Пути создания благоприятного инвестиционного климата в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание

Состояние инвестиционной сферы экономики России свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. Причинами этого являются политическая нестабильность; неотработанные, противоречивые и постоянно меняющиеся законодательная база и налоговая система; высокий уровень инвестиционных и кредитных рисков; отсутствие механизмов защиты инвестиций, раздела продукции; несовершенная банковская система низкий уровень инфраструктуры; несоответствие системы учета международной практике стандартов бухгалтерского и финансового учета и отчетности и др

Содержание

Введение 3
1. Инвестиции и инвестиционный климат 5
1.1. Экономическая сущность и формы инвестиций 5
1.2. Понятие инвестиционного климата 9
1.3.Инвестиционный климат в зарубежных странах 13
2. Инвестиционный климат в России 17
2.1. Основные проблемы развития инвестиционного процесса в РФ 17
2.2. Неэкономические проблемы инвестиционного климата в РФ 20
2.3. Инвестиционный климат регионов 25
3. Пути создания благоприятного инвестиционного климата в РФ 34
Заключение 37
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционный климат.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

    К инструментам государственного регулирования  инвестиционного климата в регионах относятся: земельное регулирование; внешнеэкономическое регулирование; антимонопольная политика; экологическая  политика. [9, c. 29]

    Во  внешнеэкономическом регулировании  наиболее действенным является таможенное регулирование импорта-экспорта. Антимонопольная и экологическая политика существенно влияют на инвестиционный климат регионов, в которых высок удельный вес добывающих отраслей и тяжелой промышленности.

    Следует учитывать, что состояние защищенности жизненно важных интересов финансовой системы государства и российских регионов от внутренних и внешних угроз в области бюджетно-налоговой деятельности имеет непосредственную связь с инструментами бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая безопасность - достижение и поддержание устойчивого, сбалансированного по доходам и расходам федерального и консолидированного региональных бюджетов, способность бюджетной системы обеспечивать удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах за счет налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.[9, c. 30]

       Традиционные  количественные исследования экономического климата в настоящее время  начинают постепенно дополняться качественными  исследованиями, в которых реальное положение дел раскрывается на основе анкетных опросов участников процесса. В ряде случаев такая информация является наиболее адекватной и почти всегда она служит хорошим подспорьем для других аналитических материалов.

       Прямые  опросы позволяют заглянуть как  бы внутрь системы и выяснить ее болевые точки, которые иногда количественными методами диагностировать не удается. Именно в этом ключе и было выполнено осенью 2009 года Интернет-журналом «Капитал страны» и Торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ исследование регионов, позволившее подробно изучить 30 субъектов федерации. Регионы, попавшие в поле исследования: Белгородская, Костромская, Курская, Липецкая, Тульская, Архангельская, Вологодская, Новгородская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Тюменская, Челябинская, Омская и Томская области; Республики Карелия, Дагестан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Саха-Якутия, Бурятия и Тыва; Камчатский, Хабаровский, Алтайский и Забайкальский края; Еврейская АО. Тем самым опросом оказалось охвачено более трети страны, что позволяет рассматривать имеющуюся выборку как вполне репрезентативную. Представителям регионов предлагалось 17 открытых вопросов. Результаты обработки полученных ответов позволяют сделать ряд выводов, которые в совокупности образуют своеобразный инвестиционный портрет России. [13]

       Полученные  ответы от регионов позволили обнаружить довольно интересный факт: отраслевые приоритеты регионов почти совпадают  с доминирующими отраслями; имеющиеся  отклонения весьма незначительны. Однако все-таки следует отметить, что отраслевые приоритеты регионов немного шире, чем их традиционное отраслевое ядро. При этом «зона расширения» вполне определенна и не отличается каким-либо серьезным разнообразием. Это в основном два устойчивых направления: транспортно-логистические комплексы и рекреационно-туристические услуги. Например, создавать транспортные линии и логистические центры хотят Забайкальский край, Омская, Тюменская и Архангельская области, Дагестан и Бурятия. Туризм и курорты намереваются развивать Камчатский край, Тюменская, Челябинская, Новгородская, Вологодская и Архангельская области, а также Тыва, Дагестан и Карелия.

       Результаты  проводимой регионами информационной и организационной работы уже  имеются. За исключением Чеченской  Республики, во всех регионах либо уже  реализованы, либо реализуются проекты с участием иностранных инвесторов. Лишь в Дагестане, Якутии, Тыве, Бурятии и Оренбургской области нет завершенных инвестиционных проектов, однако там уже идут работы по их запуску. В Карелии, Мордовии, Кировской и Пензенской областях наблюдается своеобразная инвестиционная пауза, когда старые проекты завершены, а новые пока не запущены.

        География инвестиционного сотрудничества  весьма разнообразна. По разным оценкам, зафиксировано взаимодействие с инвесторами, по крайней мере, из 25 стран мира. При этом компании из Германии зарегистрированы в 40% регионов страны, из США – в 36,7%, из Швеции – в 30%, из Китая – в 20%, из Великобритании – в 16,7%, из Франции и Финляндии – в 13,3%. Заметную роль в экономике российских регионов играют Канада, Бельгия, Голландия, Австрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Дания, Чехия, Турция; менее значительное влияние оказывают Польша, Израиль, Южная Корея, Кипр, Виргинские острова, Малайзия, Казахстан и Украина. Проявляют умеренную активность в российских регионах и международные институты – Мировой банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

         В отраслевом плане иностранные  инвестиции заслуживают специального  и обстоятельного анализа. Здесь  можно выделить несколько ключевых тенденций.

         Во-первых, иностранные инвесторы  перехватывают инициативу у отечественных  предпринимателей по покрытию  имеющегося рыночного спроса. Фактически  зарубежные бизнесмены пользуются  отсутствием серьезной конкуренции  на российском рынке и занимают пустующие ниши; в другие сектора иностранный капитал предпочитает не внедряться. Никаких высокотехнологичных и новых видов деятельности иностранными инвесторами не инициируется, за исключением, быть может, Архангельской области, где готовится к запуску британский завод по производству биотоплива.

         Во-вторых, наиболее интересной отраслевой  зоной для иностранного капитала  является лесозаготовка и деревопереработка.  По оценкам, не менее 46,7% регионов  уже реализуют проекты по развитию этих отраслей с помощью иностранного капитала. При этом на данном рынке иностранные инвестиции представлены весьма обширной географией. Это Австрия, Швеция, Германия, Бельгия, США, Финляндия, Норвегия, Польша, Швейцария, Великобритания, Китай, Малайзия и Канада. Похоже, что эта отрасль стала ареной конкуренции между иностранными производителями. Причем число уже реализованных и еще только реализуемых проектов примерно совпадает, что говорит о сохранении устойчивого интереса иностранного бизнеса ко всем разновидностям деревообрабатывающей промышленности.

         В-третьих, активно внедряются  иностранные компании на рынок  производства цемента и изделий  из бетона.

         В-четвертых, иностранный капитал  демонстрирует парадоксально высокое  участие в пищевой промышленности. Здесь также наблюдается богатая отраслевая палитра: от производства пива, нектаров, соков, холодного чая, йогуртов, быстрозамороженной пиццы, шоколадных конфет, сахара, каши и молочных продуктов до строительства ресторанов «McDonalds», переработки мяса птицы и рыбы, а также микробиологического производства по переработке зерна.

         В-пятых, в зоне пристального  внимания иностранных инвесторов  находится сфера поисково-оценочных  работ и освоения месторождений  России. Здесь можно наблюдать деятельность канадских компаний на серебряных рудниках Якутии, освоение китайскими фирмами месторождений металла Тывы, разработку нефтегазовых образований Томской области британскими корпорациями. Обращают на себя внимание разработка месторождений гипса немецкими специалистами в Архангельской области и перевооружение ими шахты для дробления гипса в Тульской области. Можно видеть и производство меди кипрскими предпринимателями, производство металлоконструкций в Архангельской области для Норвегии, а также производство цинкового проката в Вологодской области для ЕБРР. Многие иностранные компании проявляют интерес к залежам золота Забайкальского края. Интерес к природным ресурсам российских регионов довольно устойчив, а потому множество проектов уже реализовано, а множество готовится к запуску. [13]

         Разумеется, иностранный бизнес  принимает заметное участие и  в других отраслях экономики  регионов. Многие территории опираются  на помощь иностранных инвесторов  и при строительстве логистических  центров, и при строительстве жилья и гостиниц, и при развитии химического производства по производству пластиковых изделий, и при возведении систем водоочистки. Однако в целом пока можно констатировать отсутствие какой-либо системы в привлечении иностранного капитала в те или иные отрасли. По всей видимости, несмотря на длительную историю сотрудничества с иностранными инвесторами, российские регионы находятся в ее начальной фазе и просто вынуждены «латать дыры» в своей экономике. Многие регионы стоят накануне широкомасштабного освоения иностранных инвестиций, в связи, с чем роль продуманной политики по их привлечению возрастает как никогда.

       В разных регионах России наблюдается явный перевес в инвестиционных планах либо в пользу частного иностранного инвестора, либо в пользу правительства. Типичными примерами первых служат Республика Карелия (25:4), Камчатский край (15:4) и Тюменская область (12:3), примерами вторых – Алтайский край (5:20), Липецкая (3:20) и Омская (2:16) области. Для сравнения: в Томской области срок инвестиционных проектов в 8,3 раза больше сроков инвестиционных региональных программ, тогда как в Липецкой области они в 8,0 раз меньше. Наличие таких перепадов говорит об отсутствии во властных структурах регионов неких единых принципов регулирования инвестиционного климата. Фактически этот процесс пока развивается стихийно и требует срочного упорядочения.

         Сегодня только в 13% регионов  наблюдается превосходство сроков  в инвестиционных программах  над сроками конкретных инвестиционных  проектов, реализуемых с участием иностранных инвесторов. В остальных регионах ситуация либо обратная, либо неопределенная. Это означает, что практически всем российским регионам необходимо принципиально пересмотреть свои инвестиционные программы в сторону резкого увеличения их срока.

      Список регионов, занявших десять первых мест в «Рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов» 2008/09 года по уровню интегрального инвестиционного риска:

  1. Липецкая область
  2. Краснодарский край
  3. Ростовская область
  4. Санкт-Петербург
  5. Пензенская область
  6. Москва
  7. Воронежская область
  8. Тамбовская область
  9. Республика Башкортостан
  10. Омская область
 

   Интегральный  показатель (К) оценки состояния инвестиционного  климата рассчитывается как средневзвешенная арифметическая величина значений частных  показателей:

   

,  

где К1,  К2 , … Кn  - частные показатели, а именно: финансовые, экономические, политические;

l1, l2 , … ln – веса частных показателей.

   Значение  К находится в интервале от 0 до 10. Чем выше значение интегрального показателя надежности инвестиционного климата, тем более благоприятным климатом обладает регион. Данная методика имеет свои недостатки, заключающиеся в размытости оценки составляющих показателей и неоднозначности оцениваемых характеристик.

   Еще одной более приемлемой методикой оценки инвестиционной привлекательности может быть модель, включающая экономическую и рисковую составляющие:

где К  – показатель инвестиционной привлекательности  региона, в долях единицы;

   k1 – экономическая составляющая, в долях единицы;

   k2 – рисковая составляющая, в долях единицы.

   Экономическая составляющая представляет отношение  прибыли от инвестиций к вложенным  средствам:

   

   

   ВРП – валовой региональный продукт,

   Д – дефицит бюджета, в долях единицы (отношение дефицита госбюджета к ВРП);

   Т – средняя ставка налогообложения;

   И – объем инвестиций.

   Рисковая  составляющая необходима для оценки уровня совокупного риска, рассчитывается по следующей формуле:

где n – число показателей;

   pi – характеристика показателя;

   ji – вес показателя.

   Регионы в зависимости от значения показателя инвестиционной привлекательности  классифицируются следующим образом:

   К > 0,4 – высокая инвестиционная привлекательность;

   0,2 < K < 0,4 – инвестиционная привлекательность выше среднего;

   0,1 < K < 0,2 – средняя инвестиционная привлекательность;

   0,05 < K < 0,1 – инвестиционная привлекательность ниже среднего;

   K < 0,05 – низкая инвестиционная привлекательность.

 

3. Пути создания благоприятного инвестиционного климата в РФ 

    Современная Россия сравнительно поздно встала на путь привлечения зарубежных инвестиций в свою экономику. Лишь в 1991 г. был  принят Закон об иностранных инвестициях.

    Тормозом  инвестирования зарубежными компаниями в экономику России является повышенный инвестиционный риск политического, юридического и инфляционного характера. Иностранные инвесторы, работающие в производственной сфере, особо отмечают неполноту и отрывочность, а зачастую и недоступность объективной информации о потенциальных объектах крупных вложений капиталов.[7, c. 49]

Информация о работе Пути создания благоприятного инвестиционного климата в РФ