Инновационные процессы на предприятии (на примере ОАО «Татхлеб»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя.

Работа состоит из  1 файл

р.xps.docx

— 57.65 Кб (Скачать документ)

Также к издержкам производства относят общецеховые расходы  на управление:

расходы по производственному управлению,

затраты, связанные с подготовкой  и организацией производства,

содержание отдела инновационного развития,

содержание инвентаря,

затраты на обеспечение нормальных условий работы,

затраты на профориентацию и подготовку кадров.

Таким образом, в совокупности затраты  на производство составляют большую  часть, тем более в начальный  период оснащения производственно-технологических  мощностей. По этому параметру можно  оценить проект лишь в четыре балла.

19.Уровень безопасности производства. Проект не содержит операций  с повышенной опасностью. По этому  параметру проект можно оценить  на десять.

20.Данный проект позволит специалистам  и рабочим завода раскрыть  свой инновационный потенциал.  По этому параметру проект  можно оценить на десять.

Таким образом, мы произвели оценку инновационного потенциала ОАО «Татхлеб». Все полученные показатели (оценки) следует отразить в сводной таблице, проанализировать и с помощью небольших и нетрудных математических вычислений, сделать соответствующий вывод по предлагаемому проекту внедрения инновационных технологий. Сводная таблица 3 называется «Оценка инновационного потенциала проекта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Оценка инновационного потенциала проекта

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

1. Цели, стратегия и ценности предприятия

1. Совместимость проекта с текущей  стратегией предприятия, на котором  предполагается внедрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Согласованность проекта с представлением  потребителей о предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Временной аспект риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Маркетинг

4. Оценка доли рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НИОКР

5. Соответствие проекта инновационной  стратегии предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Вероятность технического успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Стоимость и время разработки  проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Наличие научно-технических ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Наличие научно-технических ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Возможность будущих разработок  данного проекта и дальнейшее  применение внедряемой технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Согласованность с другими инновационными  проектами предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Наличие вредных воздействий  процесса его производства на  окружающую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Финансы

12. Стоимость НИОКР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Стоимость маркетинговых исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Согласованность с финансированием  других проектов предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Соответствие проекта критериям  эффективности финансовых вложений, принятым на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Производство

16. Наличие на предприятии персонала  необходимой квалификации для  реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Согласованность проекта с имеющимися  мощностями предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Издержки производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Уровень безопасности производства.

                   

20. Влияние проекта на инновационный  потенциал сотрудников.

                   

ОЦЕНКИ:

10. – очень высокая (хорошо)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. – очень низкая оценка (плохо)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычисление: 10×7 + 9×2 + 8×1 + 7×2 + 6×1 + 5×5 + 4×2 + 3×0 + 2×0+ 1×0 = 149 / 20 ≈ 7,45

 

2.4 Итоговая оценка предложенного  инновационного проекта

Итоговая  оценка инновационного проекта составляет 7,45, что выше среднего значения. На основании  этой оценки можно сделать вывод, что проект жизнеспособен, будет  давать прибыль, повысит имидж и  конкурентоспособность предприятия, а так же данный проект создаст  условия для инновационной деятельности на предприятии.

Внедрение мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности на самом деле, позволит:

Существенно снизить финансовые затраты  и сроки на сбор, первичную обработку, экспертизу и отбор наиболее перспективных  предложений сотрудников за счет автоматизации большинства рутинных операций.

Снизить трудозатраты экспертов на обработку предложений за счет проведения первичной оценки предложения автоматизированными  способами и выявления заведомо бесперспективных на текущий момент предложений от специалистов и рабочих  завода.

Снизить риск принятия неверного решения  за счет вовлечения широкого круга  компетентных специалистов в процесс  первичной оценки предложений и  использования суждений коллектива.

Увеличить число специалистов и  рабочих, вовлеченных в инновационный  процесс предприятия.

Увеличить поток предложений сотрудников  за счет использования методов коллективного  поиска идей, используемых при мозговых штурмах.

Выявить круг наиболее активных «генераторов идей» на предприятии.

Увеличить число горизонтальных связей между специалистами различных  подразделений предприятия.

Осуществить обмен знаниями и опытом между сотрудниками различных подразделений  предприятия.

Формирование коллективов, нацеленных на решение конкретных задач. Создание новой системы мотивации персонала  повысит продуктивность работы специалистов и рабочих.

 

Заключение

В данной главе мы рассмотрели нововведения на предприятии.

Итак, нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось  бы большие вложения финансовых и  людских ресурсов, а ориентироваться  при этом следовало бы на небольшой  или ограниченный рынок. Иначе может  возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.

Сложность развития инновационной  сферы заключается в неприспособленности  старой системы управления инновациями  к новым условиям хозяйствования.

В заключение следует сказать, что  поддержка инновационного предпринимательства  является одним из приоритетных направлений  государственной научно-технической  и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Одной из причин снижения эффективности  инноваций является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства  и недостаточный уровень государственной  поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки  и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства.

Роль инноваций в развитии предприятия.

Инновационная деятельность предприятия  направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими  конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

 

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

 

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение  названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих  задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение  экономичности и уровня обслуживания.

По существу, основа современной "философии  успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной  продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают  вопросы прибыльности с позиций  качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения изделия  на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.

Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

* фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;

* инжиниринговая : фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;

* узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно  несложных изделий массового  выпуска;

* производитель традиционных изделий  (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы  особенно активно действуют в  производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с  него. Дело в том, что крупная фирма  обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи  для нее намного тяжелее, чем  для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

Обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск  и реализация инноваций.

В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической  теории А. Маршалл считал именно предпринимательство  коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.

Главной предпосылкой инновационной  стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить  аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать  рынок и каналы распределения  товаров. Иными словами, должна проводиться  рентгенограмма бизнеса.

План реализации предлагаемого  проекта

Необходимым условием успешной реализации инновационного проекта является контроль со стороны руководителя предприятия, главного инженера и отдела по инновационному развитию, т.е. внутренний контроль инноваций. Проект обязательно должен быть наблюдаем  и управляем. При этом наблюдаемость  подразумевает, что выделены некоторые  характеристики, по которым можно  проконтролировать ход выполнения проекта. Контролером по внедрению мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности, на ОАО «Татхлеб» является руководитель организации и главный инженер завода, за которым будет закреплен отдел по инновационному развитию. В результате внутренний контроль, обеспечит возможность принятия эффективных управленческих решений.

 

 

Список литературы

 

1) Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Наука, 2008.

2) Грузинов  В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия:  Учебное пособие. – М.: Финансы  и статистика, 2009.

3) Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2005.

4) Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2008.

5) Егоршин  А.П. Управление персоналом. —  Н.Новгород, 2011

5) Ламанов А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе

6) Отчет  ОАО «Татхлеб» за 2010-2011 г.


Информация о работе Инновационные процессы на предприятии (на примере ОАО «Татхлеб»)