Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:50, курсовая работа
Целью работы является выявление проблем привлечения иностранных инвестиций в РФ, а также разработка мер и способов активизации иностранных инвестиций в РФ.
Объектом исследования являются иностранные инвестиции.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты иностранных инвестиций
1.1 Экономическая сущность и характеристика основных форм………..5
1.2 Прямые и портфельные иностранные инвестиции в России………..10
1.3 Динамика глобального рынка в 2009-2011гг……………………..…..16
Правовое регулирование иностранных инвестиций
Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций…………..19
2.2 Страхование иностранных инвестиций……………………………….26
2.3 Крупнейшие страны-инвесторы……………………………………….30
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и способы их решения
Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе……………………………………………………………………….…………...31
Факторы, препятствующие привлечению иностранных инвестиций…………………………………………………………………………………..37
Способы активизации иностранного инвестирования в России……..40
Заключение ………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………………………………….45
В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий.
Большинство международных договоров о
поощрении и защите капиталовложений, в которых участвует Россия, оговаривают процедуру передачи споров относительно толкования и применения таких соглашений на рассмотрение изолированных третейских судов (арбитражей ad hoc), которые формируются самими сторонами для каждого конкретного случая. Соответствующие положения содержатся, в частности, в договорах, заключенных нашим государством с Австрией, Бельгией, Люксембургом, Болгарией, Великобританией, Грецией, Данией, Испанией, Канадой, КНР, Кореей, США, Францией и др.
Кроме того, часть таких договоров
предусматривает особую процедуру рассмотрения споров между инвестором одного государства — участника соглашения и другим государством-участником, касающегося обязательств последнего по данному договору. В соответствии с этой процедурой соответствующие споры могут передаваться по выбору инвестора на рассмотрение:
*компетентного суда или арбитража государства — реципиента капитала;
*третейского суда "ad hoc";
*постоянно действующего международного коммерческого арбитражного органа (например, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты);
*Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г.
Каждый договор устанавливает свой собственный перечень таких органов.
В тех случаях, когда международным договором или соглашением
сторон не предусмотрено иное, а также в случае отсутствия соответствующего международного соглашения, инвестиционные споры могут быть рассмотрены арбитражными судами или судами общей юрисдикции страны истца или ответчика на основе процессуального законодательства этого государства.
Значительную часть опасений инвесторов при вкладывании капиталов в экономику
зарубежных государств составляют так называемые некоммерческие риски. Связанные с ними неблагоприятные последствия являются, как правило, следствием неконституционной смены власти, изменения политического режима, проведения неконтролируемой национализации или конфискации собственности, отказа государства от своих международных обязательств и т. д. Поэтому вполне естественным является желание иностранных инвесторов создать систему дополнительных гарантий, которая функционировала бы независимо от политических катаклизмов. Одним из элементов такой системы является страхование инвестиций. Эта деятельность может осуществляться частными компаниями, государственными органами или международными организациями.
Объектом договора страхования, заключаемого частной страховой компанией, являются ресурсы, вкладываемые физическими или юридическими лицами за рубежом, а страховым случаем — финансовые потери, связанные с политическими рисками, которые эти страхователи понесли в соответствующем иностранном государстве. Преимуществами данной формы организации страхования инвестиционных рисков считаются гибкость и маневренность, присущие деятельности частных компаний. Кроме того, такие компании независимы от государства и, следовательно, инвестор может рассчитывать на возмещение убытков, невзирая на позицию тех или иных государственных органов.
Вместе с тем подобная независимость имеет определенные границы. Бели страховая компания, к примеру, сама находится в стране, переживающей серьезные экономические и политические проблемы, то ее положение тоже будет нестабильным. Нельзя забывать и о том, что довольно часто инвестиции, вкладываемые в экономику зарубежных государств, исчисляются сотнями миллионов долларов. Поэтому при наступлении страхового случае сумма возмещения, подлежащая выплате, может оказаться непосильной даже для крупных страховых компаний с мировым именем. Наконец, следует иметь в виду, что частное страхование иностранных инвестиций обычно ограничено сроком в 3—5 лет и на многие некоммерческие риски не распространяется.
В отличие от частных государственные программы страхования предназначены, среди прочего, для проведения политики поощрения и защиты капиталовложений, осуществляемых отечественными предприятиями и организациями за рубежом. Государственные страховщики обычно оформляют страхование от импортных и экспортных, краткосрочных либо долгосрочных, рисков прямых инвестиций.
В числе международных
организаций, занимающихся страхованием иностранных капиталовложений, особую роль играет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией 1985 г. Как и КЧЗИ, Агентство заключает договоры страхования от некоммерческих рисков, перечень которых включает, в частности: неконвертируемость; лишение правительством права собственности или контроля; нарушение правительством договора в случаях невозможности обращения в суд или арбитраж; потери вследствие военных действий или гражданских волнений и др. Страхование может покрывать как инвестиции в акции, так и в кредиты, выделенные или гарантированные держателями акций, а также лицензирование, предоставление привилегий и договоры о разделе продукции.
Диаграмма 2
1. Беларусь 12. Швейцария
606 (11.58%)153.7 (2.94%)
2. Казахстан
13. Швеция
231 (4.42%)2 (3.82%)
3. Кыргызстан
14. Япония
90.5 (1.73%)(0%)
4. Австрия
15. США
101.5 (1.94%)(0%)
5. Великобритания
16. Республика Корея
(0%)534 (10.21%)
6. Виргинские острова (Брит) 17. Бельгия
(0%)440.4 (8.42%)
7. Германия
18. Франция
130.8 (2.5%)1,793.1 (34.28%)
8. Кипр
19. Мексика
214.2 (4.09%)86 (1.64%)
9. Китай
20. Украина
(0%)70.3 (1.34%)
10. Нидерланды
21. Прочие страны
76.3 (1.46%)413.3 (7.9%)
11. Финляндия
90.3 (1.73%)
- Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и способы их решения
Минэкономразвития по инициативе представителей бизнеса разработало минимальный стандарт инвестиционного климата для регионов. А именно что должны сделать власти субъектов РФ для того, чтобы к ним шли инвесторы. Об этом шла речь на недавней встрече Дмитрия Медведева с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной.
В разговоре с главой министерства
президент охарактеризовал состояние инвестиционного климата в нашей стране как неудовлетворительное. Он заявил, что тема инвестиционного климата должна стать одной из главных среди экономических приоритетов правительства в 2011 году. Поэтому уже в этом году планируется принять ряд поправок в закон об иностранных инвестициях, суть которых сводится к тому, чтобы облегчить инвесторам доступ в пищевую, медицинскую, банковскую деятельность, либерализовать контроль в сфере недропользования. Что касается методов привлечения инвестиций, то они должны быть, как выразился президент, нестандартными.
Еще в прошлом году регионы заставляли
разрабатывать собственные программы создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, которые должны быть готовы воплощаться в жизнь уже летом этого года. В помощь регионам министерство экономического развития подготовило Модельную программу улучшения инвестиционного климата в субъекте РФ. В программе восемь приоритетных направлений. Среди них: необходимость создать благоприятную для инвестиций административную среду; подготовить инфраструктуру, сформировать финансовые механизмы привлечения и поддержки инвестиций.
Кроме того, инвесторов необходимо завлекать
налоговыми преференциями, выгодными тарифами, содействием в подборе поставщиков, квалифицированными работниками и высоким спросом на продукцию. Предполагается, что в регионах будут созданы специальные советы по улучшению инвестклимата во главе с губернатором, а также агентства по работе с инвесторами.
Что касается создания благоприятной административной среды, то минэкономразвития предлагает как раз нестандартный подход. А именно обеспечить инвестора оперативной связью с руководством субъекта РФ. Как записано в программе, это необходимо для решения в режиме онлайн возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов. Инвестор и губернатор региона всегда должны быть на связи.
По словам директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэкономразвития Сергея Белякова, многие пока иронично воспринимают тезис о том, что губернатор должен давать инвесторам свой мобильный телефон. "С одной стороны, я согласен с этой иронией, потому что, наверное, это не та мера, которая способна изменить ситуацию, - сказал Сергей Беляков на встрече с представителями регионов в Центре социально-консервативной политики, где за "круглым столом" обсуждались варианты улучшения инвестклимата. По его мнению, сам факт такой открытости - это не просто передача своего контакта инвестору или тому, кто реализует проект. "Это демонстрация некой открытости власти на самом высшем уровне и попытка изменить менталитет чиновников, - считает руководитель департамента минэкономразвития. - Потому что если этот огромный аппарат знает, что в случае чего инвестор может обратиться на самый верх и там никаких закрытых дверей не будет, то, конечно, выстраивается работа с инвестором по-другому и на более низком уровне. С генералом не всегда достаточно договориться, договариваться надо с лейтенантом. Так вот открытость "генерала" означает, что и лейтенантский корпус будет открыт, и проблемы будут решены".
Сергей Беляков уверен, что центральным звеном в улучшении бизнес-климата должны быть региональные власти во главе с губернатором. "Однако, если они не заинтересованы у себя в регионе что-либо менять, если они не начнут принимать инвестиционные программы, которые должны разрабатываться не для того, чтобы отчитаться перед правительством, тогда ситуация не изменится, - считает глава департамента.
В минэкономразвития считают, что только в
Калужской и Ульяновской областях могут похвастаться позитивной инвестиционной картиной. Причем Калуге впервые за десять лет по объему привлеченных иностранных инвестиций удалось обогнать такой сырьевой регион, как Сахалин с его мегапроектами "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Привлекая одного якорного инвестора, создается возможность для привлечения еще большего количества инвесторов. "И опыт Калужской и Ульяновской областей говорит о том, что можно вести эту политику, не дожидаясь каких-то преференций, каких-то мер финансовой поддержки со стороны федерального центра, - считает Сергей Беляков. Необходимо самостоятельно проявлять активность и формировать вот такую модель поведения чиновников на местах по отношению к бизнесу. Потому что она сразу окупается, инвестор очень чувствителен в этом плане, он выбирает те регионы, где условия для него наиболее комфортны".
Подходы могут быть разными, но зачастую встречаются "узкие" места, которые характеризуют позицию регионов в том, что касается привлечения инвесторов. Это касается в основном административных действий. "Например, у нас достаточно понятным, но откровенно трудно реализуемым стало то, что региональные власти не должны инвестору, который приходит реализовывать свой проект, особенно крупному инвестору навязывать регионального подрядчика, - объясняет Сергей Беляков. С одной стороны, казалось бы, необходимо всячески поощрять местный бизнес, отстаивать его интересы, продвигать его интересы у себя, но мы неизбежно сталкиваемся с проблемой, что как только такое "навязывание" или "стимулирование" происходит, то у инвесторов сразу возникают проблемы. Ведь не факт, что местный бизнес наиболее эффективен или в большей степени удовлетворяет запросы и потребности того инвестора, который хотел бы прийти. А как только здесь открывается рынок и инвестор сам выбирает подрядчика, с кем ему комфортнее работать, даже не из этого региона, и местная власть не чинит никаких препятствий ему в этом плане, тогда создается более комфортная конкурентная среда. Вот такие мелочи, но очень конкретные действия региональных властей стимулируют бизнес. А без таких действий никакого развития инвестиционного климата в регионе, конечно же, не будет".
Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ