Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:43, курсовая работа
Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в
экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных
передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий,
привнесенных иностранным капиталом. В этом контексте представляется
целесообразным рассмотреть и оценить различные подходы к определению
экономического содержания инвестиционной деятельности, структуры инвестиций,
других составляющих элементов инвестиционной сферы, а также способов
государственного воздействия на ее развитие.
Введение. 2
Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций.. 4
Международные инвестиции.. 6
Взаимодействие российского и иностранного капитала.. 8
динамика поступления иностранных инвестиций в Россию.... 12
структура иностранных инвестиций в России.. 15
Заключение.. 23
Список литературы.... 26
все свои возможности, прежде всего по снижению налогов и предоставлению
налоговых льгот. Наиболее часто они снижают региональные ставки налога на
прибыль, дают освобождение от уплаты в региональный бюджет налога на
имущество и других местных налогов при соблюдении инвесторами определенных
условий, предоставляют отсрочки по налоговым, арендным и иным платежам,
предоставляют беспроцентные ссуды и гарантии местных органов власти и др.
Также практикуется практика заключения прямых инвестиционных договоров с
крупными зарубежными инвесторами для реализации крупного инвестиционного
проекта с привлечением гарантий федерального Правительства.
Практически в каждом субъекте Российской Федерации введено в действие
собственное законодательство (в пределах предоставленной субъектам
компетенции), способствующее
улучшению инвестиционного
благоприятных условий для инвестиционной деятельности.
В целом можно утверждать, что на региональном уровне вопросы стимулирования
инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует
о заинтересованном отношении властей к притоку капитала.
Как показало время, создание преференциального режима для прямых иностранных
инвестиций, стимулирование деятельности предприятий с иностранными
инвестициями в целом оправдали себя. Предприятия с иностранными инвестициями
стали значимой силой в экономике многих регионов, началась реализация ряда
крупных производственных проектов с участием зарубежных инвесторов. Тем не
менее, в результате проделанного анализа специалисты Государственной
инвестиционной корпорации пришли к выводу: принятие регионального
законодательства, регулирующего капиталовложения, не приводит к значительному
увеличению их объема.
Решающими факторами при
сегодня является географическое
и социально-экономическое
Льготы и гарантии, закрепленные местными нормативными актами, станут
определяющими только
при условии кардинального
ситуации в стране.
Распределение иностранных инвестиций в территориальном разрезе
характеризуется сохранением позиций Центрального экономического района,
прежде всего Москвы (более 90 % инвестиций приходящихся на Центральный
район), сырьевых регионов (Татарстан, Тюменская, Омская области), крупных
машиностроительных центров (Свердловская область).
За 9 месяцев 2003 года иностранные инвестиции в Омскую область составили
1589,3 млн долларов США, что по сравнению с 2002 годом больше на 52,5%. По
объему привлеченных в прошлом году иностранных инвестиций Омская область
занимает второе после Москвы место в Российской Федерации. По Сибирскому
федеральному округу v это первый показатель.
В 2003 году позитивные
изменения структуры и
инвестиций отмечались сразу по нескольким позициям. Прямые иностранные
инвестиции в Омскую область увеличились в 8,3 раза. Взносы инвесторов в
уставный капитал омских предприятий выросли в 9,4 раза. Вложения в
строительство выросли в 6,3 раза, в связь v в 2,8 раза, в промышленность v на
6%, в том числе в машиностроение v на 79,6%, строительных материалов - в 3,9
раза. В 2003 году особый интерес к Омскому региону проявили инвесторы из
Британских Виргинских островов, Кипра, Республики Беларусь, Нидерландов, США,
Казахстана.
По состоянию на 1 января 2004 года накопленный иностранный капитал в
экономике Вологодской области составил 295 миллионов долларов США. В 2003
году возросли темпы
поступления иностранных
общий объем поступившего иностранного капитала увеличился по сравнению с 2001
годом лишь на 7 процентов, то в 2003 году по сравнению с 2002 годом в 9 раз.
В целом в экономику области в 2003 году направлено 287 миллионов долларов
иностранного капитала. Уменьшилась доля прямых инвестиций с 21 процента в
2002 году до 7 процентов в 2003 году, доля прочих инвестиций возросла - на 18
процентных пунктов.
Наибольшие объемы иностранных инвестиций в 2003 году приходились на долю
Франции (28 процентов), Германии (25 процентов) и Великобритании (21
процент), инвесторы этих стран вкладывали средства в черную металлургию,
химическую, деревообрабатывающую, стекольную промышленность, строительство и
прочие виды деятельности
сферы материального
экономики промышленность по-прежнему остается наиболее привлекательной для
вложения иностранного капитала. В 2003 году в промышленность поступило 238
миллионов долларов или 83 процентов от общего объема иностранных инвестиций.
В 2003 году ведущие позиции по иностранным вложениям капитала в область
удерживал город Череповец (98 процентов). Зарубежные инвесторы вложили
капитал также в организации Бабушкинского, Чагодощенского районов и города
Вологды. Об этом сообщает Вологодский областной комитет государственной
статистики.
Заключение
Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании
интегрированной интернациональной производственной системы –
производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную
систему государственной поддержки национальных компаний стремящихся
внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или
запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще
не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что
государственная политика нацелена, прежде всего, на защиту так называемых
«государственных интересов», а не интересов отечественных компаний и фирм.
Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности
отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление
интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.
Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы: прямые
иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное
позитивное воздействие на экономику; создание преференциального режима для
прямых иностранных инвестиций достаточно активно способствует их привлечению.
Тем не менее федеральное законодательство не было и в настоящий момент не
является достаточно благоприятным, «либеральным» для такого рода вложений;
частичная коррекция сложившегося положения происходит за счет принятия
законодательных актов регионального уровня.
И все же иностранные инвесторы продолжают называть российский рынок
перспективным.
В опубликованном отчете союза немецкой экономики отмечается, что «было бы
стратегической ошибкой списывать Россию со счетов под впечатлением ее плохого
в настоящее время имиджа».
На существующем в Российской Федерации общеэкономическом фоне трудно делать
какие-либо, тем более оптимистичные прогнозы. Тем не менее, наметившуюся
тенденцию постепенного ухода иностранного капитала из спекулятивного в
реальный сектор, не принимать во внимание нельзя. Одним из "положительных"
результатов кризиса 17 августа 1998 года стало понимание низкой эффективности
привлечения иностранного капитала в страну путем получения торговых и иных
частных кредитов, заимствований по линии ГКО-ОФЗ, а также необходимости
кардинальных изменений в области законодательного регулирования привлечения
иностранного капитала.
В настоящее время в России происходит увеличение притока прямых иностранных
инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование
остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской
экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в
целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того,
неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые
российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств,
поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные
сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что
промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется
передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются
неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры
банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность
замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую
конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение
доли рынка, занятой товарами российского производства.
Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и
гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают
экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость
банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и
коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно,
низкая компетентность российских деловых кругов.
В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного
риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и
отечественных инвесторов.
Однако, 15 сентября 2003 года в Москве, в «Президент – отеле» прошло XVII
заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
В ходе заседания
обсуждались вопросы
совершенствования налоговой политики и административных барьеров в
инвестиционной деятельности.
В результате обсуждения участники рабочей группы пришли к следующим выводам:
Российское правительство добилось впечатляющих результатов в деле улучшения
инвестиционного климата в России. Изменения в законодательстве 2002-2003г.,
усилия Правительства
по внедрению принципов
к решительному изменению отношения к российской экономике, выразившемуся в
реализации крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов
в 2003г. Рабочая группа отмечает, что некоторые рекомендации,
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономике России