Автоматизированная информационная система учета пациентов отделений в психо-неврологическом диспансере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:50, дипломная работа

Описание

В данной работе делается попытка спроектировать автоматизированную информационную систему учета пациентов отделений в ПНД. Разработанная система повысит оперативность получения информации о пациентах, результатах его лечения. Хранение этой информации в памяти ЭВМ придаст ей принципиально новое качество динамичности. Система должна находится в состоянии непрерывного обновления, отражая все изменения результатов лечения пациентов. Устройства автоматической печати должны позволить в случае необходимости быстро представить любую выборку из этой информации в форме представления на бумаге.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….... 5
1 Системный анализ предметной области…………………………………….….7
2 Проектирование БД……………………………………………………………...12
2.1 Проектирование с использованием ER - метода……………………….…14
2.1.1 Определение сущностей и связей между ними………………….….14
2.1.2 Определение исходных и ролевых сущностей……………………...15
2.1.3 Построение ER - диаграмм…………………………………………...15
2.1.4 Построение набора предварительных отношений……………….…30
2.1.5 Распределение оставшихся атрибутов по полученным
отношениям………………………………………………………………………...32
2.1.6 Проверка нахождения полученных отношений в НФБК…………..35
2.2 Проверка отношений на завершающей фазе проектирования…………...37
3 Выбор СУБД……………………………………………………………………..38
4 Разработка алгоритмического и программного обеспечения АИС…………..40
4.1 Алгоритм функционирования информационной системы……………….40
4.2 Инструкция пользователя…………………………………………………..46
4.2.1 Запуск программы…………………………………………………….46
4.2.2 Работа со справочниками……………………………………………46
4.2.3 Работа с пациентами…………………………………………………48
4.2.4 Создание и редактирование медицинской карты…………………..51
4.2.5 Создание остальной документации………………………………….54
4.2.6 Работа с документацией……………………………………………..58
4.2.7 Вывод отчетов………………………………………………………..64
4.2.8 О справке……………………………………………………………...70
4.2.9 Завершение работы……………………………………………………71
5 Безопасность жизнедеятельности………………………………………………72
5.1 Анализ условий труда………………………………………………………72
5.2 Требования безопасности, эргономики и технической
эстетики к рабочему месту программиста……………………………………….74
5.3 Разработка защитных мероприятий на рабочем
месте программиста…………………………………………………………….83
5.4. Расчет естественного освещения………………………………………….88
5.5 Расчет искусственного освещения…………………………………………89
5.6 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях…………..91
5.6.1 Рекомендуемые нормы пожарной безопасности……………………92
5.6.2 Меры по индивидуальной защите оператора……………………….92
5.7 Вывод………………………………………………………………………...93
6 Экономический раздел…………………………………………………………..94
6.1 Расчет необходимых капитальных вложений……………………94
6.1.1 Расчет затрат на разработку АИС…………………………..94
6.1.2 Капитальные вложения по базовому варианту …………..95
6.2 Расчет текущих эксплуатационных затрат………………………95
6.2.1 Расчет затрат по базовому варианту………………………...96
6.2.2 Расчет затрат по проектному варианту……………………..96
6.3 Расчет показателей экономической эффективности……………………..97
6.4 Вывод……………………………………………………………………….100
Заключение………………………………………………………………………..101
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

диплом-Альбина.doc

— 930.50 Кб (Скачать документ)

       Принцип работы для справочников сотрудников, лекарственных средств и форм идентичен друг другу. Для редактирования записи нужно встать на это поле и изменить запись. Для добавления новой записи необходимо переместиться в конец списка, встать на пустые поля и ввести данные. Для удаления записи необходимо встать на "темный" прямоугольник левее поля "№ записи", причем установив на прямоугольнике курсор вырисовывается треугольник, который показывает текущую запись. После этого надо нажать клавишу на клавиатуре 'Del' или выбрать пункт "падающего" меню "Правка | Удалить". После этого выводится предупреждающее окно об удалении записи, на которой необходимо нажать кнопку "Да".

       При изменениях списков справочников, эти списки  изменяются в других формах, использующих эти справочники.

       4.2.3  Р а б о т а   с   п а ц и е н т а м  и

        Для вывода списков пациентов и  для работы с ними необходимо войти  в пункт верхнего меню "Справочник | Пациенты" . При этом выйдет рабочее  окно списка пациентов какого-либо отделения или его архива.

      Рис. 52

       Пользователь  имеет возможность просмотреть  список всех пациентов любого отделения (или его архива), выбрав отделение (или его архив) в группе переключателей в верхне-правом углу окна. Просмотреть всех пациентов можно с помощью вертикального "бегунка" справа, или "динамическим поиском", набирая первые буквы фамилии нужного пациента; при этом бегунок сам будет "искать" эту фамилию.

       Здесь предлагается ввод нового пациента, нажав  кнопку "Новый пациент".  
 
 

       Рис. 53

       При этом пользователь должен ввести его  Фамилию Имя Отчество и отделение. После нажатия кнопки "Ввод" пациент с введенной фамилией автоматически вводится в список введенного отделения.

       Кроме того, пользователю предлагается возможность  удаления пациента из списков посредством нажатия клавиши "Удалить". При этом удаляется текущий пациент, т.е. тот, на ком "стоит" бегунок. Выводится предупреждающее окно об удалении, на которое надо ответить положительно и пациент будет удален!  Данная процедура возможна только для заведующих отделениями и для руководящего состава.

        Выбрав одного из пациентов, двойным  нажатием кнопки мыши можно вывести  окно данных этого пациента, где  можно просмотреть, ввести или отредактировать  информацию о нем.

      Рис. 54

       Для закрытия окна пациента необходимо нажать кнопку "Выход".

       Для выхода из справочника пациентов - кнопка "Выход".

       4.2.4  С о з д а н и е   и   р е д а к т и  р о в а н и е   м  е д и ц и н с к о  й

к а  р т ы

       Каждый  пациент в списках отделений (или  их архивов) может иметь одну или несколько медицинских карт. Для создания, просмотра или редактирования карты необходимо выбрать пункт "падающего" меню "Журналы | Медицинские карты". При этом выводится окно с Фамилией Именем Отчеством одного из пациентов и ниже со списком всех имеющихся в базе (т.е. введенных когда-то ранее) его медицинских карт с датой их создания и их идентификационных в системе порядковых номеров. Пациент выведен "текущий", т.е. тот, с кем работал пользователь в последний раз.

       Рис. 55

       Для выбора другого пациента необходимо набрать его Фамилию Имя Отчество, причем при вводе первых символов его фамилии происходит динамический поиск. И когда для выбора пациента будет введена достаточная информация, то компьютер безошибочно выберет нужного пациента, после нажатия "Enter" список медицинских карт обновится уже для нового пациента.

       Для выбранного пациента можно создать  новую медкарту. Для этого небходимо  нажать кнопку "Новая МК". При  этом автоматически этой медкарте присваивается  дата создания (текущая дата) и его идентификационный номер. При создании медкарты для пациента, находящегося в архивных списках, пользователю будет представлен выбор в виде окна запроса - переводить этого пациента в отделение из архива, да/нет.

      Рис. 56

         В зависимости от ответа пользователя пациент будет перемещен или оставлен в прежнем списке.

       После создания медкарты выводится ее окно с данными, которые можно отредактировать. Для выхода из окна нажмите "Выход".

       Имеется возможность отредактировать уже  существующие медицинские карты. Для этого необходимо выбрать нужного пациента и выбрать нужную медкарту. Двойным нажатием мыши выводится окно этой медкарты  с возможностью редактирования доступных текстовых полей.

       Рис. 57

       Любую медкарту можно удалить выбрав ее и нажав на клавишу "Del" или выбрать пункт меню "Правка | Удалить" (но это возможно исключительно для руководства и заведующих отделениями). При этом выводится окно потверждения операции, отвечая положительно, медкарта исчезнет.

       Возможна  печать справки пациента на место  его работы.

       В системе предусмотрена возможность  просмотра списка всех имеющихся  медицинских карт с выбором любой  из них для редактирования или  удаления. Для этого необходимо выбрать  пункт меню "Журналы | Все мед. карты". 

       Рис. 58

         После вывода всего списка  выбор любой медкарты осуществляется двойным нажатием ее строки в списке. Для удаления одним нажатием и клавишей "Del".

     4.2.5 С о з д а н и е   о с т а л ь н о й   д о к у м е н т а  ц и и

       Остальная документация подразумевает под  собой все медицинские документы, являющиеся производными медицинской карты. Это могут быть "Анализы крови", "Дополнительное обследование", "ИБ старого типа", "Назначения", "Осмотр КЭК", "Осмотр в отделении", "Патопсихологическое обследование", "Рентгенография", "Рецепты", "РЭГ", "ЭКГ", "Эхо-ЭС", "ЭЭГ". Кроме того "Заявление в Народный суд" являются производными документа "Осмотр КЭК".

       Само  собой, производные документы не могут создаваться и существовать без своих первообразных.

       Для создания любой документации, производной  от медкарты, необходимо выбрать эту медкарту. Для этого нужно выбрать пункт меню "Журналы | Медицинские карты". В следующем окне выбрать необходимого пациента. Далее, выбрать необходимую медкарту (или создать ее), нажать на "Содержание", выводится окно подчиненных документов для медицинской карты.

      Рис. 59

        Затем нажать кнопку "Создать" и  выбрать из списка наименование нужного  документа.

      Рис. 60

       После создания выводится окно выбранного документа, где есть возможность  ввода или редактирования записей (виды осмотра, врачи, результаты и т.п. по специфике осмотра). Например, документ "Осмотр в отделении" 

       Рис. 61

         Этот документ можно распечатать  на принтер, нажав кнопку "Печать", или предварительно просмотреть  на экране вид распечатываемого  листа(ов), нажав кнопку "Просмотр". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4.2.6   Р а б о т а   с   д о к у м е н т а  ц и е й

       Любой документ можно просмотреть, распечатать, отредактировать и после уже  его создания. Для этого необходимо произвести нижеследующую последовательность действий. Для начала выбрать пункт меню "Журналы | Медицинские карты". Затем в выбрать в появившемся окне нужного пациента и нужную медкарту. Затем нажать кнопку "Содержание". Появится список всех документов, относящихся к этой медицинской карте. Затем двойным нажатием мыши выбрать необходимый документ.

         Любой документ можно открыть другим способом (если неизвестна "родительская" медкарта). Для этого в меню выбором  пункта "Журналы | Все документы" выводится список всех документов, имеющихся в системе.

      Рис. 62

       Двойным нажатием выбирается необходимая. Этот способ очень затруднителен в плане поиска документа из множества остальных и применителен только в особых случаях, когда, например, неизвестен пациент или его медкарта, но известна дата создания или врач или др. 

       При редактировании "Эпикриза" можно воспользоваться кнопкой "Заполнить", которая подвязывает этот "Эпикриз" с "Осмотром КЭК" (или если его нет, то с "Осмотром в отделении"), относящимуся к этой же медкарте.

       Рис. 63

       При этом импортируются анамнестические  сведения, психопатологические и др.

       Для выбора препаратов в "Назначениях", "Рецептах" и "Эпикризы" добавлена  возможность связки со справочником. После двойного нажатия на поле препаратов выводится справочник препаратов, где  одним нажатием нужного препарата, закрывается окно справочника, а выбранный препарат автоматически вносится в поле.

       "Заявление  в Народный суд" является  производным документом от "Осмотр  КЭК". В окне документа "Осмотр  КЭК" есть дополнительная вкладка  "Для заявления" с возможностью ввода необходимой случаю информации. 
 

       Рис. 64

       В окне имеются кнопки просмотра и  распечатки заявления и его приложений (заявление об осуществлении недобровольной госпитализации).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4.2.7  В ы в о д   о т ч  е т о в

       Для выбора отчета необходимо выбрать пункт  меню "Отчеты". В системе предусмотрены  автоматические формирования пользователем  отчетов таких как раскладка  количества выписанных пациентов по кодам МКБ-10 их диагнозов с распределением по отделениям, фильтрация по пациентам, с помощью которого можно получить отфильтрованный по каким-то характеристикам (дата рождения, семейное положение, количество детей, пол, источник доходов и т.д.) список пациентов с указанием их Фамилии Имени Отчества, отделения и даты рождения, диаграмму по отделениям, а также статистику заболеваний за год по кварталам.

        Вывод раскладки количества выписанных пациентов по шифру МКБ-10 требует  ввода нужного отделения, кроме  того, необходимо ввести необходимый промежуток времени, будь то год (с указанием года), квартал (с указанием квартала и года) или месяц (с указанием месяца и года).

       Рис. 65

       Фильтрация  по пациентам:

       Здесь производится фильтрация по различным критериям (полям). Форма состоит  из двух частей:

        1). верхняя – панель  фильтрации. Здесь  пользователь может  определить условия  для выборки из  всего списка персонала.  На панели двумя  колонками перечислены  поля, по которым  можно произвести  фильтрацию, напротив  которых имеются  утопленные кнопки «Фильтр». При подведении указателя мышки к ним, они активизируются и выступают относительно плоскости панели. При нажатии на активизированную кнопку выходит форма с предложением ввода условий по этому полю. Это может быть  либо границы диапазона, либо определенное значение. Например: по дате рождения необходимо ввести два значения – границы диапазона, а по семейному положению – только один.  

Информация о работе Автоматизированная информационная система учета пациентов отделений в психо-неврологическом диспансере