Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
определить сущность и содержание инноваций;
изложить организацию инновационной деятельности;
установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.
Введение
Научно-технический прогресс (НТП), признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Одна
из наиболее актуальных проблем российской
экономики - повышение
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь - опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако, требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.
В
России вплоть до последнего времени
инновационная деятельность осуществлялась
исключительно в крупных
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат.
В
мировой экономической
В
соответствии с международными стандартами
инновация определяется как конечный
результат инновационной
Разработка,
внедрение в производство новой
продукции имеют для фирм важное
значение как средство повышения
конкурентоспособности и
Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
определить сущность и
изложить организацию
установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
выявить особенности
рассмотреть государственное
В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия «инновация», или «нововведение»:
В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять их разновидностей:
Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или нововведениями.
Выделяются три составляющих нововведения:
В зависимости от характера концепции, на которой основано нововведение, различают:
(табл.
1.2).
Инновация | Пример |
Изменение
физических свойств продукта на уровне
производства
Применение нового компонента Применение нового материала Создание принципиально новых продуктов Создание новых изделий Создание нового физического состояния Создание новых комплексных систем |
Создание сплавов
и припоев на основе олова
Стальной корд в покрышках Пенополиуретан Композиционные материалы Цифровой телевизор Растворимый кофе Скоростной поезд |
Таблица
1.1 - Инновации с технологической доминантой
Инновация | Пример |
Новое
средство платежа
Новая презентация товара Новая форма торговли Новый вид рекламы Новое применение известного товара Новый способ продаж |
Кредитная карточка
Карманное издание книги (покет) Cash & Carry Плакаты на автобусных остановках Шампунь «2 в 1», «3 в 1» Телемаркетинг, интернет-магазин |
Таблица
1.2 - Инновации с коммерческой или маркетинговой
доминантой
Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждаются в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в финансовых ресурсах.
Граница между этими формами инноваций размыта, и технологические нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим. Например, прогресс в обработке информации позволил разработать систему штрих-кода, способствующую сокращению времени обслуживания клиентов и уменьшению числа краж в супермаркетах. Но возможна и обратная последовательность: некоторые организационные новшества способствуют внедрению технологических нововведений. Так, распространение идеи самообслуживания повлекло за собой создание торговых автоматов.
Считается, что в каждом бизнесе есть три вида инноваций:
Понятие «инновация» тесно связано с понятиями «изменение» и «развитие». Непрерывное создание новшеств образует в своей совокупности бесконечный поток потенциальных изменений. Реальные изменения обеспечивает только часть из всех созданных новшеств. Изменения определяются объемом и направлением, длительностью и скоростью. Понятие «развитие» обычно связывают с позитивными изменениями, с прогрессом. Однако известный философ Б. Рассел считает, что «изменение - это одно, а прогресс - это другое. "Изменение" - понятие научное, а "прогресс" - этическое. Изменение бесспорно, в то время как прогресс является предметом спора».