Инновационный потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:52, реферат

Описание

Инфраструктурная составляющая инновационного потенциала выступает связующей между ресурсной и результативной составляющими и выражается в способности системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Она включает оценку ресурсов государственной поддержки для создания благоприятного инновационного климата, а также инфраструктурные ресурсы инновационной сферы - наличие и дальнейший рост инвестиционных институтов, свободных экономических зон, технопарков, бизнес инкубаторов, инновационных и информационных центров, центров трансферта технологии.

Содержание

1. Составляющие инновационного потенциала………………………...3
2. Проблемы перехода России на инновационный путь развития………….8
3. Инновационный потенциал регионов российского севера (на примере Мурманской области)…………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

инвестиционный потенциал2.docx

— 82.13 Кб (Скачать документ)

В особенно трудном положении сейчас оказалась отраслевая наука. Дезинтеграция отраслей, неразумная приватизация, набеги рейдеров, и другие беды привели к серьезному разрушению научно-технического потенциала отраслевой науки. Некоторых известных прежде всему миру отраслевых НИИ уже нет. Другие только числятся в разряде научных организаций, но уже давно таковыми не являются. Если такая ситуация сохранится еще года два, то запоздалое увеличение (даже многократное) финансовых вливаний в российскую науку не поможет возродить ее в полной мере.

Данные свидетельствуют о том, что по причине своей недостаточной востребованности и слабой ресурсной обеспеченности (финансовой, кадровой, материально-технической, информационной и др.) научно-технический потенциал страны из года в год стремительно деградирует, утрачивает способность создавать и осваивать научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню.

Научно-технический потенциал России очень мало задействован для инновационного развития экономики. Так, товарная продукция, которую можно условно отнести к инновационной, составляет по отношению к общему объему продукции менее 5%. Много причин определяет эту ситуацию. Основные состоят в индифферентности предпринимательского сектора экономики к инновациям и отсутствии эффективной государственной инновационной политики.

Действующее ныне нормативное правовое обеспечение и соответствующий ему организационно-экономический механизм формирования и реализации государственной инновационной политики не в полной мере обеспечивают осуществление полного инновационного цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки освоение и тиражирование инновационной продукции». Разрыв в цепи «фундаментальные исследования — прикладные исследования—разработки» не позволяет обеспечить эффективный трансферт научных результатов в сфере НИОКР и доведение научно-технической продукции до ее коммерческого использования.

К тому же разрыв между наукой, образованием и производством в последнее время увеличился до критического: они оказались организационно и экономически разобщены. А без интеграции науки, образования и производства, объединенных национальной инновационной стратегией, экономику неизбежно ждет коллапс. Кроме того даже в государственном секторе наука организационно разобщена по разным структурам (государственным академиям наук, министерствам (ведомствам) и государственным корпорациям), которые в инновационном плане между собой очень слабо взаимодействуют, что также тормозит научно-техническое и инновационное развитие, приводит к распылению и неэффективному расходованию бюджетных средств. Для проведения единой государственной научно-технической политики недопустим путь растаскивания остатков научно-технического потенциала страны по разным структурам со своим набором ведомственных и личных интересов конкретных «менеджеров от науки», которые зачастую не совпадают с общегосударственными интересами.

Еще одним серьезным препятствием на пути инноваций является отсутствие эффективного механизма экономического стимулирования субъектов научной деятельности, а также хозяйственных субъектов, внедряющих результаты НИОКР Для поддержки научной и инновационной деятельности необходимо создать для нее систему льгот и преференций. Однако органы государственной власти, отстаивая принцип равных возможностей для всех хозяйствующих субъектов, лишили инновационные предприятия, научные учреждения и вузы даже тех малых льгот, которые они имели раньше. В том числе льгот по налогу на прибыль, на имущество, на землю, по тарифам на энергоносители и других.

Следует также отметить, что в стране не созданы благоприятные финансово-кредитные и налоговые условия для модернизации промышленного производства на новой технологической основе, привлечения инвестиций в инновационную деятельность, без чего устойчивое развитие экономики практически невозможно.

По этим причинам ни потенциальные потребители инноваций, ни инвесторы не заинтересованы в научно-технической и инновационной деятельности. Финансовые потоки ищут и находят для себя пути к менее рискованным, но более прибыльным видам бизнеса: сфера торговли, финансовый рынок, операции с недвижимостью и др. В такой ситуации научные исследования и разработки не нужны экономике страны. Поэтому реальные поступления денежных средств в отечественную науку не обеспечивают даже ее простое воспроизводство. В равной мере это относится к академической, прикладной и вузовской науке.

Кроме того в стране слабо развита инновационная инфраструктура. Она представляет собой отдельные, не связанные между собой фрагменты.

К тому же существует большой дефицит рабочих и специалистов в наукоемком секторе экономики, а также в области организации и управления инновационной деятельностью. Специалистов, имеющих профессиональные знания и опыт в области управления инновационной деятельностью, коммерциализации достижений науки и техники крайне недостаточно для решения основных задач инновационной политики.

В сложившейся ситуации государственная инновационная политика должна быть нацелена на решение следующих основных задач:

  • создание национальной инновационной системы, способной к массовому созданию и освоению инноваций;
  • формирование государственных органов организации и координации инновационной деятельности;
  • разработку и реализацию на практике различных форм государственной поддержки научно- технической и инновационной деятельности, обеспечивающих благоприятную среду для ускоренного ее развития;
  • разработку и реализацию на практике комплекса мер по сохранению и сбалансированному развитию фундаментального и прикладного сектора науки;
  • создание условий, способствующих ускоренному развитию малого и среднего научно-технического и инновационного предпринимательства;
  • создание полноценной инновационной инфраструктуры, включая организацию множества новых инновационных предприятий и фондов для финансирования инновационной деятельности;
  • осуществление комплекса мер по модернизации экономики на базе передовых достижений науки и техники.

Россия строит планы скорейшего вступления в ВТО. Поэтому органам государственной власти следует максимально ускорить решение перечисленных задач, чтобы успеть предотвратить угрозу полной утраты конкурентоспособности, неумолимо надвигающуюся на экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инновационный потенциал регионов российского севера (на примере Мурманской области)

 

Инновационный потенциал  региональной социально-экономической системы — совокупность ресурсных возможностей, технологических, коммерческих, управленческих компетенций для генерации, распространения и использования нововведений в целях модернизации экономики региона.

Результаты научно-технической, инновационной политики на Севере в значительной степени определяют динамику общеэкономического роста России. Оценивая вклад инновационно-технологического развития экономики в рост ВВП страны, ученые отводят на долю этого фактора 70-80 % роста. Регионы Севера дают 43 % наполнения бюджета, там расположено 90% ресурсной базы .

Научно-технический  и инновационный потенциалы Мурманской области основаны на научно-исследовательских и научно-технических организациях, в числе которых:

 • Мурманский государственный технический университет;

  • Мурманский государственный педагогический университет (гуманитарный университет);
  • Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. С. Книповича (ПИНРО);
  • ОАО «Научно-техническая фирма «Комплексные системы»»;
  • Кольский региональный сейсмологическийцентр (КРСЦ ГС РАН);
  • ОАО «Кольский геологический информационно-лабораторный центр» (ОАО «КГИЛЦ»);
  • ФГУП НИИ «Моргеофизики»;
  • ФГУП «Арктикморнефтегазразведка»;
  • ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция»;
  • Федеральное государственное учреждение «Мурманский центр научно-технической информации» (Мурманский ЦНТИ);
  • Североморский филиал ОАО «Научно-исследовательский институт точной механики»;
  • Федеральное государственное унитарное конструкторское предприятие по технике морских геологоразведочных работ «ТЕХМОРГЕО»;
  • Федеральное государственное учреждение науки «Научно-исследовательская лаборатория комплексных проблем гигиены с клиникой 
    профессиональных заболеваний» Министерства здравоохранения России.

Основные внешние  и внутренние факторы, оказывающие влияние на научно-технический и инновационный потенциалы регионов Севера, представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на научно-технический и инновационный потенциал регионов Севера

Внешние факторы

Внутренние  факторы

Отсутствие единой нормативно-правовой базы регулирования — федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности»

Существенное сокращение численности непосредственных участников научного процесса - исследователей

Несформированность  национальной и региональной инновационных систем

Наличие в научно-технической  сфере значительных заделов фундаментальных и прикладных исследований, а также высококвалифицированных научных кадров

Отсутствие цепочки  непрерывного финансирования инновационной деятельности, состоящей из соединяющихся и дублирующих друг друга звеньев

Несоответствие  объема и структуры финансирования науки потребностям ее развития и мировым стандартам

Отсутствие связующих  звеньев в цепочке «наука—производство» и практическое отсутствие государственного регулирования механизма управления технологическим развитием

Наличие инфраструктуры инновационной системы

Преимущественно ресурсно-сырьевая направленность экономики области

Значительное  старение научных кадров - молодежь в науку не идет, поэтому наиболее опасная угроза для общества связана с утратой преемственности в науке


 

Исходя из структуры  современных научно-технического и инновационного потенциалов экономики, имеющегося задела и оценок эффективности, определены целевые показатели научно-технического и инновационного потенциала Мурманской области на период до 2025г. Можно ожидать рост практически всех показателей; так, к 2025 г. количество инновационно-активных организаций возрастет в 2,8 раза, затраты на технологические инновации вырастут в 2,4 раза, объем отгруженной инновационной продукции - в 2,9 раза. Эта тенденция может быть нарушена за счет негативной тенденции уменьшения числа организаций и персонала, выполняющих исследования и разработки. В связи с имеющимся сокращением кадров в этих организациях возможности приема молодых специалистов существенно ограничиваются.

Для дальнейшего  расширения этих потенциалов в области принят ряд нормативно-правовых актов, позволяющих осуществлять реализацию научно-технических и инновационных программ и проектов, их материально-техническое и финансовое обеспечение и организовывать международные культурные, научные и информационные связи.

К таким актам  относятся законы Мурманской области от 08.И.2001 № 301-01-ЗМО «Об основах организации научно-технической и инновационной деятельности», от 31.05.2004 №484-01-3MO «Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области» и др.

Основные проблемы развития научно-технического и инновационного потенциалов Мурманской области следующие:

  • несформированность национальной и региональной инновационных систем;
  • в нормативно-правовых актах области, относящихся к научно-технической и инновационной деятельности, не учтена роль человеческого фактора, в том числе меры по стимулированию исследователей и предпринимателей-инноваторов к участию в создании инновационной инфраструктуры;
  • неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков; не преодолен стереотип в общественном сознании, согласно которому наука должна обеспечивать инновационные разработки, основанные на знаниях, а предприятия и организации — их реализовывать;
  • отсутствие информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса;
  • отсутствие целенаправленной региональной научно-технической и инновационной политики, главной задачей которой должно стать создание такого потенциала, который сможет обеспечить переход экономики к качественно новому типу экономического роста;
  • отсутствие инновационных механизмов функционирования предпринимательских структур, которые позволят осуществить переход к 
    новому типу экономического роста.

Одни из основных инструментов государственной экономической политики — федеральные отраслевые стратегии и программы. Главными их задачами являются стимулирование социально-экономического развития страны и обеспечение воспроизводства национальных ресурсов. Одновременно федеральные стратегии и программы оказывают серьезное воздействие на социально-экономическое развитие регионов, способствуя, в случае их успешной реализации, развитию тех направлений экономической деятельности территориальных систем, которые входят в состав соответствующих стратегий и программ.

Информация о работе Инновационный потенциал России