Прямое зарубежное инвестирование, виды и риски его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание

основная цель работы заключается в выявлении особенностей и проблем привлечения иностранных инвестиций в условиях рыночных преобразований; уточнении основных причин, обусловивших кризис развития инвестиционной сферы, а также условий и факторов его преодоления; определении основных форм и методов государственного регулирования процесса привлечения прямых иностранных инвестиций; исследовании возможностей и долгосрочных перспектив активизации инвестиционной деятельности и предложении путей повышения инвестиционной привлекательности и эффективности иностранных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 6
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО И ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА 8
ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ 12
СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

11.doc

— 456.00 Кб (Скачать документ)
justify">      Частные инвестиции – это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Сюда относятся торговые кредиты, межбанковское кредитование. Они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство может в пределах своих полномочий их контролировать и регулировать.

      По  срокам размещения иностранные инвестиции делятся на краткосрочные, среднесрочные  и долгосрочные. К последним относятся  вложения более, чем на 15 лет. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты).

      По  характеру использования иностранные  инвестиции бывают ссудными и предпринимательскими. Первые означают предоставление средств взаймы для получения прибыли в форме процента. В этой сфере активно выступают капиталы из государственных и частных источников.

      Предпринимательские инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда.

      По  целям предпринимательские инвестиции делятся на прямые и портфельные.

      Прямые  инвестиции являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. В основном прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются частным предпринимательским капиталом. Прямые инвестиции оказывают существенное воздействие как на всю мировую экономику, так и на ее сердцевину – международный бизнес.

      Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за объектом вложения, а дают лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности получения  такого дохода.

      МВФ выделяет еще одну группу – "прочие инвестиции", в которые в основном входят международные займы и  банковские депозиты.

      В последние годы в мировой экономике  прослеживается устойчивая тенденция  к росту ссудных инвестиций. Как  показывает мировой опыт, практически ни одно государство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло обойтись без внешних заемных финансовых ресурсов.

      В современном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть официальная государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др.

      Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации (ВБ, МВФ. MAP, МФК, ЕБРР, АзБРР и др.), крупные коммерческие банки и  банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.

      Понимая, что неразвитость инфраструктуры тормозит национально-экономическое развитие, правительства многих стран пошли  на приватизацию и ослабление контроля со стороны государственных монополий  с тем, чтобы привлечь больше иностранных инвестиций и технологий и тем самым добиться повышения эффективности функционирования соответствующих отраслей.

      Таким образом, международное инвестирование, осуществляемое по различным каналам, является на современном этапе наиболее динамично развивающейся формой мирохозяйственных связей. Процессы интернационализации обусловили в последние десятилетия заметное возрастание роли такого канала, как прямое зарубежное инвестирование главных его субъектов – международных корпораций.

      Иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы – производственного ядра глобализируемой мировой экономики.

Взаимодействие  российского и  иностранного капитала

     Иностранному  инвестору на территории РФ предоставляются следующие виды гарантий:

    • правовой защиты деятельности;
    • использования различных форм осуществления инвестиций;
    • перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
    • компенсации при национализации и реквизиции имущества;
    • от неблагоприятного изменения законодательства РФ для иностранного инвестора;
    • обеспечения надлежащего разрешения спора;
    • использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
    • на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
    • права на приобретение ценных бумаг;
    • участия в приватизации;
    • предоставления права на земельные участки, природные ресурсы, здания, сооружения, недвижимое имущество.

     Соответственно, исходя из этого, иностранные компании и банки, производя инвестиции в России, преследуют различные цели, среди которых можно выделить следующие:

    • получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых.
    • использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья.
    • использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.
    • встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.
    • покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно–ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.
    • продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово–сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.
    • использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.
    • инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.

     Еще один мотив для вложения средств  в российские предприятия – относительно невысокая стоимость рабочей силы и некоторых видов сырья. Здесь следует отметить, что в отличие от слаборазвитых стран в России нет чрезвычайно дешевой неквалифицированной рабочей силы, но стоимость труда квалифицированных работников занижена. Это способствует использованию российских научных и инженерных кадров иностранными компаниями. Например, фирмы Motorola и Samsung проинвестировали создание собственных научно-исследовательских центров в области электроники в России.

     Многие  иностранные компании стремятся  захватить конечные звенья технологических  цепочек российских экспортно-ориентированных  производств, т.е. поставить под контроль торговые компании, которые получают российскую продукцию и продают ее на мировом рынке. Это облегчается тем, что российские поставщики часто в должной степени не ориентируются на рынке и не в состоянии создать собственные сбытовые структуры за рубежом. Кроме того, российским поставщикам выгодно иметь дело только с одним партнером (с которым имеются доверительные отношения), т.к. в российских условиях бывает необходимо переориентировать финансовые потоки за поставленную продукцию на посредников. 

     Среди целей, которые  преследуют государственные иностранные финансовые институты, инвестирующие средства в России можно выделить следующие:

    • продвижение товаров национальных производителей на российский рынок;
    • помощь национальным компаниям, которые намерены инвестировать средства в России, включая сбор информации, выполнение функций маркетинга, участие в проектах, пробное (или венчурное) финансирование;
    • «привязка» отдельных секторов российской промышленности к соответствующим отраслям национальной экономики; развитие двустороннего экономического сотрудничества в целом.

     Продвижение товаров «своих» производителей на российский рынок часто осуществляется с помощью предоставления кредитов на закупку этих товаров. Такие кредиты  обычно не перечисляются на счет заемщика, а выдаются в виде кредитной линии. При этом заемщик не может использовать эти деньги на какие-либо другие цели и, по сути, не может ими распоряжаться.

     Зарубежные  государственные банки и другие финансовые институты оказывают  многостороннюю помощь своим фирмам при проникновении на российский рынок и инвестировании средств в российскую экономику.

     Такая помощь осуществляется по следующим  направлениям:

    • участие в проектах, осуществляемых частными инвесторами;
    • сбор информации о российских производителях, финансовых институтах, правовых нормах и т.д.;
    • поиск и анализ проектов, которые могли бы быть интересны национальным (т.е. зарубежным) инвесторам;
    • взятие на себя риска по «раскрутке» подобных проектов; т.е. государственный банк может гарантировать вложенные на начальной стадии проекта частным инвестором средства, либо банк самостоятельно участвует в проекте, а в случае успеха привлекает к нему частные компании;
    • политическое и экономическое давление на российские властные структуры в интересах «своих» компаний.

     Стратегическая  цель иностранных государственных  финансовых институтов – включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Это подразумевает создание в России устойчивых рынков сбыта для товаров национальных производителей, а также построение таких финансовых и технологических связей, чтобы «развивающий центр» совместного производственного кластера находился в стране, интересы которой представляет соответствующий государственный институт. Иначе говоря, предполагается, что в развитой стране сосредоточены высокотехнологические производства и, прежде всего, создание и внедрение новых технологий, а в России – производство по отработанной технологии и \ или по лицензии. Как показывают ряд экономических исследований, управление «развивающим центром» промышленного кластера дает в долгосрочной перспективе более эффективный контроль над кластером, чем использование чисто финансовых методов контроля. Поэтому государственные банки охотнее кредитуют проекты с долгосрочными перспективами (например, поставки оборудования), чем краткосрочные закупки конечной продукции.

     Одна  из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику – создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на «латание дыр». Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.

     Большинство российских промышленных предприятий  имеют неустойчивое финансовое положение  и устаревшую структуру. Иностранные  инвесторы не привыкли работать с такими предприятиями, например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. Российским предприятиям, в свою очередь, часто не выгодно иметь имидж финансово состоятельных, т.к. это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. Инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним, т.к. в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в российских условиях далеко не всегда означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.

Информация о работе Прямое зарубежное инвестирование, виды и риски его регулирования