Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:28, реферат
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечестенной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Введение. 2
1. Формирование государственной инновационной политики. 3
2. Основные направления инновационной политики. 5
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития. 10
Заключение. 19
Литература. 22
Пути и средства достижения целей дифференцируются в зависимости от уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся: структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков, венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов).
Четвёртый раздел программы включает в себя виды обеспечения разработки региональной инновационной политики: это организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), обеспечение инновационной деятельности.
Анализ инновационного потенциала Калужского региона, сформировавшегося в рамках базовых отраслей военно-промышленного комплекса, показывает, что он продолжает оставаться достаточно высоким. Об этом свидетельствует рост удельного веса новой, освоенной впервые продукции в общем объёме продукции машиностроения в 1997 году по сравнению с 1996 годом более чем в три раза. Однако динамика количества организаций, выполнявших исследования и разработки, с 1991 года имеет тенденцию к снижению. Численность работников в организациях, выполнявших научные исследования и разработки в 1997 году, по сравнению с 1991 годом сократилась почти вдвое. Этот процесс происходит в русле общей тенденции в стране, характеризующей отток научных кадров в более прибыльные сферы экономики ("плюс" утечка умов за рубеж).
В условиях общеэкономического
кризиса активизация
В общем, по России на фундаментальные исследования и содействие НТП выделено 2,2% расходной части бюджета в 1998 году, и 2% - в 1999 году[3]. Государственные расходы на научные исследования сегодня - 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической безопасности страны - 2% (в США этот показатель составляет 3% ВВП)[4].
В условиях общеэкономического
кризиса активизация
Заключение
Одна из наиболее актуальных
проблем российской экономики –
повышение
Теоретически существуют
два подхода. Можно пойти по пути
приобретения лицензий и ноу-хау
на известные технологии, виды продукции
и торговые марки крупных зарубежных
компаний. Другой путь – опора на
собственный научно-
В России вплоть до последнего
времени инновационная
Инновационный бизнес – наиболее
уязвимая часть российского малого
бизнеса. Малые предприятия в
сфере инноваций активно
- высокие налоги;
- сложности с арендой помещений;
- дороговизна сырья и энергии.
При этом инновационным предприятиям
не приходилось надеяться на существенную
поддержку государства. То, что делалось
в этой сфере, не решало даже части
проблем, с которыми приходилось
сталкиваться предпринимателям, занимающимся
инновационным бизнесом. Спад деловой
активности в научно-технической
и производственной сфере, наблюдающийся
ныне, подтверждает тот вывод, что
без продуманной
Прежде всего, необходимо поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Стратегия здесь разбивается на три этапа. На первом этапе - сохранение существующего (уцелевшего) научного потенциала, при этом отдача от вложений в НИОКР практически нулевая.
Далее необходимо развитие информационных
систем, субсидирование затрат на пользование
информационными сетями и базами
данных, импорт научной литературы.
На этом этапе первоочередная задача
- не допустить технологического отставания,
заложенного “пристальным”
Следующий этап характеризуется
внедрением инноваций в производство,
чрезвычайно высокой долей
Поддержку созданию НИОКР можно осуществлять путем целенаправленного направления финансовых ресурсов в эту сферу, например, законодательно закрепить направление в сферу НИОКР доли бюджетных расходов на уровне в 2% ВВП с выходом к 2010 г. на уровень 4-5% ВВП. Следует освободить от налогов затраты на НИОКР.
Что касается развития новых технологий, то можно перечислить следующие меры:
- выявление и поддержка
технологий, освоение которых обеспечит
российским предприятиям
- разработка федеральных
программ по развитию и
- создание с помощью
государства инфраструктуры, обеспечивающей
коммерциализацию результатов
- формирование механизма
стимулирования передачи
- разработка и реализация
программ развития
- субсидирование импорта новых иностранных технологий;
- государственные закупки современной техники (в том числе и импортной) и передача ее в лизинг предприятиям для модернизации основных фондов.
Наконец, необходима поддержка
в освоении НИОКР (внедрении технологий).
Следует перейти от финансирования
научных организаций к
Литература
1. ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»
2. Постановление Правительства РФ «О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000гг»
3. Концепция инновационной политики РФ
4. План действий на 1999-2001 гг по реализации Концепции инновационной политики РФ
5. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. - Кишинев.: 1990
6. Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. - Екатеринбург, УрО РАН , 1998
7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. – 1990
8. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989
9. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы, М.: Изд-во РАГС, 1997
10. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. —М.: Бизнес и Банки, ЮНИТИ.— 1996
11. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1
12. Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики. // ПТиПУ, 1999., №2
[1] Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. Екатеринбург, УрО РАН , 1998, с.19.
[2] Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы, М.: Изд-во РАГС, 1997, с.16.
[3] А.Вольский. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1, с.5.
[4] А.Вольский. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1, с.6
Информация о работе Формирование государственной инновационной политики