Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:52, реферат
Инфраструктурная составляющая инновационного потенциала выступает связующей между ресурсной и результативной составляющими и выражается в способности системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Она включает оценку ресурсов государственной поддержки для создания благоприятного инновационного климата, а также инфраструктурные ресурсы инновационной сферы - наличие и дальнейший рост инвестиционных институтов, свободных экономических зон, технопарков, бизнес инкубаторов, инновационных и информационных центров, центров трансферта технологии.
1. Составляющие инновационного потенциала………………………...3
2. Проблемы перехода России на инновационный путь развития………….8
3. Инновационный потенциал регионов российского севера (на примере Мурманской области)…………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………….32
Основными, наиболее значимыми с позиций их влияния на Мурманскую область, федеральными отраслевыми стратегиями и программами в сфере развития образования, науки и инноваций являются:
Во всех перечисленных документах предусматривается переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Рассматриваемые
документы позволяют прогнозиро
В области образования и науки. Предусмотрена модернизация и структурная перестройка всей системы профессионального образования области с нацеливанием его на нужды, региональной экономики. В этой связи необходима разработка системы мер государственной и региональной поддержки подготовки, переподготовки и закрепления кадров в приоритетных инновационных сферах деятельности, включая совместное с организациями и предприятиями финансирование программ подготовки и переподготовки кадров по всем звеньям цепочки: ПТУ и колледжи - вузы — НИИ - предприятия. Модернизация и структурная перестройка системы профессионального образования позволит:
В настоящее время реализуются некоторые элементы модернизации и структурной перестройки системы профессионального образования.
В области инновационной деятельности. Правительством Мурманской области с Российским фондом фундаментальных исследований организован ежегодный конкурс «Север» на получение фантов для проведения фундаментальных научных исследований в области естественных и гуманитарных наук. Аналогично организован Конкурс «Русский Север: история, современность, перспективы» на паритетных началах с Российским гуманитарным научным фондом. Основная задача конкурсов — консолидация усилий федеральных и региональных органов власти для совместного финансирования актуальных исследований, включая междисциплинарные, для поддержки научных школ. Конкурсы позволяют за счет средств федерального и регионального бюджетов финансировать большее количество фундаментальных и прикладных разработок, имеющих перспективы спроса на внутреннем и глобальном рынках. Реализация поддержанных проектов будет содействовать повышению уровня оплаты труда в региональном секторе науки и привлечению к исследованиям молодых ученых.
В регионе будут
поддерживаться малые
инновационные компании, находящиеся
на начальной стадии развития, за
счет использования средств Фонда содействия
развитию малых форм
предприятий в научно-технической
сфере (программа «СТАРТ»).
В рамках развития
инновационной инфра
структуры будет расширено дальнейшее
формирование технопарков, бизнес-инкубаторов,
а также сформированы инновационно-технологические
центры, учебно-научно-производственный
рыбохо-хозяйственный комплекс, государственное
областное учреждение «Мурманский региональный
инновационный бизнес-инкубатор», аналитический
центр наноматериаловедения коллективного
доступа в г. Апатиты, центр
передовых технологических исследований
в области глубокой переработки гидробионтов,
центры трансфера технологий и др.
Наряду с функционированием
национальной инновационной
системы (НИС) будет развиваться и региональная
инновационная система
(РИС), которая будет
базироваться на сложившемся внутри региона
разделении труда, которое основывается
на имеющихся внутрирегиональных
природных, географических и социально-экономических условиях. Получит дальнейшее
развитие механизм государственно-частного
партнерства.
В области системы статистической оценки научной и инновационной деятельности.
Запланировано совершенствование методологии и организации статистического наблюдения в сфере науки, технологий и инноваций, в первую очередь с целью комплексного анализа и оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Эта работа крайне важна для Мурманской области, особенно в следующих направлениях:
Для достижения указанных целей необходимо:
Инновационные зоны, техно- и промышленные парки должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям в разработке и реализации инновационных проектов, что позволит этим предприятиям получить значительный экономический эффект и сконцентрироваться на своей основной деятельности.
Стратегической задачей органов власти является обеспечение мер по переходу Мурманской области на инновационный путь развития экономики.
В связи с этим для стимулирования инновационной деятельности требуется реализация комплекса мер, осуществляемых на уровне органов государственного управления области.
1. Создание и развитие эффективной РИС за счет:
2. Диверсификация экономики на основе инноваций за счет:
3. Активизация инновационных процессов за счет:
4. Совершенствование финансового обеспечения научно-инновационной деятельности за счет:
5. Развитие информационной, экспертно-консалтинговой инфраструктуры инновационной деятельности за счет:
• создания эффективной системы инновационного мониторинга, позволяющей формировать целостную систему сведений о научно-инновационном потенциале и инновационной активности отраслей и промышленных предприятий в регионе на основании современных показателей и индикаторов состояния инновационной деятельности;
• разработки и формирования механизма научно-инновационного развития региона;