Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
определить сущность и содержание инноваций;
изложить организацию инновационной деятельности;
установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент - курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     Простейшая  модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, сводится к тому, что  роль частного сектора заключается  в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. Различные варианты реализации этой модели в условиях социально-экономического развития отдельных стран и формируют национальные особенности инновационных систем.

     На  основе анализа и обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов элементов инновационной системы, в работе представлено авторское видение структуры НИС, которая включает:

     1)    приоритеты и стратегия инновационной политики;

     2) нормативно-правовую базу в области развития и стимулирования инновационной деятельности;

     3)    инновационную инфраструктуру;

     4)    систему генерации и распространения знаний;

     5) инновационные предприятия, включая  крупные научно-промышленные корпорации, высокотехнологичное промышленное  производство;

     6)  учреждения в сфере образования и профессионального обучения: подготовка кадров по организации и управлению в инновационной сфере;

     7)   рыночные условия, способствующие внедрению инноваций;

     8) маркетинговую и финансовую составляющие  создания и продвижения инноваций, системы продвижения и финансирования инноваций;

     9)   взаимодействие с международной средой;

     10) механизм инновационного развития, отражающий систему взаимоотношений  между вышеперечисленными элементами.

     Кроме указанных элементов, необходимо рассматривать совокупность социальных, политических, культурных и международных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на динамику и характер развития инновационной системы в пределах национальных границ. Представляется, что указанная совокупность элементов является необходимой и достаточной для развития НИС, поскольку исключение любого элемента системы приводит к разрыву инновационного процесса, следовательно, делает невозможным в принципе функционирование всей системы. Все элементы равнозначны в процессе формирования и развития НИС. Элементы инновационной среды существуют не отдельно друг от друга, а находятся в тесной функциональной взаимозависимости. Стратегическое управление НИС осуществляется путем изменения внешних параметров, значения которых определяются в рамках макроэкономической политики, а механизмы их достижения устанавливаются законодательно. Раскрытие сущности ключевых элементов и механизма НИС позволило представить обобщенную модель их взаимосвязи (рис. 2.1). Масштаб и уровень развития отдельных составляющих, характер прямых и обратных связей между ними определяют различия в инновационных системах разных стран.

Рисунок 2.1. - Обобщенная модель взаимосвязи  основных элементов НИС  

     Очевидно, формирование НИС происходит индивидуально  для каждой страны и определяется сложившимися социально-экономическими отношениями. Однако в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные подходы и инструменты, доказавшие свою эффективность в других странах.

     Ключевые  закономерности в создании и развитии НИС в этих странах: - конечной целью НИС является обеспечение динамичного развития страны за счет повышения инновационной активности всех хозяйствующих субъектов страны. Несмотря на общность целей инновационного развития, способы их достижения имеют национальные особенности:

     - своей высокой эффективностью  НИС ряда стран обязаны различным  факторам, среди которых наиболее  значимые: сформировавшаяся функциональная  структура НИС, обуславливающая  платежеспособный спрос на наукоемкую  продукцию; наличие институтов посредничества между производителями и потребителями НИОКР; последовательная инновационная политика государства;

     - один из ключевых факторов  повышения конкурентоспособности  страны, развития в ее пределах  эффективной НИС - государственное  вмешательство. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов (в том числе и на уровне регионов) и является связующим звеном между академической наукой и производством;

     - инновационное развитие страны  не обязательно основано на  собственной научно-технической  и инновационной базе, на первоначальных  этапах становления НИС возможно  приобретение, копирование и «ассимиляция»  зарубежных разработок (пример Китая  и Японии);

     - институциональные структуры, заложенные в основу НИС развитых стран, объединяет, прежде всего, наличие нескольких уровней организации и управления. Так, НИС Норвегии и Австралии состоит из шести уровней, Германии и Великобритании - из четырех, Бельгии, Швейцарии, Австрии - из трех. НИС развитых стран отличаются по своей направленности и роли государства, прежде всего, за счет ориентации на удовлетворение особых национальных приоритетов: Финляндия - диверсификация экономики, Франция - создание сети мелких технологических фирм, США - поддержка реструктуризации экономики.

      Развитие  есть непременное условие жизни  общества и его экономического прогресса. В настоящее время формируется  модель «устойчивого развития», цель которого заключается в удовлетворении жизненных потребностей нынешнего поколения людей. Экономическое развитие стран мира будет находиться под влиянием процессов глобализации.

  1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в строительстве
 
 
     
    1. Инвестиции  в инновационную  деятельность
 

     Важнейшая функция инвестиций в основной капитал - инновационная: с их помощью осуществляется инновационное обновление основных фондов на основе использования научно технических достижений для производства новой или улучшенной конкурентоспособной продукции, новых или модифицированных эффективных технологий. Инвестиции - необходимое условие осуществления инноваций, их «живое тело». В то же время инновации – «душа инвестиций», без инноваций капитальные вложения могут оказаться неэффективными и даже вредными, продлевая будущее производство неконкурентоспособных продуктов. Более того, без инноваций инвестиции часто оказываются невозможными, поскольку заменяемое устаревшее оборудование уже не выпускается, его не найти на рынке. Поэтому основным источником инноваций, в том числе и радикальных, являются инвестиции в основной капитал.

     Источниками инвестиций, в свою очередь, могут служить:

  1. собственные средства предприятий - прежде всего, амортизация основных фондов предприятий и организаций (в России в 2003 г. она составила 23,8% общего объема инвестиций) и капитализированная прибыль (18,0% инвестиций);
  2. бюджетные средства федерального, региональных и местных бюджетов (в 2002 г. - 18,7% инвестиций, в том числе федеральный бюджет - 6,3%);
  3. внебюджетные привлеченные средства банков, фондов, иностранных инвесторов и т. п.

     Инновационная функция инвестиций не сводится к  замене устаревших фондов новыми на том  же предприятии и для производства тех же продуктов (товаров или  услуг). С помощью инвестиций осуществляется межпродуктовое (в основном в рамках предприятия) и межотраслевое перераспределение амортизации, прибыли и привлеченных средств для осуществления инноваций. Причем при освоении микроинноваций и улучшающих инноваций такое перераспределение осуществляется в минимальной степени.

     При освоении и распространении базисных инноваций, новых поколений техники (технологий) и технологических укладов межотраслевое и межпродуктовое перераспределение инвестиционно-инновационных ресурсов производится в крупных масштабах.

     Объем и структура инновационных инвестиций меняются по фазам среднесрочных и долгосрочных циклов. В фазах кризиса и депрессии происходит значительное сокращение объема инвестиций и инноваций; в фазах оживления и подъема - опережающий их рост с концентрацией на базисных и улучшающих инновациях; в фазе зрелости уровень инвестиций стабилизируется, они в основном направлены на улучшающие инновации, растет доля псевдоинноваций.

     Экономический кризис в России в 90-е годы прошедшего века нашел выражение в опережающем  падении инвестиций: за 1991 - 1998 гг. они сократились в 4,8 раза, в том числе по отраслям, производящие товары, - в 7,1 раза. Многократно сократился поток инноваций, государство практически прекратило поддержку базисных инноваций в производственном секторе.

     На 18% (с учетом науки - на 20%) сократилась доля инновационно-инвестиционного сектора, особенно машиностроения (в 2,6 раза) и строительства (на 40%). Высокие темпы роста доли инвестиций наблюдались лишь в связи (в основном за счет приобретения импортного оборудования) - рост с 0,9% до 4% (табл. 3.1). Следует напомнить, что эта структурная перестройка происходила на фоне общего падения инвестиций за 1991 - 1998 гг. почти в 5 раз. 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
   Показатели    
2005 2007 2008  
млн. долл. США В % к итогу млн. долл. США В % к итогу млн. долл. США В % к итогу
Инновационно-инвестиционный сектор:

Машиностроение  и металлообработка 

Химическая и  нефтехимическая 

Промышленность 

Строительство 

Связь

 
 
3724 

9553 
 

228 

3287

 
 
7 

17,8 
 

0,4 

6,1

 
 
15831 

5990 
 

2911 

3295

 
 
13 

5 
 

2,4 

2,7

 
 
14066 

5790 
 

3387 

1320

 
 
14,6 

5,6 
 

3,3 

1,3

 
 

Таблица 3.1 - Динамика отраслевой структуры  инвестиций в основной капитал

(в млн. долл. и %)  

     Таковы  основные контуры долгосрочного  экономического и инновационно-инвестиционного развития России при оптимистическом инновационно-прорывном сценарии и реальном повороте инвестиций к инновациям. Что касается пессимистического сценария, то здесь картина может сложиться весьма плачевная, вплоть до превращения страны в технологическое захолустье с резким замедлением темпов роста ВВП, инвестиций и инноваций и разрушением научно-технического потенциала. В этом случае ресурсов для инновационной модернизации экономики действительно не будет. 

     
    1. Государственная поддержка инновационной  деятельности в России
 

     В конце 90-х годов прошлого века осознание  государством неизбежности перехода экономики  страны на инновационный путь развития выразилось в принятии постановления  Правительства Российской Федерации  от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной  политики Российской Федерации на 1998-2000 года». С принятием этого документа рассуждения на тему инновационной деятельности остались в прошлом. Концепция поставила своей целью формирование инновационной модели развития экономики государства. Соответственно, активизировалась подготовка ряда законопроектов, прямо или косвенно касающихся инновационной деятельности. Одной из первых попыток законодательной поддержки инновационной деятельности была разработка и внесение в Государственную Думу членом Совета Федерации В. М. Крессом и депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским проекта федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». В январе 1998 года указанный законопроект был принят к рассмотрению Государственной Думой, затем направлен на заключение Правительства Российской Федерации, но вскоре отозван законодателями.

     25 сентября 2008 г. Государственная Дума  Астраханской области приняла  обращение к Председателю Правительства  Российской Федерации Путину  В.В. и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. о необходимости ускорения принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Указанное обращение поддержало большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Большинство субъектов Российской Федерации предлагают внести также изменения в Закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части установления прав субъектов Российской Федерации в сфере инновационной деятельности.

Информация о работе Инновационная деятельность