Прямые иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание

Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в
экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных
передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий,
привнесенных иностранным капиталом. В этом контексте представляется
целесообразным рассмотреть и оценить различные подходы к определению
экономического содержания инвестиционной деятельности, структуры инвестиций,
других составляющих элементов инвестиционной сферы, а также способов
государственного воздействия на ее развитие.

Содержание

Введение. 2
Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций.. 4
Международные инвестиции.. 6
Взаимодействие российского и иностранного капитала.. 8
динамика поступления иностранных инвестиций в Россию.... 12
структура иностранных инвестиций в России.. 15
Заключение.. 23
Список литературы.... 26

Работа состоит из  1 файл

ин.инвестиции реферат.docx

— 52.06 Кб (Скачать документ)

все свои возможности, прежде всего по снижению налогов  и предоставлению

налоговых льгот. Наиболее часто они снижают региональные ставки налога на

прибыль, дают освобождение от уплаты в региональный бюджет налога на

имущество и других местных налогов при соблюдении инвесторами определенных

условий, предоставляют  отсрочки по налоговым, арендным и иным платежам,

предоставляют беспроцентные  ссуды и гарантии местных органов  власти и др.

Также практикуется практика заключения прямых инвестиционных договоров с

крупными зарубежными  инвесторами для реализации крупного инвестиционного

проекта с привлечением гарантий федерального Правительства.

Практически в каждом субъекте Российской Федерации введено  в действие

собственное законодательство (в пределах предоставленной субъектам

компетенции), способствующее улучшению инвестиционного климата, созданию

благоприятных условий  для инвестиционной деятельности.

В целом можно  утверждать, что на региональном уровне вопросы стимулирования

инвестиций прорабатываются  лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует

о заинтересованном отношении властей к притоку  капитала.

Как показало время, создание преференциального режима для прямых иностранных

инвестиций, стимулирование деятельности предприятий с иностранными

инвестициями в  целом оправдали себя. Предприятия  с иностранными инвестициями

стали значимой силой  в экономике многих регионов, началась реализация ряда

крупных производственных проектов с участием зарубежных инвесторов. Тем не

менее, в результате проделанного анализа специалисты  Государственной

инвестиционной корпорации пришли к выводу: принятие регионального

законодательства, регулирующего  капиталовложения, не приводит к значительному

увеличению их объема. Решающими факторами при осуществлении  инвестиций

сегодня является географическое и социально-экономическое положение  региона.

Льготы и гарантии, закрепленные местными нормативными актами, станут

определяющими только при условии кардинального изменения  общеэкономической

ситуации в стране.

Распределение иностранных  инвестиций в территориальном разрезе

характеризуется сохранением  позиций Центрального экономического района,

прежде всего Москвы (более 90 % инвестиций приходящихся на Центральный

район), сырьевых регионов (Татарстан, Тюменская, Омская области), крупных

машиностроительных  центров (Свердловская область).

За 9 месяцев 2003 года иностранные инвестиции в Омскую область составили

1589,3 млн долларов  США, что по сравнению с 2002 годом больше на 52,5%. По

объему привлеченных в прошлом году иностранных инвестиций Омская область

занимает второе после Москвы место в Российской Федерации. По Сибирскому

федеральному округу v это первый показатель.

В 2003 году позитивные изменения структуры и отраслевой направленности

инвестиций отмечались сразу по нескольким позициям. Прямые иностранные

инвестиции в Омскую область увеличились в 8,3 раза. Взносы инвесторов в

уставный капитал  омских предприятий выросли в 9,4 раза. Вложения в

строительство выросли  в 6,3 раза, в связь v в 2,8 раза, в промышленность v на

6%, в том числе  в машиностроение v на 79,6%, строительных  материалов - в 3,9

раза. В 2003 году особый интерес к Омскому региону  проявили инвесторы из

Британских Виргинских островов, Кипра, Республики Беларусь, Нидерландов, США,

Казахстана.

По состоянию на 1 января 2004 года накопленный иностранный  капитал в

экономике Вологодской  области составил 295 миллионов долларов США. В 2003

году возросли темпы  поступления иностранных инвестиций. Если в 2002 году

общий объем поступившего иностранного капитала увеличился по сравнению с 2001

годом лишь на 7 процентов, то в 2003 году по сравнению с 2002 годом  в 9 раз.

В целом в экономику  области в 2003 году направлено 287 миллионов  долларов

иностранного капитала. Уменьшилась доля прямых инвестиций с 21 процента в

2002 году до 7 процентов  в 2003 году, доля прочих инвестиций  возросла - на 18

процентных пунктов.

Наибольшие объемы иностранных инвестиций в 2003 году приходились  на долю

Франции (28 процентов), Германии (25 процентов) и Великобритании (21

процент), инвесторы  этих стран вкладывали средства в  черную металлургию,

химическую, деревообрабатывающую, стекольную промышленность, строительство  и

прочие виды деятельности сферы материального производства. Среди отраслей

экономики промышленность по-прежнему остается наиболее привлекательной  для

вложения иностранного капитала. В 2003 году в промышленность поступило 238

миллионов долларов или 83 процентов от общего объема иностранных  инвестиций.

В 2003 году ведущие  позиции по иностранным вложениям  капитала в область

удерживал город  Череповец (98 процентов). Зарубежные инвесторы  вложили

капитал также в  организации Бабушкинского, Чагодощенского районов и города

Вологды. Об этом сообщает Вологодский областной комитет  государственной

статистики.

    

Заключение 

Прямые иностранные  инвестиции играют сейчас важнейшую  роль в создании

интегрированной интернациональной  производственной системы –

производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную

систему государственной  поддержки национальных компаний стремящихся

внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или

запретительные меры, как правило, в нее не входят. К  сожалению, в России еще

не выработано такой  системы. Это происходит во многом потому, что

государственная политика нацелена, прежде всего, на защиту так  называемых

«государственных  интересов», а не интересов отечественных  компаний и фирм.

Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности

отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление

интересов иностранных  фирм с целью поддержки своих  производителей.

Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие  выводы: прямые

иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное

позитивное воздействие  на экономику; создание преференциального  режима для

прямых иностранных  инвестиций достаточно активно способствует их привлечению.

Тем не менее федеральное  законодательство не было и в настоящий  момент не

является достаточно благоприятным, «либеральным» для  такого рода вложений;

частичная коррекция  сложившегося положения происходит за счет принятия

законодательных актов  регионального уровня.

И все же иностранные  инвесторы продолжают называть российский рынок

перспективным.

В опубликованном отчете союза немецкой экономики отмечается, что «было бы

стратегической ошибкой  списывать Россию со счетов под впечатлением ее плохого

в настоящее время  имиджа».

На существующем в Российской Федерации общеэкономическом  фоне трудно делать

какие-либо, тем более  оптимистичные прогнозы. Тем не менее, наметившуюся

тенденцию постепенного ухода иностранного капитала из спекулятивного в

реальный сектор, не принимать во внимание нельзя. Одним  из "положительных"

результатов кризиса 17 августа 1998 года стало понимание  низкой эффективности

привлечения иностранного капитала в страну путем получения  торговых и иных

частных кредитов, заимствований  по линии ГКО-ОФЗ, а также необходимости

кардинальных изменений  в области законодательного регулирования  привлечения

иностранного капитала.

В настоящее время  в России происходит увеличение притока  прямых иностранных

инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное  инвестирование

остается очень  небольшим и явно не удовлетворяющим  потребностей российской

экономики. Это объясняется  неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в

целом и по отношению  к иностранным инвестициям в  особенности. Более того,

неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые

российские компании отказываются от уже выделенных иностранных  средств,

поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение  и таможенные

сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что

промышленные предприятия  не получают необходимых инвестиций, затрудняется

передача передовых  технологий. Важными причинами такого положения являются

неопределенность  прав собственности, отсутствие оперативной  процедуры

банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса  и сложность

замены старого  руководства предприятия. Все это  определило низкую

конкурентоспособность российского производства, а также  дальнейшее уменьшение

доли рынка, занятой  товарами российского производства.

Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и

гарантированию иностранных  инвестиций. Отрицательное влияние  оказывают

экономическая и  социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость

банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень  преступности и

коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно,

низкая компетентность российских деловых кругов.

В силу названных  причин Россия остается страной высокого инвестиционного

риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и

отечественных инвесторов.

Однако, 15 сентября 2003 года в Москве, в «Президент –  отеле» прошло XVII

заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям  в России.

В ходе заседания  обсуждались вопросы инвестиционного  имиджа России,

совершенствования налоговой политики и административных барьеров в

инвестиционной деятельности.

В результате обсуждения участники рабочей группы пришли к следующим выводам:

Российское правительство  добилось впечатляющих результатов  в деле улучшения

инвестиционного климата  в России. Изменения в законодательстве 2002-2003г.,

усилия Правительства  по внедрению принципов корпоративного управления привели

к решительному изменению  отношения к российской экономике, выразившемуся в

реализации крупных  инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов

в 2003г. Рабочая группа отмечает, что некоторые рекомендации,

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в экономике России