Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа
Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя.
По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.
Защитная группа инноваций обеспечивает
необходимый уровень
Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.
По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).
По степени новизны инноваций выделяют:
-нестандартные группы
-улучшающие - новые товары или
технологические процессы, разработанные
на основе использования
модификационные нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.
По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.
По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.
Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.
Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.
Детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").
- крупнейшие (базисные) инновации
- реализуют крупнейшие
- крупные инновации (на базе
аналогичного ранга
- средние инновации реализуют
такого же уровня изобретения
и служат базой для создания
новых моделей и модификаций
данного поколения техники,
- мелкие инновации - улучшают
отдельные производственные
М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:
1) основанные на использовании
фундаментальных научных
2) также использующие научные
исследования, но имеющие ограниченную
область применения (например, измерительные
приборы для химического
3) разработанные с
4) входящие в комбинации
5) использующие один продукт в различных областях;
6) технически сложные новшества,
появившиеся как побочный
7) использующие уже известную технику или методы в новой области.
Обобщенная классификация
Признак классификации |
Виды инноваций |
С точки зрения цикличного развития |
- Крупнейшие - Крупные - Средние - Мелкие |
В зависимости от степени использования научных знаний |
Основанные на: - фундаментальных научных знаниях - научных исследованиях с ограниченной областью применения - существующих технических знаниях - комбинации различных типов знаний - использовании одного продукта в различных областях - побочных результатах крупных программ - уже известной технологии |
С точки зрения структурной характеристики |
- На входе - На выходе - Нововведения структуры предприятия |
С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности |
- Технологические - Производственные - Экономические - Торговые - Социальные |
В области управления |
- Инновации продукции - Инновации процессов (технологических) - Инновации рабочей силы - Инновации управленческой деятельности |
С точки зрения назначения |
- Для потребления в качестве товара массового спроса - Для промышленного потребления в гражданских отраслях - Для потребления в оборонном комплексе |
По способу |
- Экспериментальные - Прямые |
По стадии жизненного цикла |
Инновации, внедряемые на стадии: - стратегического маркетинга - НИОКР - организационно- - производства - сбыта - сервиса |
В зависимости от размера экономического эффекта |
- Обнаружение новых областей - Использование новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз) - Создание новых конструктивных
решений (повышает - Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%) |
По уровню управления |
- Федеральные - Отраслевые - Территориальные - Первичного звена управления |
По срокам управления |
- 20 и более лет - 10-15 лет - 5-10 лет - до 5 лет |
По степени охвата жизненного цикла |
- НИОКР - Освоение и применение НИОКР |
По объему |
- Точечные - Системные - Стратегические |
По отношению к предыдущему состоянию процесса (системы) |
- Заменяющие - Отменяющие - Открывающие - Ретронововведения |
По назначению |
Направленные на: - эффективность - улучшение условий труда - повышение качества продукции |
По источнику планирования |
- Централизованные - Локальные - Спонтанные |
По результативности |
- Внедренные и полностью - Внедренные и слабо используемые |
По уровню новизны |
- Радикальные и изменяющие или создающие вновь целые отрасли - Системные - Модифицирующие |
Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.
Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.
2. Инновационная деятельность на примере предприятия
2.1 Характеристика ОАО «Татхлеб»
ОАО «Татхлеб» является крупнейшим предприятием хлебопекарной отрасли в Татарстане. Ежедневно завод производит более 150 тонн хлебобулочных, бараночных, сухарных и кондитерских изделий.
В период «становления» комбината
было ряд сложностей. В результате
переоснащения производства и формирования
сильной команды
Этапы развития предприятия
1990 г. - Комбинат построен и сдан в эксплуатацию;
1991 г. - Освоение производственных
мощностей. В сентябре 1991 г заработали
все 12 поточно-механизированных
линии. Город узнал нового
2001 г. - Создание булочного цеха, освоение выпуска мелкоштучных булочных и сдобных изделий;
1994 г. - Создание кондитерского цеха.
Освоение выпуска кондитерских
изделий на базе линии по
производству пирожных типа «
1997 г. - Освоение выпуска батонов;
2003 г. - Освоение выпуска пряников
и овсяного печенья. Сегодня
это высокомеханизированная
2005 г. - Освоение выпуска закусочных
сухариков и первый
2007 г. - Проведение первого в
2008 г. - Сертификация системы
2010 г. - Построение интегрированной системы менеджмента качества на основе;
2010 г. - Запуск новой поточно-
2010 г. - По итогам конкурса Quality Award 2010 компания отмечена медалью и дипломом в номинации: лучшая система управления и высокий вклад в развитии качества.
2011 г. - Первое место на региональном
конкурсе-выставке в номинации
"Лучшие продовольственные
2011 г. - Запуск цеха мелкоштучных изделий.
2011 г. - Аттестация микробиологической лаборатории.
2011 г. - Ресертификация системы менеджмента качества
2011 г. - Запуск Булко хлебочного комбината.
2011 г. - Запуск линии по производству
подового ржано-пшеничного
2011 г. - Первое место на
2011 г. - Вручении Премии Президента РТ за достижения в области качества.
2.2 Создание новой системы
Создание новой системы
На основе анализа литературы и
проведенных исследований была предложена
новая система мотивации
- меры по материальной
1) Организация стимулирования
2) Организация «оплаты за
Информация о работе Инновационные процессы на предприятии (на примере ОАО «Татхлеб»)