Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:22, контрольная работа
Инвестиции обеспечивают динамичное развитие фирмы и позволяют решать такие задачи, как:
расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
приобретение новых предприятий;
диверсификация деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности……………….5
2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности………………..10
3. Принципы инвестиционной деятельности…………………………...11
4. Цели инвестиционной деятельности………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………….20
Объектами инвестиционной деятельности выступают реальные (физические) активы (здания, сооружения, оборудование), финансовые (денежные) и нематериальные активы. Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь созданные и модернизированные основные средства, целевые денежные вклады, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные права, а также права на интеллектуальную собственность, другие объекты собственности.
3. Принципы инвестиционной деятельности
Для достижения более высокой эффективности вложений руководство фирмы обязано учитывать базовые принципы инвестирования. Рассмотрим их более подробно.
Принцип предельной эффективности инвестирования. Любое предприятие стремится к получению максимальной прибыли, организовывая производство таким образом, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. Предприятие будет продолжать свою деятельность, если при достигнутом уровне производства его доход будет превышать издержки производства. И оно прекратит производство, если полученный суммарный доход от продажи товара не превысит издержки производства.
До каких пределов предприятие может расширять производство? Если производство одной дополнительной единицы товара дает доход, превышающий издержки, связанные с ее изготовлением, тогда предприятию необходимо увеличивать выпуск продукции. Предприятие не будет расширять производство, если доход от продажи последней единицы продукций станет равным издержкам производства. Если предприятие все же решило продолжать производство, то оно должно выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам производства. Эти два условия носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка, любой форме собственности.
Рассмотрим взаимосвязь между процессом вложения капитала и соответствующими показателями эффективности (прибыльности) этих последовательных порций инвестирования капитала (рис.1).
Рис. 1. Определение оптимального объема инвестирования
Как видно из графика, эффективность (прибыльность) каждого последующего вложения снижается. Практический смысл графика в том, что на предприятии с его помощью могут найти (опытно определить) предельный размер инвестирования. Как видно из графика, оптимальный объем инвестирования - 5 млн. ед. Вложения 6 млн. ед. уже будут невыгодны. Таким образом, мы решаем своего рода оптимизационную задачу, наметив в определенной мере стратегию инвестирования. Крутизна графика предельной эффективности инвестирования зависит, по меньшей мере, от двух главных факторов:
темпа роста издержек производства (в немалой степени задается самой технологией);
степени монополизации производства.
Принцип «замазки». Этот принцип позволяет определить новый подход к оценке эффективности инвестирования. В чем его суть? Представим себе кусок замазки. Перед тем, как к нему прикоснуться, мы имеем максимальную свободу выбора: как касаться, в каком месте, с какой целью, насколько глубоко погружать пальцы в замазку и т.д. Но как только мы вошли в контакт с замазкой, то произошло увязание. Свобода действий уже не та, что до прикосновения: вы связаны, увязли.
Инвестирование подобно работе с замазкой; свобода принятия решений сменяется все большей несвободой в ходе их реализации.
Предприятие свободно принимать решение о том, какой станок покупать, арендовать его или производить самому, какую сумму кредита брать под эту операцию, на какой срок и под какие проценты. Но когда вы совершили все эти операции, то назад вернуться уже сложно. Надо эксплуатировать этот станок в течение ряда лет (чтобы он окупился), выплачивать проценты по кредиту и т.п. Налицо процесс увязания в «замазке», так как свобода действий после вступления инвестиционного проекта в силу существенно ограничена.
Нельзя сказать, что свобода действий равна нулю, как только началась реализация инвестиционного решения. Можно перепродать купленный вами станок или акцию, избавиться от них, произвести так называемое дезинвестирование. Однако за это приходится платить: временем, перенапряжением управленческого персонала, нарушением связи с деловыми партнерами. Увязнув «в замазке», из нее трудно выбраться, особенно если предприятие «увязло» одновременно в 3-4 инвестиционных проектах. Причем чем больше вложения капитала, чем солиднее деловые партнеры, Тем дороже придется платить за исправление своей ошибки. Поэтому необходимо заблаговременно просчитать эффективность инвестиционного проекта до начала его реализации.
Принцип сочетания материальных и денежных оценок эффективности капиталовложений. Существует три варианта оценки эффективности:
через сравнение относительных цен затрат и выпуска, т.е. исключительно стоимостный, денежный анализ. Мировой опыт инвестирования показывает, что опираться только на денежную оценку эффективности недостаточно - особенно губителен такой подход в условиях непредсказуемой инфляции;
через сочетание денежных
и технических критериев
чисто технический подход оценки эффективности, который не учитывает рыночной (стоимостной) оценки бизнеса и поэтому будет все менее применим для России.
Принцип адаптационных издержек. Адаптационные издержки - это все издержки, связанные с адаптацией к новой инвестиционной среде. Они измеряются как выпуск, потерянный от реорганизации производства и переподготовки кадров, когда новое оборудование установлено, но его надо переналадить под изменившуюся конъюнктуру. Потеря времени рассматривается как потеря дохода. Практически всегда существует временное отставание (лаг) между решением о новом инвестировании и началом его практической реализации и окупаемости. Адаптироваться мгновенно нельзя. Любая адаптация имеет свои издержки: нужны новая информация, новая технология, средства на переподготовку кадров и т.п. В противном случае надо платить за скорость. К примеру, новый завод можно перестроить и за полгода, но такое строительство будет «золотым». Большинство предприятий не могут себе такого позволить.
Платой за адаптацию является резкое снижение текущей доходности. Даже акции и облигации сразу выгодно перепродать не получается, если их реальный курс падает. Потеря времени означает омертвление капитала, снижение его доходности. Адаптационные же издержки производственного инвестирования еще больше. Предположим, оборудование установлено, технология отлажена. Но конъюнктура рынка изменилась, и принимается решение поменять технологию, а, следовательно, и оборудование. Например, ручной труд целесообразно заменить машинным. Это потребует известных адаптационных издержек (прямых и косвенных). Перечислим хотя бы некоторые из них: переподготовка кадров; продажа старого и установка нового оборудования; выплата компенсаций рабочим и служащим, потерявшим работу в результате соответствующих сокращений; неустойки по старым контрактам, сохраняющим свою силу, и др. Поэтому адаптационные издержки необходимо включить в расчет цены, по которой предприятие будет продавать новую продукцию. Чем больше эта цена сможет превысить цену предложения сырья, материалов, технологии, оборудования для производства, тем предпочтительнее данный вариант вложения капитала. Чем больше спрос на продукцию, тем больше адаптационные издержки, которые предприятие может себе позволить. Опыт показывает, что чем больше и, главное, дольше цена спроса превышает цену предложения, тем эффективнее будет инвестирование, даже, несмотря на адаптационные издержки.
Принцип мультипликатора (множителя). Принцип мультипликатора опирается на взаимосвязь отраслей. Это означает, что рост спроса, скажем, на автомобили автоматически вызывает рост на технологически сопутствующие товары: металл, пластмассу, резину и т.д. Знание технологии производства позволяет вычислить коэффициент корреляции. Например, если по данным биржевой котировки акций намечается подъем машиностроения, известна технологическая связка машиностроения с другими отраслями, то можно заранее просчитать мультипликационный эффект данной связи. Фирма, к примеру, занимающаяся изготовлением пластмасс для машиностроения, может оценить перспективу своих доходов. Мультипликатор, следовательно, выражает реально существующую зависимость между отраслями, характеризует эти связи количественно.
Мультипликатор дает возможность заранее знать время и экономическую силу конкретного воздействия, выгодно использовать эту информацию: прекратить невыгодное инвестирование и заняться новым бизнесом заблаговременно, опережая конъюнктуру. Подобное заблаговременное действие может быть осуществлено и в форме перепродажи акций, и в форме перепрофилирования производства.
Эффект мультипликатора слабеет, затухает по мере удаления от отрасли-генератора спроса и доходности. Более того, эффект мультипликатора затухает и во времени. А вскоре генерирующей может стать другая отрасль, что означает необходимость снова корректировать стратегию инвестирования.
Q - принцип. Q-принцип -
это определение зависимости
между оценкой актива на
Если дробь больше
единицы, то инвестирование выгодно. Причем
чем больше, тем выгоднее. Так, рост
рыночной (биржевой) оценки домов по
отношению к текущей стоимости
их строительства стимулирует
Таким образом, выгодность инвестирования привязывается к соотношению между ценой спроса и ценой предложения. Так, в случае инвестирования в покупку целого предприятия (фирмы) определяем:
В целом отметим, что данный принцип тем меньше применим, чем больше степень государственного регулирования. Для России, следовательно, значение такого подхода оценки эффективности должно возрастать по мере снижения государственного контроля над промышленностью, роста значения товарно-сырьевых и фондовых бирж как форм оценки и переоценки стоимости основного и оборотного капитала предприятий.
Опыт показал, что Q-принцип особенно хорошо применим в таких отраслях, как транспорт, автомобилестроение, авиастроение, цветная металлургия, резинотехническая промышленность, производство пластмасс, но он неприменим в отраслях, регулируемых государством: нефтедобыча, газовая отрасль и т.п.
4. Цели инвестиционной деятельности
Стратегические цели инвестиционной деятельности предприятия — это описанные в формализованном виде прогнозные параметры состояния его инвестиционной деятельности, позволяющие управлять ею в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты.
Классификация стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия
1. По виду ожидаемого эффекта:
— экономические цели — обеспечивают Получение инвестиционного дохода или иных экономических результатов;
— внеэкономические цели — обеспечивают решение социальных задач, повышение имиджа предприятия, экологическую безопасность и т.п.
2. По направлениям инвестиционной деятельности:
— цели реального инвестирования — определяются по отраслевой и региональной направленности реальных инвестиций;
— цели финансового инвестирования — перспективы приобретения контрольных пакетов акций других предприятий, параметры формирования портфеля финансовых инвестиций;
— цели формирования инвестиционных ресурсов — темпы формирования собственных инвестиционных ресурсов, структура формируемых ресурсов и их стоимость.
3. По объектам стратегического управления:
— цели предприятия — определяющие в системе стратегических целей;
— цели отдельных стратегических зон хозяйствования — обеспечивают эффективную деятельность стратегических объектов в структуре предприятия;
— цели отдельных стратегических хозяйственных центров — обеспечивают инвестиционную поддержку формирования и развития «центров ответственности».
4. По направленности инвестиционной деятельности:
— внутренние цели — определяют направления развития внутренних инвестиций предприятия (развитие производственной деятельности, решение социальных проблем коллектива и т.п.);
— внешние цели — направления и ожидаемые результаты внешних инвестиций предприятия (отечественных и иностранных).
5. По приоритетному значению:
— главная цель — максимизация благосостояния собственников предприятия;
— основные цели — обеспечивают реализацию главной цели;
— вспомогательные цели — все прочие цели.
6. По характеру влияния на результат:
— прямые цели — прямо связаны с конечными результатами инвестиционной деятельности (главная цель, ряд основных целей);
— поддерживающие цели — обеспечивают реализацию прямых стратегических целей (использование новых технологий, совершенствование организационной структуры управления и др.).
7. По направленности воспроизводственного процесса:
— цели развития — направлены на обеспечение прироста активов или собственного капитала предприятия;
— реновационные цели — обеспечивают своевременную замену амортизируемых основных средств и нематериальных активов в рамках простого их воспроизводства.
Основные требования к формированию стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия:
Информация о работе Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности