением их по годам. В-третьих, данный метод не обладает свойством аддитивности.

Существует ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного  на расчете срока окупаемости  затрат, может быть целесообразным. В частности, это ситуация, когда  руководство предприятия в большей  степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта  – главное, чтобы инвестиции окупились как можно скорее. Метод также хорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому, чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект. Такая ситуация характерна для отраслей или видов деятельности, которым присуща большая вероятность достаточно быстрых технологических изменений.

1.3.Коэффициент эффективности инвестиций (ARR)

Этот метод имеет две  характерные черты: он не предполагает дисконтирования показателей дохода; доход характеризуется показателем  чистой прибыли PN (балансовая прибыль  за вычетом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно  прост, что и предопределяет широкое  использование этого показателя на практике: коэффициент эффективности  инвестиции (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю  величину инвестиции (коэффициент берется  в процентах). Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы  капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные  затраты будут списаны; если допускается  наличие остаточной стоимости (RV), то ее оценка должна быть учтена.

Информация о работе Понятие и необходимость бизнес плана