Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:36, реферат
В современном мире динамичное развитие экономики все в большей степени зависит от ее способности внедрять передовые технологии, осваивать новые рынки, генерировать знания. Особенно это актуально
для России. Все большее число российских экспертов приходят к выводу, что без инноваций в России не может быть длительного и мощного экономического подъема.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы венчурного предпринимательства……………………………...4
Государственное регулирование и поддержка венчурного предпринимательства……9
Заключение………………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………………………16
Безусловно, механизм инновационной деятельности в переходный период подвергается существенным изменениям. Вопрос заключается лишь в том, какую систему взаимоотношений между наукой и частным капиталом создаст государство. Должна возрасти инновационная роль малых и средних инновационных предприятий, которые возьмут на себя первенство в технологичном прорыве. Меры по государственной поддержке малого инновационного бизнеса, развитию инновационной инфраструктуры (технопарки, инкубаторы, венчурные фонды и т. п.) начнут играть особую роль при переходе к инновационному пути развития экономики.
Рыночный инновационный механизм, вынуждая субъектов рынка осуществлять нововведения, обладает двойной мотивацией. С одной стороны, предприниматель
стремится не оказаться вытесненным с рынка, с другой стороны, жажда получения
сверхприбыли, квазиренты заставляет его использовать инновации, создавая новые,
более качественные товары и услуги, экономить на издержках и ресурсах.
Технологическая (инновационная) квазирента – это дифференциальный научно-технический доход, т. е. сверхприбыль, которую получают предприятия, первыми освоившие более эффективную, принципиально новую технику и получающие вследствие этого дополнительный доход, до тех пор, пока новшество не станет распространенным, определяющим общественно нормальный уровень качества, издержек и цен, после чего
сверхприбыли исчезают .
Квазирента – временное явление, однако предприниматель, стремясь сохранить высокие прибыли, идет на нарушение принципов свободной конкуренции, используя преимущества, данные нововведением, стараясь не допустить на рынок новых производителей.
Определяющее значение государственной поддержки инноваций в экономической динамике рыночных хозяйственных систем всесторонне обосновано многими исследователями разных стран. Однако использование инноваций в качестве фактора экономического роста в предприятиях и фирмах сопряжено с двумя основными трудностями: с ограничениями в финансировании инновационной деятельности и сложностью инновационного менеджмента, призванного отобрать из всего многообразия новшеств наиболее привлекательное для инвестора и наиболее полезное для фирмы с целью укрепления ее позиций на рынке.
Инновация должна иметь такую степень новизны, чтобы противопоставить рискам, связанным с ее внедрением, привлекательные прибыли (квазирента), характерные для инновации, а также высокий, экономический рост при последующей ее коммерциализации. Время достижения необходимой степени новизны определяется специальным анализом. Первым признаком готовности нововведения для вывода на
рынок является практическая польза, насыщенность потребительскими свойствами,
которые должны быть принципиально новыми, нетрадиционными, более привлекательными по сравнению с аналогами конкурентов.
Эффективное осуществление венчурных инвестиций довольно сложный и многогранный процесс, который требует всесторонней проработки как со стороны государства (инфраструктурное и институциональное обеспечение), так и со стороны самого венчурного предпринимателя.
Общую же схему осуществления венчурных инвестиций рассмотрим на рис. 1.
Таким образом, для венчурного капитала важны не просто результаты научно-технической и инновационной деятельности, а лишь те новации, которые имеют высокий шанс быть признанными большим числом потребителей на рынке и в итоге способными принести высокий суммарный доход в довольно короткий промежуток времени.
Государство разрабатывает и выполняет государственные программы поддержки венчурной индустрии по двум основным причинам: во-первых, существует обоснованное представление о том, что развитие венчурной индустрии сопровождается созданием так называемых общественных выгод; во-вторых, это связано с ограниченностью финансовых ресурсов частного сектора.
Предполагается, что общественные выгоды окажут позитивное воздействие на экономику, которое получит общество от программ поддержки венчурного капитала, не ограничиваясь только прибылью, которую в конечном счете получат венчурные
капиталисты. Проекты, направленные на поддержку малых компаний, способствуют
созданию новых рабочих мест, новых технологий, имеющих важное стратегическое
значение для долгосрочного экономического роста экономики страны.
Очевидно, что социокультурная сфера (фундаментальная наука, образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение) не может существовать на чисто рыночных началах. Степень, формы и методы государственного вмешательства в инновационные процессы неодинаковы в разных их сферах, в различных странах и на разных фазах циклов.
Государственное регулирование инновационных процессов усиливается в фазах
депрессии и оживления, когда нужно выработать и реализовать общенациональную стратегию выхода из кризиса, и ослабевает в фазах подъема и стабильного развития, когда центр тяжести переносится на улучшающие инновации, не требующие государственного вмешательства.
Однако роль государства должна прослеживаться не только на макроуровне, но и на
микроуровне.
С точки зрения ограниченности финансовых ресурсов частного сектора государство может попытаться восполнить нехватку финансовых средств у жизнеспособных малых компаний. Нехватка финансирования может быть связана с отсутствием мотивации у частных инвесторов финансировать бизнес, не имеющий внятной кредитной истории и
достаточных активов, которые могли бы быть залогом в случае провала проекта.
Известно, что инвесторы предпочитают иметь дело с крупными, уже утвердившимися на рынке компаниями. Практика также показывает, что технологическим компаниям найти источник финансирования труднее, чем другим крупным предприятиям. Государственное регулирование и поддержка высокотехнологичной сферы подразумевают разработку нормативно-правовых актов инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности, создание комплексной системы поддержки инновационной деятельности, построение такой схемы,
когда наука и частный капитал выступали бы на равных. Другими словами, государственная политика должна преследовать цель по обеспечению оптимальных
условий взаимосвязи
частного капитала (венчурного) и науки
(инноваций), которые бы выражались в сохранении
независимости обоих партнеров и нахождении
точек соприкосновения с целью развития
инновационной деятельности (1)
Одним из ярких
примеров подтверждения намерений
государства в развитии венчурного
бизнеса является решение президента
Российской Федерации решение о
создании научно-технологического центра
по разработке и коммерциализации новых
технологий «Сколково»
Анализ зарубежного опыта развития инновационного предпринимательства позволяет
сделать вывод о целесообразности создания определенной обособленной территории, интегрирующей как производственные мощности, так и исследовательские институты.
В границах хозяйственного пространства такой территории должен действовать определенный механизм, стимулирующий разработку, производство и внедрение инноваций.
В США примером такой территории является Кремниевая (Силиконовая) долина –
так в США называют территорию штата Калифорния, где сосредоточено около половины всего научно-технического потенциала страны в области электроники и вычислительной техники.
В настоящее время Кремниевая долина – третий по величине технологический центр в США, число рабочих мест в котором составляет 225 300.
В долине расположено большинство известных компаний мирового масштаба: Adobe
System, Advanced Micro Devices (AMD), Agilent Technologies, Apple Inc., Cisco, eBay, Electronic Arts, Google, Hewlett-Packard, Intel, Maxtor, NVIDIA, Yahoo!, Xerox.
На территории Кремниевой долины расположены университет Сан-Хосе, университет
Санта-Клары, Стенфордский университет, Калифорнийский университет (2).
На современном этапе развития венчурного предпринимательства в России такого рода
обособленных территорий для инновационной деятельности не существует. Косвенной заменой такой территории является совокупность элементов инфраструктуры поддержки венчурного предпринимательства в регионах:
- Российский венчурный форум – место встречи профессиональных инвесторов, центральное событие национального масштаба в российской индустрии прямого и венчурного капитала, собирающее представительную и заинтересованную аудиторию отечественных и зарубежных профессионалов венчурного бизнеса, работающих в России;
- Российская венчурная ярмарка – коммуникативная площадка, предоставляющая российским компаниям технологического сектора возможность продемонстрировать инвесторам свой бизнес, а последним - познакомиться с проектами и менеджментом и установить контакты с наиболее привлекательными из них с точки зрения предоставления инвестиций;
- коучинг-центры по венчурному предпринимательству – региональная сеть в федеральных округах, в задачи которой входит создание в регионах инфраструктуры по венчурному
предпринимательству, а также подготовка предпринимателей для работы с венчурными инвесторами и отбор компаний для участия в российской венчурной ярмарке;
- подготовка специалистов для венчурного предпринимательства путем проведения региональных мастер-классов по введению в венчурный бизнес для предпринимателей, а также внедрения в ведущих высших учебных заведениях Российской Федерации курса по венчурному предпринимательству «Прямые инвестиции и венчурных капитал», разработанного Европейской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования (EVCA) при поддержки программы «Путь к росту» Европейской комиссии для преподавания в европейских университетах;
- информационно-методическое обеспечение венчурной деятельности – серия информационных и методических изданий, способствующих повышению предпринимательской и инвестиционной культуры в России.
Высокие достижения и опыт говорят о необходимости создания подобного инновационного центра в России для стимулирования разработок, производства и внедрения инновационных продуктов.
18 марта 2010 г. президентом Российской Федерации было принято решение о создании
научно-технологического центра по разработке и коммерциализации новых технологий. Главным координатором создания инновационного центра назначен предприниматель В. Вексельберг, географическим местоположением выбран г. Сколково, где на реализацию проекта выделено 380 га земли и 5 млрд руб. бюджетных средств.
Поставлены следующие задачи: построить материальную базу инновационного центра,
эффективно действующую систему управления, разработать предложения по правовому режиму создания и функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации результатов, в том числе в части налогообложения, таможенно-тарифных и административных процедур (3).
Инновационный центр в Сколково будет выполнять три основные функции: проведение
фундаментальных исследований, внедрение изобретений и обучение сотрудников. Исследования будут проводиться по пяти высокотехнологичным направлениям: в области энергетики, IT, телекоммуникаций, биомедицинских и ядерных технологий.
В настоящее время на экспертизу президентской комиссии представлены проекты компаний «Новолипецкий металлургический комбинат», «Евраз», «Ренова», «Силовые машины», «Альфа-Групп», «ЛУКОЙЛ», «Синара», «Российские железные дороги», «Параллелс», а также Российской академии наук.
Благоприятными условиями для создания и развития инновационного центра в Сколково
являются:
- инфляция ниже 10 %;
- рост валового внутреннего продукта;
- низкий внешний долг России;
- низкие индивидуальные налоги;
- отсутствие ограничений на валютные операции.
Анализируя специфику инновационного производства, можно сделать вывод, что основной проблемой развития системы венчурного инвестирования является отсутствие необходимых институциональных, организационных и информационных условий (4).
Развитие именно этих трех приоритетных направлений позволит увеличить объем венчурных инвестиций, повысить количество и качество венчурных проектов и, самое главное, повысить уровень коммерциализации венчурных проектов.