Проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление проблем привлечения иностранных инвестиций в РФ, а также разработка мер и способов активизации иностранных инвестиций в РФ.
Объектом исследования являются иностранные инвестиции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты иностранных инвестиций

1.1 Экономическая сущность и характеристика основных форм………..5
1.2 Прямые и портфельные иностранные инвестиции в России………..10
1.3 Динамика глобального рынка в 2009-2011гг……………………..…..16

Правовое регулирование иностранных инвестиций
Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций…………..19
2.2 Страхование иностранных инвестиций……………………………….26
2.3 Крупнейшие страны-инвесторы……………………………………….30

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и способы их решения


Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе……………………………………………………………………….…………...31


Факторы, препятствующие привлечению иностранных инвестиций…………………………………………………………………………………..37


Способы активизации иностранного инвестирования в России……..40

Заключение ………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

курсовая.Инвестирование.Гончарова - копия - копия - копия.doc

— 513.50 Кб (Скачать документ)

 

         Источник: UNCTAD, World Investment Report 2009-2011 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
  1. Правовое  регулирование иностранных  инвестиций
 
     
    1. Зарубежный  опыт привлечения  иностранных инвестиций

         В девяностые годы во многих странах  мира был выработан принципиально новый подход к вопросам экономического роста и развития, основанный на либерализации экономики и ее интеграции в мировую экономическую систему. Подходы, основанные на главенствующей роли государства и защите внутренних экономических интересов, которые разделяли как в развивающихся, так и в экономически развитых странах, были заменены не на новые, при этом экономисты стали положительно расценивать транснациональные корпорации (ТНК). Даже Северная Корея, одна из самых изолированных стран мира, приоткрыла свои двери для иностранных инвестиций из соседней Южной Кореи и Японии. Южно-Африканская республика признала важную роль иностранных инвесторов в стране. Частные капиталовложения рассматриваются как необходимое средство для увеличения внутренних сбережений, внедрения современной технологии, соответствующих навыков управления и облегчения доступа к внешним рынкам. Особо благоприятные возможности для иностранных инвесторов в тех отраслях, которые могут увеличить занятость и развить потенциалы местного производства.

         Иностранные капиталовложения для экономики  стран-получателей, пусть и не гарантированные, могут помочь им интегрироваться  в конкурентную мировую экономику.

         Эффективность и целесообразность привлечения  иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран следующие: 

  • Передача новой технологии. ТНК обычно относятся к крупнейшим, самым развитым и наиболее конкурентоспособным компаниям, которые сами ведут научно-исследовательскую работу и используют ее результаты на всех стадиях производства вплоть до организации рынков сбыта и размещения своих производственных мощностей в разных странах.
 
     
  • Страны-получатели испытывают воздействие новой технологии ТНК, которая влияет на развитие индустриальной базы. Местные компании, установившие связи с ТНК, и местные специалисты, работающие в ТНК, усваивают их ноу-хау и учатся работать на международных рынках в условиях жесткой конкуренции.
  • Создание рабочих мест. В странах, в экономике которых неполная занятость или сплошная безработица - хронические проблемы, а попытки создания рабочих мест в государственном секторе мало результативны, прямые инвестиции ТНК решают отчасти эти проблемы. Профессиональная подготовка местных кадров оказывает самое благотворное воздействие на местную экономику.
  • Развитие экспорта. Иностранные инвестиции нередко влекут за собой рост экспорта из страны-получателя на рынки других стран. Этот экспорт обеспечивает твердую валюту, что жизненно важно для устойчивого экономического роста: выплаты внешней задолженности; финансирования закупок импортных товаров и внутренних инвестиций.
  • Качественный рост новой экспортной продукции развивающихся стран, которые традиционно экспортировали сырьевые товары (например, кофе, сахар, бананы). Расширение номенклатуры экспортной продукции уменьшает незащищенность страны перед воздействием падения цен на сырьевые товары.

         Двадцать  лет назад считалось, что иностранные  инвесторы стремятся "захватить" экономику страны-получателя, лишая коренное население их потенциального благосостояния, которое могло бы быть достигнуто благодаря местным ресурсам.

         Эти аргументы использовались для оправдания национализации промышленности или экспроприации имущества ТНК правительствами стран-получателей, что вело к значительным потерям для иностранных инвесторов. Так было во многих новых независимых государствах Африки в 1960-х годах, когда сделали ставку на развитие собственной экономической базы; в 1979 году правительство Нигерии национализировало имущество компании "Бритиш петролеум", в 1960-х годах Индия экспроприировала предприятия компании "Кока-Кола"; в начале 70-х годов Чили национализировала свою меднодобывающую промышленность.

         В наше время национализация иностранных инвестиций - явление довольно редкое, однако негативное отношение к иностранным инвестициям во многом осталось прежним. Даже те страны, где расположены штаб-квартиры крупнейших ТНК мира, побаиваются иностранных инвестиций. Например, в Соединенных Штатах, когда японцы вдруг начали скупать недвижимость. это вызвало серьезные опасения, что США утратят контроль над своей собственной экономикой или перестанут быть ведущей экономической державой мира. Подобное отношение существует и в новых демократических странах Центральной и Восточной Европы и бывшем Советском Союзе, которые стремятся привлечь иностранные инвестиции.

         Именно  эти соображения побудили многие развивающиеся страны проводить политику ограничения иностранных инвестиций, которая как бы защищает промышленность своей страны и позволяет ей развиваться, избегая жесткой международной конкуренции.

         Ограничения были в основном двух типов: полного  запрещения иностранных инвестиций в отрасли или налагались частичные ограничения.

         Например, мексиканская конституция запрещает иностранные инвестиции в нефтяную промышленность, т.к. эта отрасль - жизненно важная для национальных интересов и отдана государственному сектору.

         Развитие  электроники в Бразилии - это также  классический пример ориентации на внутреннее развитие, запрещающей иностранные инвестиции. Иностранное участие запрещалось даже в форме владения меньшей долей пакета акций совместных предприятий. Импорт тоже был запрещен. В результате, пока бразильские производители создавали образцы, аналогичные иностранным, зарубежные конкуренты успевали разработать новые технологии. Усугубляло положение то, что у местных фирм не было особого стимула к модернизации, ибо они господствовали на внутреннем рынке, не опасаясь иностранных конкурентов.

         Хотя  политика зашиты местных рынков привела к созданию национальной компьютерной промышленности в Бразилии, но она оказалась малоэффективной, производя товары по качеству более низкие, а по цене более высокие по сравнению с международным рынком.

         Считается, что протекционистская политика задержала развитие бразильской промышленности и снизила темпы экономического роста.

         Все это побудило правительство Бразилии пересмотреть свою политику. В соответствии с новым законодательством разрешается  импорт компьютерного оборудования, даже если аналогичное оборудование производится в Бразилии. Закон также разрешает создание совместных предприятий.

         В настоящее время страны-получатели научились открывать рынки и  предоставлять ТНК ресурсы таким  образом, чтобы гарантировать себе достаточную прибыль. Например, американская компания "Дженерал Электрик" получила контрольный пакет акций на венгерском государственном предприятии "Тунгсрам", был также заключен договор с заводским профсоюзом относительно сокращения штатов, которое предполагалось проводить не в виде массовых увольнений, а в форме ухода на пенсию или естественного оттока. Недавнее соглашение о создании совместного предприятия для разведки нефтяных месторождений американской компании "Шеврон" с правительством Казахстана, предусматривает, что "Шеврон" окажет помощь в строительстве дорог, школ, больниц, а также других объектов инфраструктуры. Американская компания "Интэрнэшнл Пейпер", которая приобрела в Польше второй по величине бумагообрабатывающий комбинат, обязалась улучшить охрану окружающей среды, осуществить меры социальной зашиты персонала и поддерживать нынешний уровень занятости в течение первых полутора лет. Такие договоренности способствуют созданию более благоприятного отношения к иностранным инвестициям в странах-получателях.

         В настоящее время страны Центральной  и Восточной Европы все больше обращаются к Западу в поисках  финансирования своей экономики. Однако правительства крупнейших западных стран - Соединенных Штатов, Японии и Германии - сами стоят перед экономическими трудностями, что ограничивает их возможности в оказании прямой помощи, как это было в прошлом.

         Столкнувшись  с возможностью сокращения традиционных форм иностранного финансирования, т.е. займов коммерческих банков и прямой иностранной помощи, которая, как правило, поступала через государственный сектор, развивающиеся страны должны будут изыскивать новые источники капиталовложений для того, чтобы поддерживать инвестиции на уровне 20-25% валового национального продукта (ВНП), что считается необходимым для стабильного экономического роста. Поэтому частные иностранные инвестиции могут сыграть здесь не последнюю роль.

         Спрос на такие инвестиции в развивающихся  странах, в странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе велик. Странам этих регионов придется конкурировать друг с другом за источники финансирования.

         Анализ  частных инвестиций в экономику  развивающихся стран, проведенный Международной финансовой корпорацией (отделение Мирового банка), показал, что между частными инвестициями, стабильностью макроэкономических структур и экономическим ростом существует определенная взаимосвязь. А именно: доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций с 1986 года сохраняется на уровне 60%. Анализ показывает, что начиная с середины 80-х прямые зарубежные инвестиции в развивающихся странах росли и достигли примерно 10% всех частных инвестиций.

         Поскольку в будущем глобализация экономики  будет расширяться, доля иностранных  инвестиций в частных инвестициях  в девяностые годы будет расти.

         Интересно, что пока самые крупные прямые зарубежные инвестиции делаются в промышленность ведущих индустриально развитых стран, в первую очередь потому, что их рынки обладают более высоким потенциалом получения прибыли. Однако эти рынки достаточно развиты и характеризуются растущей конкуренцией, о чем свидетельствует, в частности, автомобильный рынок США. Учитывая эти экономические тенденции, а также значительно более высокие темпы роста населения в развивающихся странах, следует ожидать, что рынки этих стран будут приобретать все большее значение для ТНК в 90-х годах и последующий период.

         Пути  привлечения иностранных инвестиций. Торговая палата США провела обширные исследования с целью выявить, чем руководствуются американские ТНК, принимая решения о капиталовложениях в какую-либо страну. Было выявлено 12 основных критериев.

  1. Характеристики местного рынка.
  2. Доступность рынка.
  3. Рабочая сила.
  4. Валютный риск.
  5. Возвращение капитала.
  6. Защита прав интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - это собственность компании на свою нематериальную продукцию.
  7. Торговая политика. Торговая политика оказывает влияние на стоимость экспортно-импортных операций в стране-получателе, а также на сам процесс осуществления таких операций.
  8. Налоговые ставки и стимулы.
  9. Политическая стабильность.
  10. Макроэкономическая политика.
  11. Инфраструктура и услуги, физические ресурсы страны-получателя, т.е. ее дороги, порты, аэропорты, телекоммуникационные сети, наличие и стоимость энергоносителей имеют важнейшее значение для стоимости и эффективности производства и транспортировки.

         Зоны  свободной торговли. Зоны свободной  торговли (ЗСТ) или зоны переработки экспорта также в значительной степени освобождают от импортных тарифов, налогов на экспорт и прибыль. Однако эти условия предоставляются лишь для фирм, которые создают предприятия в определенных географических районах. В некоторых случаях такие зоны существуют в масштабах целой страны.

         Для инвестиций в ЗСТ важны следующие  факторы:

         - географическое положение;  
    - доступ к рынку;  
    - движение товаров;  
    - инфраструктура.

         ЗСТ успешно функционируют во многих странах. В Карибском бассейне Доминиканская  Республика превратилась в ведущего экспортера текстильной продукции, одежды, обуви, электроники, товаров из кожи и др. в Соединенные Штаты, которые в соответствии с соглашением "Инициатива Карибского бассейна" не облагают таможенной пошлиной большую часть этих товаров. Среди стран Центральной Америки чрезвычайно успешной оказалась программа развития ЗСТ в Коста-Рике. Такие же подобные зоны создаются теперь в Гондурасе. Гватемале и Сальвадоре.

         Особые  экономические зоны на юге Китая. например в Шеньчжэне. привлекли значительные зарубежные капиталовложения, в основном из соседнего Гонконга. Среди других азиатских стран Шри-Ланка. Малайзия и Тайвань добились значительных зарубежных капиталовложений с помощью ЗСТ.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
    1. Страхование иностранных инвестиций

         Под гарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства — реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

         Прежде  чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

         Анализ  национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций: 
    *гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала; 
    *гарантии недискриминации; 
    *гарантии стабильности условий инвестирования; 
    *гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности; 
    *гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ