Инновационный потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:52, реферат

Описание

Инфраструктурная составляющая инновационного потенциала выступает связующей между ресурсной и результативной составляющими и выражается в способности системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Она включает оценку ресурсов государственной поддержки для создания благоприятного инновационного климата, а также инфраструктурные ресурсы инновационной сферы - наличие и дальнейший рост инвестиционных институтов, свободных экономических зон, технопарков, бизнес инкубаторов, инновационных и информационных центров, центров трансферта технологии.

Содержание

1. Составляющие инновационного потенциала………………………...3
2. Проблемы перехода России на инновационный путь развития………….8
3. Инновационный потенциал регионов российского севера (на примере Мурманской области)…………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

инвестиционный потенциал2.docx

— 82.13 Кб (Скачать документ)

Основными, наиболее значимыми с позиций их влияния на Мурманскую область, федеральными отраслевыми стратегиями и программами в сфере развития образования, науки и инноваций являются:

  • Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по 
    научно-инновационной политике 15.02.2006;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2008.

Во всех перечисленных  документах предусматривается переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

Рассматриваемые документы позволяют прогнозировать развитие Мурманской области в сферах образования, науки и инноваций по конкретным направлениям.

В области  образования и науки. Предусмотрена модернизация и структурная перестройка всей системы профессионального образования области с нацеливанием его на нужды, региональной экономики. В этой связи необходима разработка системы мер государственной и региональной поддержки подготовки, переподготовки и закрепления кадров в приоритетных инновационных сферах деятельности, включая совместное с организациями и предприятиями финансирование программ подготовки и переподготовки кадров по всем звеньям цепочки: ПТУ и колледжи - вузы — НИИ - предприятия. Модернизация и структурная перестройка системы профессионального образования позволит:

  • внедрить новые механизмы формирования государственного заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования всех 
    уровней (начального, среднего, высшего), ориентированного на потребности региональной экономики;
  • создать многоуровневые образовательные учебно-производственные и учебно-научные центры, подготовка в которых будет вестись по интегрированным профессиям и сопряженным учебным программам.

В настоящее время  реализуются некоторые элементы модернизации и структурной перестройки системы профессионального образования.

  1. В 2008 г. Хибинский технический колледж был реорганизован в филиал Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета).
  2. Кольский научный центр РАН (КНЦ РАН) учредил Кольский академический университет.
  3. Разрабатывается проект создания в Мурманской области нескольких кластерных кадровых центров непрерывного профессионального образования.
  4. Создаются специализированные школы и программы повышения квалификации менеджеров. Специалисты такого профиля становятся самыми дефицитными в регионе. В 2008 г. создан 
    постоянно действующий семинар «Школа технологических менеджеров» при Институте экономических проблем КНЦ РАН. Разрабатывается 
    проект создания при КНЦ РАН бизнес-школы переподготовки по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования — МВА».

В области  инновационной деятельности. Правительством Мурманской области с Российским фондом фундаментальных исследований организован ежегодный конкурс «Север» на получение фантов для проведения фундаментальных научных исследований в области естественных и гуманитарных наук. Аналогично организован Конкурс «Русский Север: история, современность, перспективы» на паритетных началах с Российским гуманитарным научным фондом. Основная задача конкурсов — консолидация усилий федеральных и региональных органов власти для совместного финансирования актуальных исследований, включая междисциплинарные, для поддержки научных школ. Конкурсы позволяют за счет средств федерального и регионального бюджетов финансировать большее количество фундаментальных и прикладных разработок, имеющих перспективы спроса на внутреннем и глобальном рынках. Реализация поддержанных проектов будет содействовать повышению уровня оплаты труда в региональном секторе науки и привлечению к исследованиям молодых ученых.

В регионе будут  поддерживаться малые 
инновационные компании, находящиеся на начальной стадии развития, за счет использования средств Фонда содействия развитию малых форм 
предприятий в научно-технической сфере (программа «СТАРТ»).

В рамках развития инновационной инфра 
структуры будет расширено дальнейшее формирование технопарков, бизнес-инкубаторов, а также сформированы инновационно-технологические 
центры, учебно-научно-производственный рыбохо-хозяйственный комплекс, государственное областное учреждение «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор», аналитический центр наноматериаловедения коллективного доступа в г. Апатиты, центр передовых технологических исследований в области глубокой переработки гидробионтов, центры трансфера технологий и др.

Наряду с функционированием  национальной инновационной системы (НИС) будет развиваться и региональная инновационная система 
(РИС), которая будет базироваться на сложившемся внутри региона разделении труда, которое основывается на имеющихся внутрирегиональных природных, географических и социально-экономических условиях. Получит дальнейшее развитие механизм государственно-частного партнерства.

В области  системы статистической оценки научной и инновационной деятельности.

Запланировано совершенствование  методологии и организации статистического наблюдения в сфере науки, технологий и инноваций, в первую очередь с целью комплексного анализа и оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Эта работа крайне важна для Мурманской области, особенно в следующих направлениях:

  • уточнение состава статистической совокупности и обеспечение ее полноты;
  • совершенствование регионального разреза статистического анализа научного потенциала;
  • анализ состояния, уровня реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;
  • формирование системы статистического наблюдения за развитием внутреннего рынка технологий;
  • организация мониторинга малого инновационного бизнеса;
  • определение объективного уровня инновационного промышленного развития региона;
  • изучение процессов интеграции науки и образования, деятельности интегрированных научно-образовательных структур;
  • статистический анализ инновационных кластеров;
  • разработка методологии и организация статистического наблюдения за производством и реализацией высокотехнологичной продукции. 
    Целями создания и развития инновационных зон, техно- и промышленных парков является обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста Мурманской области на основе более полного использования научно-технического и инновационного потенциала региона.

Для достижения указанных целей необходимо:

  • развивать взаимовыгодные партнерские отношения научного и образовательного комплекса, наукоемкого бизнеса и областной власти;
  • эффективно использовать научно-технический и инновационный потенциал региона, развивать высокотехнологические производства;
  • стимулировать развитие других отраслей экономики;
  • создавать условия для размещения международными компаниями своих производств на территории области;
  • увеличивать объем экспорта наукоемкой продукции и услуг, производимых предприятиями региона.

Инновационные зоны, техно- и промышленные парки должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям в разработке и реализации инновационных проектов, что позволит этим предприятиям получить значительный экономический эффект и сконцентрироваться на своей основной деятельности.

Стратегической  задачей органов власти является обеспечение мер по переходу Мурманской области на инновационный путь развития экономики.

В связи с этим для стимулирования инновационной деятельности требуется реализация комплекса мер, осуществляемых на уровне органов государственного управления области.

1. Создание и развитие эффективной РИС за счет:

  • научного обеспечения стратегического управления инновационным развитием региона;
  • повышения эффективности инновационного комплекса, выполнения прикладных исследований, разработок и доведения их до результата, пригодного для практического использования и реализации на рынке;
  • создания инновационной среды, обеспечивающей внедрение научно-технических и инновационных разработок и технологий в 
    прикладные отрасли и производство наукоемкой конкурентоспособной продукции;
  • перехода от ресурсно-экспортно ориентированной к ресурсно-инновационной и в дальнейшем - к инновационно-технологической модели;
  • роста числа инновационно-активных организаций и увеличения объема реализации инновационной продукции;
  • расширения внутреннего, межрегиональных и зарубежных рынков инновационных продуктов и технологий.

2. Диверсификация экономики на основе инноваций за счет:

  • субсидирования процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым для выпуска новой высокотехнологичной продукции;
  • софинансирования выставочной деятельности высокотехнологичных российских компаний;
  • активизации зарубежного патентования отечественных результатов исследований и разработок, предполагаемых на экспорт;
  • реализации мер, направленных на устранение лингвистического барьера, препятствующего эффективному экспорту инновационных продуктов и технологий, в частности, содействие развитию систем машинного перевода нового поколения;
  • формирования стратегий развития инновационно-активных территорий, особых экономических зон технико-внедренческого типа;
  • роста конкурентоспособности субъектов научной, образовательной и инновационной деятельности, создания новых отраслей, повышения уровня жизни людей;
  • поддержки формирования и развития региональных инновационных кластеров.

3. Активизация инновационных процессов за счет:

  • создания транснациональных компаний или участия в них с учетом частичной поддержки органов власти;
  • формирования инновационного партнерства государства, науки, образования и гражданского общества;
  • поддержки приграничного сотрудничества;
  • создания в области технопарков в сфере высоких технологий и оказания государственной поддержки их созданию и функционированию в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

4. Совершенствование финансового обеспечения научно-инновационной деятельности за счет:

  • популяризации венчурной деятельности в предпринимательской среде посредством продвижения «историй успеха» за счет, прежде 
    всего, информационного обеспечения;
  • разработки мер регулирования и контроля 
    процесса венчурного инвестирования;
  • финансовой поддержки в форме целевых фантов правительства Мурманской области, увеличения объема совместных фантов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда путем отбора лучших работ для формирования 
    финансируемых ежегодных научно-технических программ;
  • компенсации части процентной ставки банковских кредитов;
  • оплаты бюджетов части расходов по содержанию объектов, используемых организациями инновационной инфраструктуры;
  • налоговых льгот на исследования и разработки;
  • формирования государственного заказа на научно-технические услуги.

5. Развитие информационной, экспертно-консалтинговой инфраструктуры инновационной деятельности за счет:

• создания эффективной системы инновационного мониторинга, позволяющей формировать целостную систему сведений о научно-инновационном потенциале и инновационной активности отраслей и промышленных предприятий в регионе на основании современных показателей и индикаторов состояния инновационной деятельности;

• разработки и формирования механизма научно-инновационного развития региона;

  • создания и поддержки федерально-региональной базы данных по научно-исследовательским разработкам;
  • создания специализированных баз данных по услугам сопровождения инновационной деятельности.

Информация о работе Инновационный потенциал России