Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:47, контрольная работа

Описание

К концу XX в. стало очевидным, что индустриальное государство уходит в прошлое, на смену ему идет принципиально новое, которое стали называть постиндустриальным. Однако приставка «пост» не раскрывает содержание изменений в экономике, главного отличии от завершающей свой жизненный цикл индустриальной цивилизации и перехода на инновационный путь развития.

Содержание

Введение
Инновационный фактор в развитии экономики.
Задача.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

контрольная инновационный.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

     Фундаментальное исследование долговременных тенденций в динамике науки, техники и экономики выполнил академик А. И. Анчишкин. Он выделил в истории научно-технического прогресса три эпохальных переворота, реализовавших кластеры базисных инноваций: первую промышленную революцию конца XVIII — начала XIX в.; вторую промышленную революцию последней трети XIX — начала XX в.; третью промышленную революцию, начавшуюся с середины XX в. и переросшую в научно-техническую революцию.

     В последние два десятилетия XX в., как отмечает А.И. Анчишкин, начали складываться признаки новой, второй волны НТР, основные черты которой — коренная перестройка технологии производства на основе электроники, биотехнологии, автоматизации сложных технических систем, информационный взрыв, абсолютное господство техники на научной основе, превращение материализации научных знаний в главный источник расширенного воспроизводства15[16].

     Новые идеи в развитии теории инноваций  связаны с глубоким кризисом мировой  экономики в середине 70-х и начале 80-х годов. Этот переход происходил на фоне мирового энергетического кризиса и революции цен: индекс мировых экспортных цен за 1971-1980 гг. повысился в 8,1 раза, в том числе на сырьевые товары — в 14,1 раза, продукцию сельского хозяйства — в 8 раз, готовые изделия — в 6,3 раза16[17]. Возникло нестандартное, с точки зрения теории кризисов, явление, получившее название стагфляции, т.е. галопирирующая инфляция в условиях спада производства, что потребовало переосмысления ряда основополагающих идей развития экономики.

     На  современном этапе существенный вклад в развитие теории инноваций  внесли такие ученые-экономисты как  Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Скотт Штерн, Гяратана М., Торриси С. и Алессандро Пагано, которые в своих исследованиях  по экономическому благосостоянию привели яркий пример экономического роста развивающихся стран за счет инноваций, а так же попытались выделить факторы экономического роста17[18].

     Одним из факторов инновационного развития экономики, по их мнению, является образование. Специальное образование играет критическую роль в поддержке технического прогресса, как и расходы крупных компаний на исследования и разработки в купе с усилиями частных предпринимателей оказываются ценным дополнением к инновационному процессу. Результат взаимодействия большого и малого бизнеса взаимодополняем – это означает, что результат взаимных действий оказывается более полезен для экономики, нежели их разрозненные действия.

     Приверженцами этой же теории являются и Арора  А. и Гамбардела А., которые выделяли наличие высокообразованных специалистов, как основной фактор инновационного развития. Во всех странах, где развивается высокотехнологичный сектор экономики, по их мнению, присутствуют высокообразованные специалисты относительно уровню развития региона. Одновременно эти страны не обладают широкой и диверсифицированной промышленной базой, что подразумевает неактуальность альтернативных издержек для рабочей силы при смене специальности. Более того, внутренние ресурсы способствуют развитию определенных отраслей, как то в Корее электронная промышленность, телекоммуникации в Финляндии (Nokia является ярким примером), а так же некоторые инвестиции в информационные и телекоммуникационные технологии в Чехии и Венгрии18[19].

     Оценивая  роль образования в инновационном  развитии экономики следует отметить, что, с одной стороны, образование действительно предоставляет технические знания и навыки предпринимателям и другим заинтересованным лицам, связанным с процессом инноваций и экономическим ростом. С другой стороны, образование может стимулировать креативность с воображением и таким образом упростить процесс приспособления инноваций к требованиям реальной жизни. Вместе с тем здесь кроется опасность – образование может одновременно лишать креативности, загоняя индивидуума в определенные рамки мышления, лишая его нестандартно мыслить.

     Макконнелл  К.Р., Брю С.Л, в свою очередь, назвали фактором инновационного пути развития экономики крупные компании, упирая на то, что новейшие технологии, как правило, требуют: а) использование крупного капитала, б) крупных рынков, в) комплексного, централизованного и строгого интегрированного рынка, г) богатых и надежных источников сырья. Иными словами, только крупным компаниям под силу обеспечить технический прорыв в силу их обладания достаточной ресурсной базой, в то время как малому бизнесу это не под силу19[20].

     Этой  же теории придерживаются и М. Гяратана, С. Торриси и А. Пагано.  Они основывают свои взгляды на практике Ирландии, где приход IT транснациональных компаний предшествовал росту инновационного сектора экономики20[21].  

     Однако  помимо данного фактора исследователи  выделили еще три:

  • избыток высококвалифицированных кадров
  • международные связи
  • внутренний спрос

     Данное  утверждение противоречит теории И. Шумпетера, отдающего главную роль малому предпринимательству как основному фактору инновационного развития. Однако и сам основоположник теории инновационного развития признавал в поздние годы,  что роль независимого предпринимателя в инновационном процессе становилась все менее значимой в силу вытеснения его крупными компаниями, осуществляющими исследования и разработки на постоянной основе и доведших этот процесс до бюрократически выверенного21[22].

     Анализируя  рост числа наукоемких производств  за последние десятилетия, можно  сформулировать вывод, что наука с каждым веком приобретает все более важную роль в экономике и уже не только уровень развития государства влияет на науку, а именно степень развитости науки задает скорость прогресса страны. В современном производстве инновация, как результат научной деятельности, начинает играть особую роль. И здесь важно взаимодействие науки, государства и бизнеса, когда государство поддерживает бизнес всеми законными путями, при этом четко осознавая различия в инновациях.

     Важное  значение для уяснения содержания инновации имеет их классификация, которая была проведена в 30-е годы двадцатого века такими учеными, как А.С. Пигу, И. Шумпетер, К. Викселль, которые выделили трудосберегающие, капиталосберегающие и нейтральные инновации22[23]. Н. Кондратьев, С. Кузнец, П. Сорокин и Ю. Яковец разработали теорию и систему, объясняющие темп и характер инноваций во времени, добавив  технологические, экологические, экономические, социально-политические и государственно-правовые инновации23[24].

     Классификация инноваций позволила выделить капиталосберегающие, трудосберегающии, технологические, экологические, экономические, эпохальные, базисные, улучшающие инновации, микроинновации, псевдоинновации, антиинновации и др.

     Капиталосберегающие инновации направлены на экономию капитала. Потребность в капиталосберегающих технологиях наблюдается, в первую очередь, в менее развитых странах, где сосредоточен избыток дешевой трудовой силы и присутствует недостаток капитала для инвестиций в долгосрочные и, следовательно, рисковые научные программы24[25].      

     Трудосберегающие  инновации увеличивают предельный продукт капитала относительно предельного продукта труда и внедряются по мере того, как растущая заработная плата забирает все больше от прибыли, лишая предпринимателя сверх прибыли или технологической квазиренты25[26]

     На  ниже приведенной таблицы проанализированы факторы, влияющие на рост реального  ВНП за 53 года в США. Именно трудосберегающие инновации, увеличивающие предельный продукт капитала относительно предельного продукта труда, составляют основу экономического роста.

     Факторы, влияющие на рост реального ВНП 1929-1982 гг.

     (данные  по США)26[27]

     Увеличение  трудозатрат

     32%

     Повышение производительности труда

     68%
     Технический прогресс      28%

     Затраты капитала

     19%

     Образование и  профессиональная подготовка

     14%
     Экономия, обусловленная масштабами производства      9%
     Улучшение распределения ресурсов      8%
     Законодательно-институциональные  и др. факторы      9%
 

     Это объясняется тем, что такой вид инноваций используется в странах, где уровень заработной платы, первичные издержки и налоги высоки. Именно издержки на рабочую силу составляют львиную долю всех затрат по производству. В развитых странах, где экономическая политика государства направлена на повышение уровня жизни населения, растущие траты на заработную плату заставляют предпринимателей либо выводить производство в страны с более дешевой рабочей силой, либо использовать трудосберегающии инновации. В первом случаи национальная экономика рискует понести убытки, выражающиеся в потере рабочих мест, росте безработицы, снижении объемов производства, инвестиций и т.д. Задача государства – создать условия и предпосылки для стимулирования внедрения трудосберегающих затрат, позволяющих сохранить рабочие места, повысить экономическую отдачу и способствующих техническому прогрессу.  

     Технологические инновации направлены на расширение ассортимента и улучшение качества производимых товаров и услуг (инновация-продукт) или используемых при этом технологий (инновация-процесс). Именно они лежат в основе удовлетворения растущих, все более разнообразных личных, производственных и иных потребностей, насыщения и обновления рынков товаров и услуг, повышения эффективности производства, смены моделей и поколений техники, технологических укладов и технологических способов производства27[28].

     Экологические инновации обеспечивают рациональное, более экономное использование вовлеченных в производство природных ресурсов, более эффективные методы их воспроизводства (поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, выращивания лесов, мелиорации и рекультивации земель и т.д.) и уменьшения вредных выбросов в окружающую среду. Этот вид инноваций тесно связан с технологическими инновациями и нередко может рассматриваться как их разновидность, но у них особая целевая функция28[29].

     Экономические нововведения находят выражение в использовании более эффективных форм организации, специализации, кооперирования, концентрации, диверсификации производства, методов организации труда, новых финансово-кредитных институтов и инструментов, видов ценных бумаг, управления экономическими процессами, прогнозирования их динамики и изменений конъюнктуры и т.д29[30].

     Особая  роль связанна с субъектом инноваций. Так, поскольку любое нововведение требует определенных усилий и затрат на свою реализацию, выделяют государственно-правовую инновациию. Государственно-правовая инновация вводится посредством  соответствующих государственных институтов, например парламента, выборных органов и т.д. в то время как экономическая потребует использование финансовых институтов – банков, кредитных организация, пенсионных фондов, страховых компаний и венчурных фондов.

     Особая  роль в теории инновационного развития экономики принадлежит степени новизны инновации, ее возможному и фактическому влиянию на конкретную сферу жизни общества или на развитие человечества в целом. Ряд исследований выделяют эпохальные инновации, базисные инновации, улучшающие инновации, микроинновации, псевдоинновации и антиинновации30[31].

Информация о работе Инновационный менеджмент