Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:28, реферат
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечестенной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Введение. 2
1. Формирование государственной инновационной политики. 3
2. Основные направления инновационной политики. 5
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития. 10
Заключение. 19
Литература. 22
В транспортном комплексе инновационная политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры , применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.
В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.
Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.
В машиностроительном комплексе
организации будут
Уточняются и формируются
приоритеты инновационной политики
и в других отраслях экономики: приборостроении,
электронике, информатике и вычислительной
технике, электротехнике, связи, легкой
и пищевой промышленности, сельском
хозяйстве, медицинской технике, фармакологии
и др. Особое значение имеют экологические
приоритеты инновационной деятельности
во всех без исключения отраслях. Только
посредством использования
Для реализации инновационной
политики будет совершенствоваться
система возвратного
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития
Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).
Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе).
В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.
В современных условиях наметился ряд тенденций в региональной политике, связанных с общим направлением её развития: от политики перераспределения к структурной политике:
Первой и общей является тенденция к большей передаче ответственности регионам.
Второе - происходит переход от экзогенной к эндогенной региональной политике;
Сдвиг от политики перераспределения к структурной роли заключается в следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться на перераспределение доходов и занятости и больше на стимулирование структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и повышение общего потенциала до экономического роста.
Третья тенденция - государства
отказываются от субсидий, принимают
меры, направленные на повышение
Четвертая тенденция тесно связана с третьей - это отмена традиционных крупномасштабных схем стимулирования. Преобладает децентрализованный подход в административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирм и проектов, а не на поддержку уже существующих.
Пятое - происходит сближение региональной и научно-технической политики. Поиск внешнего решения региональных проблем заменён поиском внутренних решений в самом регионе.
Таков анализ мировых тенденций
развития региональной политики в целом.
В России за последние несколько
лет региональная проблема стремительно
выросла в одну из самых острых
проблем общественного
Темпы перехода к рынку оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития.
Как отмечает большинство
исследователей, в настоящее время
в России нет региональной политики:
подобная политика как сознательно
и последовательно
В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая.
Россия унаследовала от СССР
громадный научно-технический
Россия продолжает оставаться мировым лидером в ряде фундаментальных направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов аэрокосмической техники, средств связи и коммуникаций и т.д. В стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи[1]). В настоящее время в силу многих причин на первое место выходит проблема сохранения этого потенциала и адаптации его к рыночным условиям.
Есть два важных обстоятельства,
которые выдвигают этот фактор в
число главных. Во-первых, наряду с
природными ресурсами Россия в общем
научно-техническом потенциале составляла
70% национального богатства СССР[
Во-вторых, проводимая в России политика
экономических реформ связывалась с иностранной
помощью, которая в обещанном объёме не
была получена. Очевидно, что Россия должна
рассчитывать только на свои силы, свои
ресурсы, а таковым является в первую очередь
научно-инновационный потенциал.
Наконец, логика современной экономической
жизни показывает, что реальных успехов
развитые страны добились, только продвигаясь
по инновационному пути развития.
Экономика современных развитых стран
испытывает мощное влияние науки и новых
технологий. Резко возросла наукоёмкость
экономического прогресса. Эндогенное
присутствие фактора науки в расширенном
воспроизводстве во многом обусловило
инновационный характер экономического
развития.
Основная проблема формирования инновационного
механизма, адекватного мировым требованиям,
заключается в создании финансово-экономического
комплекса условий, способствующего возрождению
и стимулированию инновационной активности
в рыночной среде.
Важнейший аспект данной проблемы - региональная
составляющая инновационного механизма.
Именно в региональном разрезе механизма
хозяйствования и управления способны
вызревать достаточно действенные и гибкие
институциональные формы поддержки инновационной
активности, основанной на принципах рыночных
отношений.
Под региональной инновационной политикой
понимается совокупность установленных
целей и приоритетов развития научно-инновационной
деятельности в регионе, путей и средств
их достижения на основе взаимодействия
региональных и федеральных органов управления.
В основе формирования региональной
инновационной политики лежит так
называемая теория создания благоприятных
условий среды для
Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.
Региональная инновационная политика, представленная в виде программы содержит следующие разделы:
1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.
2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:
- региональные цели должны
вытекать из общей концепции
научно-технического развития
- региональные цели должны
быть сформулированы с учетом
специфики и потребностей
- цели региональной программы
должны исходить не из наличия
ресурсов и возможностей, наоборот,
ресурсная программа должна
- конкретная разработка
структуры целей и в целом
целевой программы должна
- международного научно-
- государственных (федеральных)
программ ускорения научно-
- собственно региональной
(муниципальной) политики
- отдельных промышленных
предприятий и научных
- отдельных приватизационных
промышленных и научно-
- применительно к конкретным
научным коллективам (группам)
и отдельным ученым, самостоятельно
решающим приоритетные научно-
Ранги целей на перечисленных
уровнях региональной инновационной
политики устанавливаются в системе
долгосрочного и краткосрочного
планирования и прогнозирования
регионального социально-
Вторым обобщающим ориентиром
в выборе приоритетов научно-
Третий момент: инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.
Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и наукоградов (в Калужском регионе есть такой опыт. Обнинскому научно-технологическому парку - технополису "Интегро", формирующемуся на базе государственного научного Центра РФ "Физико-энергетический институт", был придан статус наукограда Указом Президента РФ в ноябре 1997 г.).
Каждый регион имеет свою
специфическую, воспроизводственную,
отраслевую и технологическую структуру,
свою систему приоритетов и должен
рассчитывать на собственные силы и
ресурсы при реализации этой стратегии.
Однако, в условиях переходной экономики
таких сил и ресурсов, как правило,
немного или вообще нет, поэтому
необходимы федеральные инновационные
программы, нацеленные на оказание стартовой
помощи в технологическом
Пятый момент: Россия не может оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса; это было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и специфику внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки.
Наконец, и что особенно
важно, необходимо сформировать цивилизованный
рыночный механизм реализации селективной
научно-технической политики. Речь
идет, прежде всего, об инновационном
мотивационном механизме, экономической
поддержке инновационной
Третий раздел программы или третья цель региональной инновационной политики формируется следующим образом:
Информация о работе Формирование государственной инновационной политики