Государственное регулирование инновационной сферы в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:28, контрольная работа

Описание

Целью данной работы являются: Государственное регулирование инновационной сферы в России и за рубежом.
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность государственной инновационной
политики………………………………………………………………………4
Прямые методы государственного регулирования
инновационныхпроцессов…………………………………………………….5
Косвенные методы государственного регулирования
инновационных процессов…………………………………………………....6
Органы государственного регулирования инновационного
процесса в РФ…………………………………………………………………7
Зарубежная и российская практика государственного
регулирования инновационной деятельности…………………………….12
Заключение…………………………………………………………………...16
Список использованных источников……………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

инновац.менеджмент.docx

— 43.58 Кб (Скачать документ)

      Органы  законодательной власти РФ - Государственная  дума и Совет Федерации - имеют  право инициирования законов  в сфере научно-технической и  инновационной деятельности. В обеих  палатах функционируют соответствующие  комитеты - Комитет Госдумы по образованию  и науке и Комитет Совета Федерации  по образованию, науке и культуре.

      Основным  органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической  и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

      Основными функциями комиссии являются обеспечение  согласованной работы федеральных  органов исполнительной власти и  исполнительных органов субъектов  РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической  политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических  достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

      Министерство  образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной  и научно-технической политики в  области образования и науки, осуществление мер по созданию и  развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

      -организация  научно-технического прогнозирования;

      -выбор  и оценка приоритетных направлений  развития образования, науки и  техники;

      -разработка  и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;

      -создание  государственных научно-технических  программ и проектов;

      -методическое  руководство подготовкой кадров  региональных и межрегиональных  научно-технических программ;

      -финансирование  гражданских НИОКР общегосударственного значения;

      -создание  и развитие благоприятной среды  для научной и инновационной  деятельности;

      -формирование  соответствующих систем экономического  стимулирования и организационных  структур;

      -организация  условий для опережающего развития  фундаментальных научных исследований;

      -обеспечение  формирования государственной политики  в области международных связей  в сфере образования, науки  и техники и др.

      Министерство  экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и  методов государственного воздействия  на экономику:

      -непосредственно  разрабатывает государственную  инновационную политику;

      -устанавливает  приоритеты в развитии народного  хозяйства страны и се регионов;

      -определяет  основные направления инвестиционной  политики, в том числе меры  по стимулированию инновационной  активности;

      -организует  разработку федеральных целевых  программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

      Минфин  РФ осуществляет бюджетное обеспечение  инновационной политики и аудит  использования финансовых ресурсов. 
 
 

      Структура механизма государственного регулирования  инновационных процессов показана на рис. 1.

      

      

       
Рисунок 1 Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
 

 

      Зарубежная  и российская практика государственного регулирования  инновационной деятельности 

      
Зарубежный  опыт Российский  опыт
      - увеличение вклада науки и  техники в развитие экономики  страны. В зарубежных странах  до 90 % экономического роста достигается  за счет научно-технического прогресса

      - обеспечение прогрессивных преобразований  в сфере материального производства;

      - повышение конкурентоспособности  национального продукта на мировом  рынке;

      - укрепление безопасности и обороноспособности  страны;

      - улучшение экологической обстановки;

      - сохранение и развитие сложившихся  научных школ.

      - увеличение вклада науки и  техники в развитие экономики  страны - по данным на 2009 год менее  5 %.(в 1990 эта доля доходила до 65 %)

      - разработку научно обоснованных  концепций (системы взглядов) развития  инновационной деятельности - осуществляется  на основе анализа состояния  инновационного потенциала;

      - определение основных направлений  государственной поддержки инноваций;

      - осуществление практических действий  по реализации поставленных целей,  направленных на повышение инновационной  активности.

 

      Следует отметить тенденцию, сложившуюся в  области финансирования науки в  США и Японии: в отличие от европейских  стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в  этих странах приоритетно финансируются  работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.

      - стимулирование деловой активности  в научной и научно- технической  деятельности;

      - развитие международного научного  сотрудничества.

      При обеспечении поддержки инновационной  деятельности государства различных  стран придерживаются следующих  стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:

      - стратегия активного вмешательства;

      - стратегия децентрализованного  регулирования;

      - смешанная стратегия.

      Суть  стратегии активного вмешательства  заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной  деятельности как главной, определяющей экономический рост национального  хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации  и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых  вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).

      Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный  сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного  потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным  организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного  регулирования (Швеция).

      Стратегия децентрализованного регулирования  представляет собой более сложный  механизм участия государства в  научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии  играет важную роль, но при этом отсутствуют  жесткие директивные связи, характерные  для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят  научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается  в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).

      В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование  изобретений, запатентованных в  ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  за рубежом государство уделяет  достаточно много внимания развитию инновационной деятельности, ее поддержке. Данное направление является для  них одним из приоритетных, поскольку  напрямую связано с развитием  этих стран в целом и с повышением их конкурентоспособности на международной арене.

      Государственная инновационная политика в России представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной  деятельности, повышение ее эффективности  и широкое использование результатов  в целях ускоренного социально-экономического развития страны

      В России в области государственной  поддержки инновационной деятельности положение сложилось не лучшим образом  по следующим причинам:

      - провал политики конверсии военного  производства привел к значительному  сокращению военной инновационной  деятельности при отсутствии  значительного наращивания на  оборонных предприятиях инновационной  деятельности по продуктам гражданского  назначения;

      - невозможность найти применения  своим изобретениям и “ноу-хау”, низкий уровень жизни привел  к массовому явлению “утечки  мозгов” за границу.

      - невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданых заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 –5 млн долл.;

      - отсутствие продуманной налоговой  политики, стимулирующей инновационную  деятельность предприятий, является  причиной низкой инновационной  активности предприятий;

      - постепенное снижение активности  фундаментальной и прикладной  науки.

      Тем не менее, государство в тяжелых  условиях затянувшегося экономического спада предпринимает меры для поддержки научно- технической и инновационной деятельности.

      В состав государственных органов, занимающихся наукой, входят:

      - Министерство образования и науки  Российской Федерации;

      - Федеральная служба по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам (Роспатент);

      - Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки  (Рособрнадзор).

      Управление  научно-технической деятельностью  государство осуществляет через  государственные и федеральные  научно-технические программы.

      Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на значительное отставание России от стран Запада в области государственной  поддержки инновационной деятельности, наша страна имеет значительные перспективы  развития. Кроме того, инновационный  путь развития признан приоритетным для России на ближайшие годы. Об этом свидетельствует большое количество федеральных целевых программ в  области науки и инновационной  деятельности, многие из которых уже  начали претворяться в жизнь.

 

      Заключение 

      Ключевым  направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни  населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных  технологий, продуктов и услуг, а  также активная государственная  политика в области инноваций.

      В ходе данной работы мы рассмотрели  понятие инновации и различные  подходы к определению сущности инноваций, кроме того ознакомились с многообразием классификационных  критериев для данного понятия, выяснили, в чем заключается содержание инновационного процесса и инновационной деятельности, изучили взаимосвязь всех этих категорий друг с другом и с другими процессами, происходящими в организации.

      Кроме того нами была изучена сущность инновационного менеджмента, как управления изменениями, приводящего к росту конкурентоспособности  фирмы и её продукции, управления развитием на основе инноваций. Мы рассмотрели  основные функции и принципы инновационного менеджмента. В данной работе, кроме того, был изучен российский и зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. В результате, можно отметить, что и в Росси, и на Западе поддержка НИОКР, изобретений и инноваций является приоритетным направлением в государственной политике. Однако в России наблюдается значительное отставание от зарубежных стран по многим показателям.

      Несмотря  на подобного рода тенденции, можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем будущем картина сильно изменится. Об этом свидетельствует большое количество федеральных целевых программ в области развития инноваций, а также растущая популярность и эффективность технопарков в нашей стране. 

Информация о работе Государственное регулирование инновационной сферы в России и за рубежом