Государственное регулирование инновационной сферы в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:28, контрольная работа

Описание

Целью данной работы являются: Государственное регулирование инновационной сферы в России и за рубежом.
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность государственной инновационной
политики………………………………………………………………………4
Прямые методы государственного регулирования
инновационныхпроцессов…………………………………………………….5
Косвенные методы государственного регулирования
инновационных процессов…………………………………………………....6
Органы государственного регулирования инновационного
процесса в РФ…………………………………………………………………7
Зарубежная и российская практика государственного
регулирования инновационной деятельности…………………………….12
Заключение…………………………………………………………………...16
Список использованных источников……………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

инновац.менеджмент.docx

— 43.58 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Понятие и сущность государственной инновационной

 политики………………………………………………………………………4

Прямые методы государственного регулирования

инновационныхпроцессов…………………………………………………….5

Косвенные методы государственного регулирования 

инновационных процессов…………………………………………………....6

Органы государственного регулирования инновационного

 процесса  в РФ…………………………………………………………………7

Зарубежная и  российская практика государственного

 регулирования  инновационной деятельности…………………………….12

Заключение…………………………………………………………………...16

Список использованных источников……………………………………….17 

 

      Введение 

      В современных условиях инновационная  деятельность в той или иной степени  присуща любому производственному  предприятию. Даже если предприятие  не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить  замену морально устаревших технологий и продуктов.

      Таким образом, вопросы управления инновационной  деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические  проблемы.

      Целью данной работы являются: Государственное регулирование инновационной сферы в России и за рубежом.

      Цель  позволяют сформулировать основные задачи работы:

      определение понятия инновационной деятельности;

      изучение  развития концепции инновационного менеджмента;

      определение влияния  инновационного менеджмента на эффективность  деятельности предприятия;

      сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной  деятельности.

 

      Понятие и сущность государственной  инновационной политики 

      В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных  концепций, например поддержки малых  и средних предприятий. Хотя частные  концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей  совокупности они, как правило, с  трудом соединяются в единую, приведенную  в соответствие с намерениями  предприятий концепцию.

      Признание необходимости государственного регулирования  в этой сфере в большинстве  развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.

      «Государственная  инновационная политика - это составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники.»

      «Государственная  инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и  широкое использование результатов  в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного  удовлетворения общественных потребностей.»

      Она включает три этапа:

      -разработку  научно обоснованных концепций  (системы взглядов) развития инновационной  деятельности - осуществляется на  основе анализа состояния инновационного  потенциала;

      -определение  основных направлений государственной  поддержки инноваций;

      -осуществление  практических действий по реализации  поставленных целей, направленных  на повышение инновационной активности.

      Эффективность государственной инновационной  политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки  инноваций в известной мере находит  отражение в научно-техническом  лидерстве. Оно проявляется в  международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной  научно-технической инновационной  помощи другим странам.

      «Научно-техническое  лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса  и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной  политики. Научно-техническое лидерство  является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству  по тем направлениям, по которым  имеется приоритет в развитии.»

      Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных  экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических  условий для осуществления инновационных  процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной  политики определяют основные направления  государственной поддержки инноваций. 

      Прямые  методы государственного регулирования инновационных  процессов 

      Прямые  методы государственного регулирования  инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

      «Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает контрактное  финансирование последних посредством  государственных целевых программ поддержки нововведений, в том  числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных  контрактов на приобретение тех или  иных новшеств (товаров, технологических  процессов, услуг), и фирмам предоставляются  кредитные льготы для осуществления  нововведений.»

      Контрактное финансирование представляет собой  один из элементов распространенной в настоящее время системы  контрактных отношений - договоров  между заказчиками и подрядчиками.

      В системе прямых методов воздействия  государства на инновационный процесс  важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с  промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых  научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий  для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

      В этом направлении государственной  инновационной политики проявляется  ее ориентация на научную новизну  промышленных инноваций, что нередко  является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи. 

      Косвенные методы государственного регулирования инновационных  процессов 

      В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

      «Косвенные  методы, используемые в реализации государственной инновационной  политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности»

      Состав, структура и содержание косвенных  методов государственного регулирования  инновационных процессов достаточно разнообразны.

      К косвенным методам следует отнести  налоговые льготы и скидки, кредитные  льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

      -в  освобождении от налогообложения  той части прибыли предприятий  и организаций, которая направляется  на проведение перспективных  инновационных разработок, создание  научно-технического задела;

      -исключении  валютных средств научных организаций  и вузов из числа налогооблагаемых  доходов, полученных от реализации  научно-технической (инновационной)  продукции и направленных на  приобретение специального оборудования  и уникальных приборов;

      -снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

      -уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

      Эффективными  при определенных условиях могут  быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные  льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам  и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений. 

      Органы  государственного регулирования  инновационного процесса в РФ 

      В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

      По  своему содержанию управление инновационным  процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру  управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности  между ними, соотношение прав и  обязанностей; б) систему сбора, обработки  и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора  и расстановки кадров.

      «Организационный  механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо  или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия  для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций»

      Субъектами  инновационной политики выступают  центральные и местные органы власти, предприятия и организации  государственного сектора, самостоятельные  хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники  и инноваторы, смешанные образования.

      Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает  участие Отдел науки и образования  Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической  политике - консультативный орган. Основными  задачами совета являются:

      -информирование  Президента о процессах, происходящих  в научно-технической сфере в  стране и за рубежом;

      -разработка  предложений о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных  направлений в ее реализации;

      -анализ  и экспертиза поступающих на  заключение Президента проектов  законодательных актов по научно-техническим  вопросам;

      -подготовка  предложений о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим вопросам;

      -участие  в подготовке официальных документов  и материалов по научно техническим  вопросам для Президента РФ.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной сферы в России и за рубежом