Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:50, реферат
СОДЕРЖАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Названный тип поведения связан с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных тактических поведенческих моделей, в том числе полулегальных и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Содержание и направленность инновационного поведения 4
2. Типы инновационного поведения компаний 7
3. Анализ инновационного поведения работника в организации (на конкретном примере) 13
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - инициативный
тип индивидуального или
Категориями, отражающими основные проявления инновационного поведения, являются следующие:
Инновационное поведение
связано с внедрением нестандартных
решений, изменяющих в той или
иной степени систему социальных
отношений на различных уровнях
организации, характеризуется качеством,
масштабом и глубиной изменений,
которые затрагивают
Инновационное поведение предполагает ряд этапов и фаз, на первом из которых происходит ломка укоренившихся стереотипов, привычек и традиций, преодоление стандартных, консервативных мнений. Конкретные действия субъекта начинаются с констатации необходимости реконструктивных изменений в производственных структурах, обнаружения тупиковых ситуаций и противоречий, которые объективно требуют преодоления. Классическая форма инновационного поведения включает ряд самостоятельных процессов, которые имеют свою логику, тактику, стратегию и способ организации во времени и в пространстве.
1. Рекрутирование субъектами
инновационного поведения
2. Рекрутирование активных
сторонников из числа тех, чьи
интересы находятся в
3. Нейтрализация оппозиции,
состоящей прежде всего из
тех, чьи интересы в той или
иной степени не соответствуют
инновационным изменениям в
4. Поиски формирование
организационных методов
5. Мобилизация человеческого
фактора, поиск необходимых
Инновационное поведение всегда сопровождается преодолением различных препятствий, оппозиционных настроений и мнений. Психологически это весьма дискомфортная форма поведения, связанная с функционированием индивида в перманентно возникающих экстремальных ситуациях. В инновационном поведении чрезвычайно велик уровень риска, ответственности, неопределенности, непредсказуемости. Оно может оцениваться консервативной оппозицией в очень широком диапазоне: просто как нестандартное, нарушающее привычное равновесие на одном полюсе, и как противоправное – на другом.[3, c.167]
В реальной практике инноватор
сталкивается с множеством препятствий
и проблем, которые он не всегда может
решить позитивным образом. Особенно часто
это случается, если он занимает рядовой
статус внутри конкретной организации,
поэтому наличие инноваций на
отдельно взятом рабочем месте –
не всегда позитивный момент. Особенно
когда их продуцентом является человек,
мотивы и интересы которого в целом
не совпадают с интересами производственной
организации и тех, кто ею владеет
и управляет. Следует отметить также,
что логика инновационных изменений
предполагает наличие автономного
статуса, которым отдельный работник,
как правило, не обладает, т.к. он с
необходимостью должен подчиняться
организационной и
В связи с этим можно констатировать противоречие в оценке действий инноваторов, особенно если в их качестве выступают наемные работники. С одной стороны, в отдельной, часто очень узкой области они способствуют технологическому прогрессу, с другой – вынуждают нарушать жесткий функциональный порядок внутри тех или иных звеньев или циклов производства. Возникают противоречия и при оценке эффекта нововведений и распределении вознаграждения между продуцентом ноу-хау и владельцами предприятия. Последние стремятся присвоить большую часть эффекта нововведений, используя, например, патерналистские схемы расчета, основанные на гарантированной занятости и символических привилегиях (японский опыт). Это противоречие, связанное с неэквивалентностью социального обмена, может преодолеваться двумя путями: или субъект инновационного поведения должен завоевать право собственных автономных действий внутри производственной организации, доказав их эффективность менеджерам и собственникам, а также договорившись с ними о величине вознаграждения, или он должен изменить свой статус и стать самостоятельным предпринимателем. В последнем случае на него ложится полная ответственность и риск за воплощение инновационных идей. [8]
Многообразие конкурентных стратегий и организационных форм хозяйствующих субъектов создает множество стратегических позиций и необъятный простор для выбора конкурентных стратегий инновационного характера. Чтобы ориентироваться в этом пространстве решений и удачно вписаться в новую рыночную структуру,необходимо адекватно оценить свое место в ней. Необходимо четко представлять себе, насколько внутрифирменные научно-производственные, технологические, кадровые и организационные ресурсы соответствуют текущим рыночным потребностям и что возможно предпринять для достижения такого соответствия в обозримом будущем, причем с минимальными затратами. Поэтому первой задачей менеджера является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения богатый арсенал методических наработок и практического опыта. [2,4]
В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур.
В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл. 2.1).
Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:
1. Составляется характеристика анализируемой организации, ее продукции,отрасли, рынка;
2. По установленным характеристикам данная организация описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения ;
3. Проводится анализ морфологического описания и с использованием таблицы 2.1 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.
Таблица 2.1 - Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения
№ п/п |
ПАРАМЕТРЫ |
Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского) | |||
«ВИОЛЕНТЫ» |
«ПАТИЕНТЫ» |
«ЭКСПЛЕРЕНТЫ» |
«КОММУТАНТЫ» | ||
Тип компании (классификация X. Фризевинкеля) | |||||
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» |
«Лисы» |
«Ласточки» |
«Мыши» | ||
1. |
Уровень конкуренции |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Средний |
2. |
Новизна отрасли |
Новые, зрелые |
Зрелые |
Новые |
Новые, зрелые |
3. |
Какие потребности обслуживает |
Массовые, стандартные |
Массовые, но нестан-дартные |
Инновацион-ные |
Локальные |
4. |
Профиль производства |
Массовое |
Специали-зированное |
Эксперимен-тальное |
Универсальное мелкое |
5. |
Размер компании |
Крупные |
Крупные, средние и мелкие |
Средние и мелкие |
Мелкие |
6. |
Устойчивость компании |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
7. |
Расходы на НИОКР |
Высокие |
Средние |
Высокие |
Отсутствуют |
8. |
Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества |
Высокая производи-тельность |
Приспособ-ленность к особому рынку |
Опережение в нововведениях |
Гибкость |
9. |
Динамизм развития |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
10. |
Издержки |
Низкие |
Средние |
Низкие |
Низкие |
11. |
Качество продукции |
Среднее |
Высокое |
Среднее |
Среднее |
12. |
Ассортимент |
Средний |
Узкий |
Отсутствует |
Узкий |
13. |
Тип НИОКР |
Улучша-ющий |
Приспосо-бительный |
Прорывный |
Отсутствует |
14. |
Сбытовая сеть |
Собственная или контроли-руемая |
Собственная или контроли-руемая |
Отсутствует |
Отсутствует |
15. |
Реклама |
Массовая |
Специали-зированная |
Отсутствует |
Отсутствует |