Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:08, контрольная работа
Успех в бизнесе зависит от трех элементов: понимания общего состояния дел на данный момент; ясного представления того уровня, которого необходимо достичь; планирования процесса перехода из одного состояния в другое.
Появились декларации о создании чисто банковских холдингов и консорциумов крупных банков в целях концентрации средств для инвестиций. Банки участвуют в создании инвестиционных фондов и компаний, подключают к финансированию перспективных проектов других инвесторов (включая иностранных).
Каковы основные направления участия банков в инвестиционном процессе? Их несколько:
проведение операций, связанных с государственными инвестиционными ресурсами;
осуществление инвестиций за счет собственных средств; w участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп;
трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами );
привлечение западных инвестиционных ресурсов.
При долевом участии (совместно с государством) в финансировании инвестиционных проектов доля государственных средств в общем объеме инвестиций составляет не более 20%. В чем же заключается заинтересованность банков в финансировании госпрограмм? Такая заинтересованность банков состоит из трех основных моментов:
маржа; за обслуживание средств уполномоченному банку полагается 3% годовых (сами ресурсы выделяются Минфином под 7%) с многомиллиардных сумм - прибыль получается значительная;
возможность использования госресурсов в обороте (пусть даже короткое время), например, на межбанковском рынке "коротких денег" или при спекуляциях с валютой;
надежда на помощь государства в случае возможных затруднений.
Уже сегодня крупные финансовые структуры, сформировавшие достаточные для дорогих и долгосрочных вложений кредитные портфели, напрямую финансируют некоторые инвестиционные высокоокупаемые проекты. Деньги в рублях и СКВ идут в добычу нефти, газа, лесозаготовки, в электро- и теплоэнергетику, производство стройматериалов, нефтепереработку, в авиа- и автомобилестроение и судостроительную промышленность.
Количество банков, решившихся на финансирование инвестиций в прошлом году, увеличилось. Особенно быстро росла доля банков, выдававших до половины кредитов на долгосрочные цели; появились банки, имеющие в своем портфеле более 50% кредитов со сроком дольше года.
Кроме того, взаимоотношения между банками и промышленными предприятиями переходят к новому этапу, который характеризуется значительно большим проникновением банков в промышленную сферу путем финансирования инвестиционных проектов как в прямой форме (долгосрочное кредитование), так и в портфельной (покупка акций новых выпусков, эмитированных специально под инвестиционные проекты).
Создание ФПГ - один из вариантов решения проблемы выработки эффективно действующего механизма инвестирования. Целью создания всех ФПГ является объединение интересов промышленных предприятий и финансовых организаций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов.
С
позиции коммерческих банков под
ФПГ подразумевается группа промышленных
и инвестиционных структур, тесно
взаимосвязанных в финансовом плане.
Само по себе объединение банка с
несколькими предприятиями
Развитие
связей между банками и
формализованный, с официальной регистрацией ФПГ в государственных органах;
без официальной регистрации, на основе договоров о совместной деятельности, кредитных договоров, приобретения пакетов акций.
Отношения
между кредитно-финансовыми и
промышленными участниками
эволюция соперничества российских банков; конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности;
низкое качество управления в российских предприятиях нередко сочетается с фактическим контролем со стороны инвесторов - резерв эффективности;
дефицит квалифицированных менеджеров, которыми как раз и обладают банки;
возможность сокращения инвестиционного риска; "в России невозможно делать надежные инвестиции, если фактически не контролируешь заемщика";
подготовка к экспансии зарубежных банков.
Для
предприятий же в условиях отвлечения
части оборотных средств особую
остроту приобретает задача сохранения
платежеспособности производственных
структур. Сотрудничество их с банками
развивается по направлениям экономии
оборотных средств, оптимизации
налоговых обязательств. Точки притяжения
- реальные и потенциальные денежные
потоки. Высокая доля неплатежей повышает
для банков привлекательность
Во
взаимодействии банка ФПГ с ее
участниками можно выделить два
принципиальных этапа - создания группы
и ее функционирования. Если банк изначально
предлагает долгосрочное участие в
группе, то разработку ее концепции
он зачастую берет на себя. Причем в
договоре о создании ФПГ нередко
речь идет об образовании единого
финансово-расчетного центра группы на
основе ее банка. В этом случае закладывается
фундамент превращения
участие в инвестиционных программах;
разработка эффективных финансовых схем для ускорения взаиморасчетов между участниками группы;
проведение единой кредитной и депозитной политики;
разработка схемы осуществления валютных операций;
разработка и внедрение механизмов фьючерсной торговли и системы хеджирования;
разработка плана эмиссии акций ФПГ.
Нетривиальный
факт: некоторые ФПГ создавались
с участием проблемных банков. Причина:
перераспределение в рамках ФПГ
дебиторской задолженности
Нахождение
долгосрочного баланса
Процесс формирования ФПГ идет вяло. Это вызвано многими причинами.
В
"Положении о финансово-
Отсутствие
льгот для участников ФПГ, кроме
пункта 4 Указа Президента РФ "О
создании финансово-промышленных групп
в Российской Федерации", в котором
обещаются государственные
Банки
склонны рассматривать
Незаинтересованность банков имеет те же причины, которые мешают им осуществлять долгосрочные инвестиции: повышенный риск, инфляция, недостаточные размеры капитала и т.д.
Поэтому
параллельно с формированием
официальных ФПГ будет
Определенные возможности для банков кроются во внебюджетных фондах. Там накапливается достаточно долгосрочных денег, часть из которых можно вкладывать в инвестиционные проекты, если банки работают с этими структурами.
Наиболее эффективным может считаться трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами), то есть масштабное кредитование правительства под передачу банковскому консорциуму в трастовое управление государственных пакетов акций вместо их продажи на аукционах, специализированных аукционах, инвестиционных торгах.
Консорциум
предлагает правительству льготный
кредит и тем самым отсрочку. За
это время можно подготовить
инфраструктуру фондового рынка, провести
активную предпродажную подготовку
приватизируемых предприятий, получив
большую выручку. Механизм предоставления
кредитов в самых общих чертах
(детальная разработка предстоит
в ходе переговоров с правительством)
выглядит как некая смесь траста
и залога. Банк, участвующий в
этой схеме, предоставляет государству
кредит, получая взамен в трастовое
управление определенные пакеты акций.
Условия траста должны включать: неограниченное
право голосовать доверенным пакетом;
право его закладывать и
Очевидно, что главный источник крупного проектного финансирования - это западные инвесторы. Чтобы привлечь их средства, прежде всего надо иметь соответствующие финансовые институты и структуры, которые могут отвечать по займам и долговым обязательствам в российской индустрии. Необходимо создать систему финансовых институтов развития, действующих по разным направлениям. Определенная база и основа для взаимодействия с международными финансовыми организациями и инвесторами уже создается.
Российская финансовая корпорация будет заниматься в основном портфельными инвестициями и работать с акциями приватизированных предприятий, хотя этим могут заниматься и другие структуры. Банк содействия предпринимательству должен помогать среднему и малому бизнесу. Государственная инвестиционная корпорация будет занята защитой и страхованием, прежде всего от политических рисков.
Эти финансовые структуры должны стать основными партнерами международных финансовых организаций в деле привлечения финансовых ресурсов от западных инвесторов к конечному заемщику.
Уже сегодня российские банки осуществляют инвестиции не только за счет собственных средств. Часть капитальных вложений производится за счет средств международных финансовых организаций, фондов, банков. В этом случае часто действует так называемая апексная схема - международный банк или финансовая организация открывают кредитную линию российским банкам-агентам, а те уже отбирают и финансируют конкретные проекты в рамках оговоренных ограничений. Ограничения устанавливаются по объемам инвестиций, региональной и отраслевой направленности вложений. Контроль осуществляется включением в состав правления банка-агента или в его кредитный комитет иностранного представителя. На основе соглашения разделяются риски.
Подводя итоги, можно сделать несколько основных выводов.
Анализ
сегодняшнего состояния российской
кредитно-финансовой системы, а также
рассмотрение возможных тенденций
ее развития (сопоставительный анализ
кредитно-финансовых систем Запада и
российской кредитно-финансовой системы)
убеждают в том, что в России существует
сильный императив для
Низкий
уровень инвестиционной активности
российских коммерческих банков объясняется
отсутствием механизма
Решение
проблемы стимулирования банковских инвестиций
в производство должно осуществляться
в двух взаимосвязанных направлениях:
формирование благоприятной среды
для инвестиционного процесса в
стране в целом; стимулирование с
помощью финансово-кредитных
К
основным направлениям участия банков
в инвестиционной деятельности относятся:
проведение операций, связанных с
государственными инвестиционными
ресурсами; осуществление инвестиций
за счет собственных средств; участие
в инвестициях в составе
В последнее время все большее распространение получает принципиально новая форма работы коммерческих банков с инвестиционными проектами, получившая название "проектное финансирование".
Наблюдается явное усиление интереса российских коммерческих банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. Об этом свидетельствует практика проектного кредитования десяти крупнейших российских коммерческих банков. Появились банки, имеющие в своем инвестиционном портфеле более 50% кредитов со сроком больше года.