Инновационные процессы на предприятии (на примере ОАО «Татхлеб»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя.

Работа состоит из  1 файл

р.xps.docx

— 57.65 Кб (Скачать документ)

По признаку возникновения инноваций  выделяются две группы: защитные и  стратегические.

Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности  производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и  материалы), рыночные (новые сферы  использования товара, возможность  реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

По степени новизны инноваций  выделяют:

-нестандартные группы инноваций,  включающие новый товар, произведенный  на основе впервые разработанного  технического решения, не имеющего  аналога;

-улучшающие - новые товары или  технологические процессы, разработанные  на основе использования достижений  научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

модификационные нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют  сложившиеся на рынке новые потребности.

По масштабам распространения  инновации могут быть базовыми для  молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество  классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.

Детальная и оригинальная типология  инноваций дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал  инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические  и социальные нововведения), механизма  осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").

- крупнейшие (базисные) инновации  - реализуют крупнейшие изобретения  и становятся основой революционных  переворотов в технике, формирования  новых ее направлений, создания  новых отраслей. Такие инновации  требуют длительного времени  и крупных затрат для своего  освоения, но зато обеспечивают  значительный по уровню и масштабу  народно-хозяйственный эффект, однако  происходят они не каждый год;

- крупные инновации (на базе  аналогичного ранга изобретений) - формируют новые поколения техники  в рамках данного направления.  Они реализуются в более короткий  срок и с меньшими затратами,  чем крупнейшие (базисные) инновации,  но скачок в техническом уровне  и эффективности сравнительно  меньше;

- средние инновации реализуют  такого же уровня изобретения  и служат базой для создания  новых моделей и модификаций  данного поколения техники, заменяющих  устаревшие модели более эффективными  либо расширяющих сферу применения  этого поколения;

- мелкие инновации - улучшают  отдельные производственные или  потребительские параметры выпускаемых  моделей техники на основе  использования мелких изобретений,  что способствует либо более  эффективному производству этих  моделей, либо повышению эффективности  их использования.

М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:

1) основанные на использовании  фундаментальных научных знаний  и широко применяющиеся в различных  сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также использующие научные  исследования, но имеющие ограниченную  область применения (например, измерительные  приборы для химического производства);

3) разработанные с использованием  уже существующих технических  знаний новшества с ограниченной  сферой применения (например, новый  тип смесителя для сыпучих  материалов);

4) входящие в комбинации различных  типов знаний в одном продукте;

5) использующие один продукт в различных областях;

6) технически сложные новшества,  появившиеся как побочный результат  крупной исследовательской программы  (например, керамическая кастрюля, созданная  на основе исследований, проводившихся  в рамках космической программы);

7) использующие уже известную  технику или методы в новой  области.

 

Обобщенная классификация инноваций  по признакам.

Признак классификации 

Виды инноваций 

С точки зрения цикличного развития

- Крупнейшие

- Крупные

- Средние

- Мелкие 

В зависимости от степени использования  научных знаний

Основанные на:

- фундаментальных научных  знаниях

- научных исследованиях с ограниченной областью применения

- существующих технических  знаниях

- комбинации различных  типов знаний

- использовании одного продукта в различных областях

- побочных результатах крупных программ

- уже известной технологии 

С точки зрения структурной характеристики

- На входе

- На выходе

- Нововведения структуры  предприятия 

С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности

- Технологические

- Производственные

- Экономические

- Торговые

- Социальные 

В области управления

- Инновации продукции

- Инновации процессов  (технологических)

- Инновации рабочей силы

- Инновации управленческой  деятельности 

С точки зрения назначения

- Для потребления в качестве  товара массового спроса

- Для промышленного потребления  в гражданских отраслях

- Для потребления в  оборонном комплексе 

По способу 

- Экспериментальные

- Прямые 

По стадии жизненного цикла 

Инновации, внедряемые на стадии:

- стратегического маркетинга

- НИОКР

- организационно-технологической  подготовки производства

- производства

- сбыта

- сервиса 

В зависимости от размера экономического эффекта 

- Обнаружение новых областей применения (повышает эффективность в 10-100 и более раз)

- Использование новых  принципов функционирования (повышает  эффективность в 2-10 раз)

- Создание новых конструктивных  решений (повышает эффективность  на 10-50%)

- Расчет и оптимизации  параметров (повышает эффективность  на 2-10%)

По уровню управления

- Федеральные

- Отраслевые

- Территориальные

- Первичного звена управления 

По срокам управления

- 20 и более лет

- 10-15 лет

- 5-10 лет

- до 5 лет 

По степени охвата жизненного цикла 

- НИОКР

- Освоение и применение  НИОКР 

По объему

- Точечные

- Системные

- Стратегические 

По отношению к предыдущему  состоянию процесса (системы)

- Заменяющие

- Отменяющие

- Открывающие

- Ретронововведения

По назначению

Направленные на:

- эффективность

- улучшение условий труда

- повышение качества продукции 

По источнику планирования

- Централизованные

- Локальные

- Спонтанные 

По результативности

- Внедренные и полностью используемые

- Внедренные и слабо  используемые 

По уровню новизны 

- Радикальные и изменяющие или  создающие вновь целые отрасли

- Системные

- Модифицирующие 

 

 

Безусловно, данная классификация  не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные  виды инноваций тесно взаимосвязаны  между собой.

Классификация дает специалистам базу для выявления максимального  количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.

 

 

2. Инновационная деятельность на  примере предприятия

 

2.1 Характеристика ОАО  «Татхлеб»

ОАО «Татхлеб» является крупнейшим предприятием хлебопекарной отрасли в Татарстане. Ежедневно завод производит более 150 тонн хлебобулочных, бараночных, сухарных и кондитерских изделий.

В период «становления» комбината  было ряд сложностей. В результате переоснащения производства и формирования сильной команды профессионалов, нам удалось осуществить успешный пересмотр ассортиментной и сбытовой политики, что позволило получить явные конкурентные преимущества и  занять лидирующее положение на рынке  хлебобулочных и кондитерских изделий.

Этапы развития предприятия

1990 г. - Комбинат построен и сдан  в эксплуатацию;

1991 г. - Освоение производственных  мощностей. В сентябре 1991 г заработали  все 12 поточно-механизированных  линии. Город узнал нового производителя  хлеба и бараночных изделий.

2001 г. - Создание булочного цеха, освоение выпуска мелкоштучных  булочных и сдобных изделий; 

1994 г. - Создание кондитерского цеха. Освоение выпуска кондитерских  изделий на базе линии по  производству пирожных типа «эклер».  К сегодняшнему дню – это  солидное производство широкого  ассортимента тортов, пирожных, кексов, рулетов, сдобного печенья; 

1997 г. - Освоение выпуска батонов; 

2003 г. - Освоение выпуска пряников  и овсяного печенья. Сегодня  это высокомеханизированная линия  мощностью 8 т/сутки; 

2005 г. - Освоение выпуска закусочных  сухариков и первый упаковочный  аппарат для сушек; 

2007 г. - Проведение первого в Татарстане  «Праздника хлеба»;

2008 г. - Сертификация системы менеджмента  качества на соответствие требованиям  международного стандарта 

2010 г. - Построение интегрированной  системы менеджмента качества  на основе;

2010 г. - Запуск новой поточно-механизированной  линии для бородинского хлеба.;

2010 г. - По итогам конкурса Quality Award 2010 компания отмечена медалью и дипломом в номинации: лучшая система управления и высокий вклад в развитии качества.

2011 г. - Первое место на региональном  конкурсе-выставке в номинации  "Лучшие продовольственные товары".

2011 г. - Запуск цеха мелкоштучных  изделий. 

2011 г. - Аттестация микробиологической  лаборатории. 

2011 г. - Ресертификация системы менеджмента качества

2011 г. - Запуск Булко хлебочного комбината.

2011 г. - Запуск линии по производству  подового ржано-пшеничного хлеба  "Юбилейный".

2011 г. - Первое место на республиканском  конкурсе .

2011 г. - Вручении Премии Президента  РТ за достижения в области  качества.

 

2.2 Создание новой системы мотивации  инновационного персонала (рабочих  и специалистов) ОАО «Татхлеб»

 

Создание новой системы мотивации  персонала ОАО «Татхлеб» Основное внимание в «Положении о системе оплаты и стимулирования труда персонала» на предприятии было уделено материальным методам стимулирования, которые, на самом деле, были малоэффективны и не в полной мере качественно разработаны. Они наиболее типичны для Российских предприятий вообще. В соответствии с Трудовым Кодексом предприятие самостоятельно устанавливает вид системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения.

На основе анализа литературы и  проведенных исследований была предложена новая система мотивации инновационных  работников:

- меры по материальной мотивации:

1) Организация стимулирования творчества, то есть поощрение рационализаторских  предложений, которые находят  применение. Если предложение принимается,  его автор получает 25% общей суммы  экономии на себестоимости до  двух лет после внедрения усовершенствования. Можно осуществлять финансовую  поддержку деятельности новаторов  по двум направлениям: свобода  в использовании до 15% своего рабочего  времени; обеспечение существенной  ресурсной поддержки (система  грантов и субсидий).

2) Организация «оплаты за квалификацию»  для широкопрофильных специалистов, успевших внести некоторый вклад  в научно-техническое развитие  предприятия. При освоении каждой  новой специальности исполнитель  получает прибавку к заработной  плате, при этом приобретенные  знания должны в той или  иной мере использоваться в  работе. Эта система включает  понятие «единица квалификации»,  определяющее сумму знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения новой, дополнительной работы и получения очередной надбавки.

Информация о работе Инновационные процессы на предприятии (на примере ОАО «Татхлеб»)