Инновационный потенциал страны и инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому району

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:42, реферат

Описание

Создание национальной инновационной системы было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные и региональные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность, АПК, строительство и т.д.).

Содержание

Введение………………………………………………………...…….…….… 3

1. Инновационный потенциал страны………………..………..………….... 5

1.1 Формирование государственной инновационной политики…………. 5

1.2 Основные направления инновационной политики……………………. 7

1.3 Региональная инновационная политика: цели и приоритеты

развития.……………………………………………………………………….13

2. Инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому экономическому району……………………………………………………………….………... 20

Заключение…………………………………………………….……………... 24

Список использованной литературы……………………………….………. 26

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.10 Кб (Скачать документ)

     Государственная инновационная политика в базовых  отраслях и производствах будет  направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических  достижений мирового уровня, воспроизводство  природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.). В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

     1) в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки;

     2) в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородо-содержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости;

     3) в угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

     В электроэнергетике инновационная политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий слой, циркулирующий кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.

     В транспортном комплексе инновационная  политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

     В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических  циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

     Технологическими  ориентирами в химической и нефтехимической  промышленности являются материало- и  энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических  и композиционных материалов, в том  числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений  и ресурсосберегающие малотоннажные  химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

     В машиностроительном комплексе организации  будут ориентированы на технологическое  перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации  процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации  и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов  в процессе изготовления и эксплуатации.

     Уточняются  и формируются приоритеты инновационной  политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике  и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др.

     Особое  значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством  использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально  повлиять на улучшение состояния  окружающей среды.

     Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система  возвратного финансирования инновационных  проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В  условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет  необходимость привлечения средств  из дополнительных источников (собственных  средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных  средств международных кредитно-финансовых организаций). 
 

1.3 Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития  

     Региональная  политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования  рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и  первоначально основывалась на известных  работах Джона Кейнса, который  обосновал роль государства в  качестве регулятора экономической  и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей  силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных  районах). Как известно в странах  с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения  полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так  и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в  Западной Европе). В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих  мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного  механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и  устранение региональной несбалансированности.

     В России за последние несколько лет  региональная проблема стремительно выросла  в одну из самых острых проблем  общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны нашей  жизни. Темпы перехода к рынку  оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё  это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития. Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в России нет региональной политики: подобная политика как сознательно и последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная политика может создаваться с нуля на фундаменте сложившихся региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и методы их реализации.

     В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая. Россия унаследовала от СССР громадный  научно-технический потенциал (как  по оценкам мировых экспертов, так  и свидетельству отечественных  ученых). Россия имеет всё еще  достаточно высокий уровень развития науки, известные в мире научные  школы, большую долю специалистов с  высшим образованием в народном хозяйстве. Россия продолжает оставаться мировым  лидером в ряде фундаментальных  направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов аэрокосмической техники, средств  связи и коммуникаций и т.д. В  стране накоплен значительный запас  нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи). В настоящее время  в силу многих причин на первое место  выходит проблема сохранения этого  потенциала и адаптации его к  рыночным условиям.

     Основная  проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым  требованиям, заключается в создании финансово-экономического комплекса  условий, способствующего возрождению  и стимулированию инновационной  активности в рыночной среде. Важнейший  аспект данной проблемы - региональная составляющая инновационного механизма. Именно в региональном разрезе механизма  хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.

     Под региональной инновационной политикой  понимается совокупность установленных  целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств  их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов  управления. В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды  для нововведений. Её центральным  моментом является динамичная эффективность  региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм (содействие, сотрудничество), передача инноваций и технологий (так называемый трансфер технологий). Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.

     Региональная  инновационная политика, представленная в виде программы содержит следующие  разделы:

     1. Анализ состояния научно-инновационной  сферы с целью выявления уровня  и степени использования инновационного  потенциала; перспективности и направлений  инновационной деятельности, её  масштаба и влияния на конкурентоспособность  продукции региона; структурных  и институциональных изменений;  условий повышения инновационной  активности.

     2. Цели и приоритеты развития  научно-инновационной деятельности  в регионе. 

     Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих  принципов:

     - региональные цели должны вытекать  из общей концепции научно-технического  развития страны и не противоречить  стратегическим федеральным целям; 

     - региональные цели должны быть  сформулированы с учетом специфики  и потребностей региона; 

     - цели региональной программы  должны исходить не из наличия  ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться  из установленных целей;

      - конкретная разработка структуры  целей и в целом целевой  программы должна осуществляться  на уровне современных методик  с широким использованием независимых  экспертов и системы экспертных  оценок;

     -   международного научно-технического сотрудничества;

     - государственных (федеральных) программ  ускорения научно-технического прогресса; 

     - собственно региональной (муниципальной)  политики развития научно-технического  потенциала;

     - отдельных промышленных предприятий  и научных учреждений государственной  и муниципальной форм собственности; 

     - отдельных приватизационных промышленных  и научно-технических фирм;

     - применительно к конкретным научным  коллективам (группам) и отдельным  ученым, самостоятельно решающим  приоритетные научно-технические  задачи.

Информация о работе Инновационный потенциал страны и инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому району