Пути создания благоприятного инвестиционного климата в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание

Состояние инвестиционной сферы экономики России свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. Причинами этого являются политическая нестабильность; неотработанные, противоречивые и постоянно меняющиеся законодательная база и налоговая система; высокий уровень инвестиционных и кредитных рисков; отсутствие механизмов защиты инвестиций, раздела продукции; несовершенная банковская система низкий уровень инфраструктуры; несоответствие системы учета международной практике стандартов бухгалтерского и финансового учета и отчетности и др

Содержание

Введение 3
1. Инвестиции и инвестиционный климат 5
1.1. Экономическая сущность и формы инвестиций 5
1.2. Понятие инвестиционного климата 9
1.3.Инвестиционный климат в зарубежных странах 13
2. Инвестиционный климат в России 17
2.1. Основные проблемы развития инвестиционного процесса в РФ 17
2.2. Неэкономические проблемы инвестиционного климата в РФ 20
2.3. Инвестиционный климат регионов 25
3. Пути создания благоприятного инвестиционного климата в РФ 34
Заключение 37
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционный климат.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

     В зависимости от этих факторов, определяющих инвестиционный климат, регионы России можно разбить на три группы:

    • регионы с благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур. К ним относятся около 20 регионов и городов: Москва, Санкт-Петербург, Тульская, Ярославская, Калужская, Московская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области; Татарстан, Башкортостан, Якутия и Краснодарский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций в экономику России.
    • регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Эта группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 89 субъектов РФ.
    • регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Эта группа охватывает чуть более 10 регионов, в том числе, Калмыкию, Адыгею, Туву, Алтай, Ингушетию, Чукотку, Еврейскую автономную область. [11, с. 102]

     Из  вышесказанного следует, что для  определения благоприятности инвестиционного  климата России в  целом, необходимо обратить внимание на регионы и способствовать улучшению инвестиционного регионального климата.

     В большом экономическом словаре  инвестиционный климат (ИК) сформулирован  как совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих инвестиционному  процессу; равные для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику.[1, с. 445] Ещё инвестиционный климат определяется как совокупность социально-экономических, политических, социокультурных, организационно-правовых и инвестиционных факторов, предопределяющих силу притяжения или отторжения инвестиций. Ведущая роль в формировании ИК, благоприятствующего инвестициям, принадлежит государству. Государство использует для этой цели разнообразные финансовые инструменты, а также возможность управлять соответствующей нормативной базой.

     В финансово-кредитном энциклопедическом  словаре инвестиционный климат определяется как совокупность сложившихся в  какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала. Роль ИК определяется селективностью инвестиций, которая в свою очередь связана с тем, что рынок капитала практически всегда складывается в пользу продуцента – потребности в свободных финансовых ресурсах превышает возможности их накопления.

     Капитал, как правило, направляется в зоны высокой прибыльности, устойчивой ликвидности и безопасности. При этом инвесторы, прежде всего, учитывают степень возможных инвестиционных рисков как вероятность недостижения или неполного достижения целей вложения. Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат), включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом; высокие транзакционные издержки; неблагоприятную для производителя амортизационную политику.

     Особое  место для благоприятного инвестиционного  климата занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного времени вновь вводимых законодательных актов, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению к существовавшим на начальный период условиям. Для России основным сдерживающим фактором является недостаточно стабильная, учитывающая международную практику, правовая база, регулирующая деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно – с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций. [2, с. 90]

         Оценка инвестиционного климата предполагает учет:

•  экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);

• государственной  инвестиционной политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);

• нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);

• информационного, фактологического, статистического  материала о состоянии различных  факторов, определяющих инвестиционный климат.

          Оценка различных составляющих инвестиционного климата позволяет определить уровень инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления вложений. Методики оценки инвестиционного климата весьма разнообразны.  

1.3.Инвестиционный климат в зарубежных странах 

         Если проанализировать этапы  экономического подъема таких  промышленно развитых стран, как  США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания  и другие, нетрудно  заметить, что  в последние десятилетия практически  во всех случаях периодам  наибольшей  инвестиционной активности в этих странах соответствовали  (естественно, с определенным лагом) периоды самых высоких темпов подъема  экономики. Это ярко проявилось, в частности, в 60-е годы, когда  высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась особенно  значительными темпами роста такого интегрального показателя экономического  развития, как валовой национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении  объема капитальных вложений 3а 1966-1970 гг. валовой национальный продукт  возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70 %. В эти же  годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты валового национального продукта  на 25 - 30%.

        При таких высоких темпах экономического  роста многие развитые страны  получили возможность создать  уже в 60-е годы производственный потенциал,  обеспечивающий материально-техническую основу для устойчивого экономического  и социального развития в последующий период, для формирования экономики постиндустриального общества и нового качества экономического роста. Создались условия, при которых можно не только стабилизировать норму производственного накопления, но и снижать ее тогда, когда и при таком условии обеспечивается быстрая замена физически и морально устаревших средств труда на основе непрерывной прогрессирующей техники.[3, с. 206]

    С повышенной инвестиционной активностью  связан и известный экономический  феномен последнего периода - появление "новых индустриальных стран" Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. В том же контексте сейчас можно говорить уже и о Таиланде. В этих странах в относительно короткий срок созданы стабильные экономические структуры с достаточно крупным и динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового  рынка, осуществлен переход к широко-фронтальному развитию современных наукоемких отраслей экономики.

        Например, в США накопленный объем  прямых иностранных инвестиций, составлявший в 1976 г. порядка  30 млрд. долларов, возрос к концу  80-х годов более чем в 10 раз;  общий же объем иностранных активов в экономике превысил к этому времени 1,5 трлн.  долларов. При наличии в США развитой системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой мощный приток иностранного капитала в большой мере способствовал  дальнейшему подъему экономики страны на основе прежде всего повышения производительности труда и развития конкурентоспособного экспортного потенциала.          

       Весьма активная роль иностранного  капитала в подъеме экономики  отчетливо видна и в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии. При его непосредственном участии (общий объем прямых иностранных инвестиций в эти относительно небольшие страны к концу 80-х годов превысил 20 млрд. долларов),они ускоренно прошли ставшие уже классическими этапы современной индустриализации: развитие импортозамещающих отраслей (60-е годы), создание экспортного потенциала (70-е годы) и развитие наукоемких отраслей (80-е годы и начало 90-х) . В результате по производству некоторых видов продукции, включая наукоемкие, новые индустриальные страны вышли на передовые рубежи в мировом хозяйстве.                     

        Рекордной величины в последнее  время достигли иностранные инвестиции  в Индонезии. На долю иностранных  вложений приходится около 22% всех инвестиций в индонезийскую экономику.

        Иностранному капиталу во многом  обязана в своем развитии и  Бразилия. Здесь к началу 1990 г.  сумма прямых инвестиций составила  порядка 30 млрд. долл., причем на  долю совместных и иностранных  предприятий приходилось около  ЗО% промышленного производства и, главным образом, в важнейших его отраслях - машиностроении, металлургии, химии и нефтехимии. С привлечением иностранных инвестиций в Бразилии, как и в новых индустриальных странах Азии, в первую очередь решались задачи развития импортозамещающих производств и последовательного наращивания экспортного потенциала. При этом крупнейшее южноамериканское государство стремилось не к получению иностранных кредитов и займов, которые обычно становится кабальными для развивающихся стран, а к привлечению прямых иностранных инвестиций для создания современных промышленных производств на взаимовыгодных условиях. Одновременно экономическое сотрудничество с зарубежными корпорациями организовывалось по возможности так, чтобы использовать уже сложившиеся их фирменные каналы и рынки сбыта бразильской продукции.

         В конечном счете, привлечение  иностранного капитала позволило  Бразилии модернизировать многие  действующие производства, а также  заново создать такие современные  отрасли, как электроника, робототехника, биотехнология, аэрокосмическая промышленность, получить дополнительный приток в страну  иностранной валюты для удовлетворения внутренних нужд и обслуживания внешнего долга.

          Как видно из приведенных примеров, разные страны, при всей их дифференциации по возможностям и условиям экономического развития в отношениях с иностранным капиталом действительно обнаруживают много общего. И главное здесь в том, что иностранные инвестиции в экономику той или иной страны становятся своего рода катализатором ускоренного экономического и социального развития. При этом было бы неоправданно сводить все дело к созданию на основе иностранных инвестиций какого-то нового производства, хотя это, разумеется, тоже очень важно. Но еще важнее роль таких инвестиций как фактора, активизирующего включение в хозяйственный процесс ранее плохо использовавшегося природного, производственного, трудового потенциала. Иностранный капитал, органично соединяясь с национальными усилиями  и ресурсами, генерирует по принципу цепной реакции высокий интегральный  эффект на основе применения более прогрессивных средств труда, повышения  квалификации работников и улучшения использования имеющихся производственных  ресурсов. [8, с. 374]

 

2. Инвестиционный климат в России

2.1. Основные проблемы развития инвестиционного процесса в РФ

 

         Вопрос об инвестиционном климате в России в настоящее время выходит на передний план. От его решения, может быть, больше чем от всех других факторов, зависит будущее российской экономики. В настоящее время инвестиционный климат в стране весьма неблагоприятен: приток прямых иностранных инвестиций примерно в пять раз меньше оттока капитала. В области прямых инвестиций сравнительные позиции России выглядят довольно скромно. По накопленной за период 1989-1998 гг. сумме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения Россия занимает  лишь  21-е место среди 25 стран Центральной и Восточной Европы и СНГ.     Иностранные инвестиции в Россию в 2009 году поступили на сумму 81,927 млрд долларов. Это на 21% меньше их притока в предыдущем году, свидетельствует сводка Росстата. Объем прямых инвестиций за год составил 15,906 млрд долларов, что на 41,1% меньше по сравнению с 2008 годом. Объем портфельных инвестиций составил 882 млн долл – на 37,7% ниже, чем годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму 65,139 млрд долл – на 13,5% меньше по сравнению с притоком годом ранее. [12]

Информация о работе Пути создания благоприятного инвестиционного климата в РФ