Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:58, курсовая работа
Состояние инвестиционной сферы экономики России свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. Причинами этого являются политическая нестабильность; неотработанные, противоречивые и постоянно меняющиеся законодательная база и налоговая система; высокий уровень инвестиционных и кредитных рисков; отсутствие механизмов защиты инвестиций, раздела продукции; несовершенная банковская система низкий уровень инфраструктуры; несоответствие системы учета международной практике стандартов бухгалтерского и финансового учета и отчетности и др
Введение 3
1. Инвестиции и инвестиционный климат 5
1.1. Экономическая сущность и формы инвестиций 5
1.2. Понятие инвестиционного климата 9
1.3.Инвестиционный климат в зарубежных странах 13
2. Инвестиционный климат в России 17
2.1. Основные проблемы развития инвестиционного процесса в РФ 17
2.2. Неэкономические проблемы инвестиционного климата в РФ 20
2.3. Инвестиционный климат регионов 25
3. Пути создания благоприятного инвестиционного климата в РФ 34
Заключение 37
Список использованных источников 38
К
инструментам государственного регулирования
инвестиционного климата в
Во
внешнеэкономическом
Следует учитывать, что состояние защищенности жизненно важных интересов финансовой системы государства и российских регионов от внутренних и внешних угроз в области бюджетно-налоговой деятельности имеет непосредственную связь с инструментами бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая безопасность - достижение и поддержание устойчивого, сбалансированного по доходам и расходам федерального и консолидированного региональных бюджетов, способность бюджетной системы обеспечивать удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах за счет налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.[9, c. 30]
Традиционные количественные исследования экономического климата в настоящее время начинают постепенно дополняться качественными исследованиями, в которых реальное положение дел раскрывается на основе анкетных опросов участников процесса. В ряде случаев такая информация является наиболее адекватной и почти всегда она служит хорошим подспорьем для других аналитических материалов.
Прямые опросы позволяют заглянуть как бы внутрь системы и выяснить ее болевые точки, которые иногда количественными методами диагностировать не удается. Именно в этом ключе и было выполнено осенью 2009 года Интернет-журналом «Капитал страны» и Торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ исследование регионов, позволившее подробно изучить 30 субъектов федерации. Регионы, попавшие в поле исследования: Белгородская, Костромская, Курская, Липецкая, Тульская, Архангельская, Вологодская, Новгородская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Тюменская, Челябинская, Омская и Томская области; Республики Карелия, Дагестан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Саха-Якутия, Бурятия и Тыва; Камчатский, Хабаровский, Алтайский и Забайкальский края; Еврейская АО. Тем самым опросом оказалось охвачено более трети страны, что позволяет рассматривать имеющуюся выборку как вполне репрезентативную. Представителям регионов предлагалось 17 открытых вопросов. Результаты обработки полученных ответов позволяют сделать ряд выводов, которые в совокупности образуют своеобразный инвестиционный портрет России. [13]
Полученные ответы от регионов позволили обнаружить довольно интересный факт: отраслевые приоритеты регионов почти совпадают с доминирующими отраслями; имеющиеся отклонения весьма незначительны. Однако все-таки следует отметить, что отраслевые приоритеты регионов немного шире, чем их традиционное отраслевое ядро. При этом «зона расширения» вполне определенна и не отличается каким-либо серьезным разнообразием. Это в основном два устойчивых направления: транспортно-логистические комплексы и рекреационно-туристические услуги. Например, создавать транспортные линии и логистические центры хотят Забайкальский край, Омская, Тюменская и Архангельская области, Дагестан и Бурятия. Туризм и курорты намереваются развивать Камчатский край, Тюменская, Челябинская, Новгородская, Вологодская и Архангельская области, а также Тыва, Дагестан и Карелия.
Результаты проводимой регионами информационной и организационной работы уже имеются. За исключением Чеченской Республики, во всех регионах либо уже реализованы, либо реализуются проекты с участием иностранных инвесторов. Лишь в Дагестане, Якутии, Тыве, Бурятии и Оренбургской области нет завершенных инвестиционных проектов, однако там уже идут работы по их запуску. В Карелии, Мордовии, Кировской и Пензенской областях наблюдается своеобразная инвестиционная пауза, когда старые проекты завершены, а новые пока не запущены.
География инвестиционного
В отраслевом плане
Во-первых, иностранные инвесторы
перехватывают инициативу у
Во-вторых, наиболее интересной
В-третьих, активно внедряются
иностранные компании на рынок
производства цемента и
В-четвертых, иностранный
В-пятых, в зоне пристального
внимания иностранных
Разумеется, иностранный бизнес
принимает заметное участие и
в других отраслях экономики
регионов. Многие территории опираются
на помощь иностранных
В разных регионах России наблюдается явный перевес в инвестиционных планах либо в пользу частного иностранного инвестора, либо в пользу правительства. Типичными примерами первых служат Республика Карелия (25:4), Камчатский край (15:4) и Тюменская область (12:3), примерами вторых – Алтайский край (5:20), Липецкая (3:20) и Омская (2:16) области. Для сравнения: в Томской области срок инвестиционных проектов в 8,3 раза больше сроков инвестиционных региональных программ, тогда как в Липецкой области они в 8,0 раз меньше. Наличие таких перепадов говорит об отсутствии во властных структурах регионов неких единых принципов регулирования инвестиционного климата. Фактически этот процесс пока развивается стихийно и требует срочного упорядочения.
Сегодня только в 13% регионов
наблюдается превосходство
Список регионов, занявших десять первых мест в «Рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов» 2008/09 года по уровню интегрального инвестиционного риска:
Интегральный показатель (К) оценки состояния инвестиционного климата рассчитывается как средневзвешенная арифметическая величина значений частных показателей:
где К1, К2 , … Кn - частные показатели, а именно: финансовые, экономические, политические;
l1, l2 , … ln – веса частных показателей.
Значение К находится в интервале от 0 до 10. Чем выше значение интегрального показателя надежности инвестиционного климата, тем более благоприятным климатом обладает регион. Данная методика имеет свои недостатки, заключающиеся в размытости оценки составляющих показателей и неоднозначности оцениваемых характеристик.
Еще одной более приемлемой методикой оценки инвестиционной привлекательности может быть модель, включающая экономическую и рисковую составляющие:
где К – показатель инвестиционной привлекательности региона, в долях единицы;
k1 – экономическая составляющая, в долях единицы;
k2 – рисковая составляющая, в долях единицы.
Экономическая составляющая представляет отношение прибыли от инвестиций к вложенным средствам:
ВРП – валовой региональный продукт,
Д – дефицит бюджета, в долях единицы (отношение дефицита госбюджета к ВРП);
Т – средняя ставка налогообложения;
И – объем инвестиций.
Рисковая составляющая необходима для оценки уровня совокупного риска, рассчитывается по следующей формуле:
где n – число показателей;
pi – характеристика показателя;
ji – вес показателя.
Регионы в зависимости от значения показателя инвестиционной привлекательности классифицируются следующим образом:
К > 0,4 – высокая инвестиционная привлекательность;
0,2 < K < 0,4 – инвестиционная привлекательность выше среднего;
0,1 < K < 0,2 – средняя инвестиционная привлекательность;
0,05 < K < 0,1 – инвестиционная привлекательность ниже среднего;
K < 0,05 – низкая инвестиционная привлекательность.
3.
Пути создания благоприятного инвестиционного
климата в РФ
Современная Россия сравнительно поздно встала на путь привлечения зарубежных инвестиций в свою экономику. Лишь в 1991 г. был принят Закон об иностранных инвестициях.
Тормозом инвестирования зарубежными компаниями в экономику России является повышенный инвестиционный риск политического, юридического и инфляционного характера. Иностранные инвесторы, работающие в производственной сфере, особо отмечают неполноту и отрывочность, а зачастую и недоступность объективной информации о потенциальных объектах крупных вложений капиталов.[7, c. 49]
Информация о работе Пути создания благоприятного инвестиционного климата в РФ