Инновационный потенциал страны и инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому району

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:42, реферат

Описание

Создание национальной инновационной системы было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные и региональные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность, АПК, строительство и т.д.).

Содержание

Введение………………………………………………………...…….…….… 3

1. Инновационный потенциал страны………………..………..………….... 5

1.1 Формирование государственной инновационной политики…………. 5

1.2 Основные направления инновационной политики……………………. 7

1.3 Региональная инновационная политика: цели и приоритеты

развития.……………………………………………………………………….13

2. Инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому экономическому району……………………………………………………………….………... 20

Заключение…………………………………………………….……………... 24

Список использованной литературы……………………………….………. 26

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.10 Кб (Скачать документ)
ustify">     Ранги целей на перечисленных уровнях  региональной инновационной политики устанавливаются в системе долгосрочного  и краткосрочного планирования и  прогнозирования регионального  социально-экономического развития. Самым  реалистичным по выбору приоритетов  развития инновационной сферы можно  считать подход, ориентированный  на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий. Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального управления при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере. Третий момент: инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов. Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и наукоградов (в Калужском регионе есть такой опыт: Обнинскому научно-технологическому парку - технополису "Интегро", формирующемуся на базе государственного научного Центра РФ "Физико-энергетический институт", был придан статус наукограда Указом Президента РФ в ноябре 1997 г.).

Каждый  регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и  ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики  таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, поэтому  необходимы федеральные инновационные  программы, нацеленные на оказание стартовой  помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной  инфраструктуры, подготовку кадров и  т.д. Пятый момент: Россия не может  оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса, это было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и специфику внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки. Наконец, и что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности.

     Третья цель региональной инновационной политики формируется следующим образом: пути и средства достижения целей дифференцируются в зависимости от уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся: структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков, венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов). Четвёртая цель включает в себя виды обеспечения разработки региональной инновационной политики: это организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), обеспечение инновационной деятельности. Анализ инновационного потенциала Калужского региона, сформировавшегося в рамках базовых отраслей военно-промышленного комплекса, показывает, что он продолжает оставаться достаточно высоким. Об этом свидетельствует рост удельного веса новой, освоенной впервые продукции в общем объёме продукции машиностроения в 1997 году по сравнению с 1996 годом более чем в три раза. Однако динамика количества организаций, выполнявших исследования и разработки, с 1991 года имеет тенденцию к снижению. Численность работников в организациях, выполнявших научные исследования и разработки в 1997 году, по сравнению с 1991 годом сократилась почти вдвое. Этот процесс происходит в русле общей тенденции в стране, характеризующей отток научных кадров в более прибыльные сферы экономики ("плюс" утечка умов за рубеж).

     В общем, по России на фундаментальные  исследования и содействие НТП выделено 2,2% расходной части бюджета в 1998 году, и 2% - в 1999 году. Государственные  расходы на научные исследования сегодня - 0,32% ВВП при пороговом  значении этого показателя с точки  зрения экономической безопасности страны - 2% (в США этот показатель составляет 3% ВВП). В условиях общеэкономического кризиса активизация инновационной  деятельности в регионе может  быть обеспечена только при поддержке  на региональном и муниципальном  уровнях на основе разработки эффективной  программы региональной инновационной  политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому экономическому району 

     Кемеровская область:

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг региона – 2В, что означает средний потенциал – умеренный риск. Среди субъектов РФ по инвестиционному риску регион занимает 53-е место, по инвестиционному потенциалу – 14-е место. Наименьший инвестиционный риск – социальный, наибольший – экологический. Наибольший потенциал – природно-ресурсный.

     Новосибирская область:

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг  региона – 2В, что означает средний  потенциал – умеренный риск. Среди  субъектов РФ по инвестиционному  риску регион занимает 31-е место, по инвестиционному потенциалу – 17-е  место. Наименьший инвестиционный риск – финансовый, наибольший – криминальный. Наибольший потенциал – инновационный.

     Омская  область:

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг  региона – 3В1, что означает пониженный потенциал - умеренный риск. Среди  субъектов РФ по инвестиционному  риску регион занимает 19-е место, по инвестиционному потенциалу – 31-е  место. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший –  криминальный. Наибольший потенциал  – социальный, финансовый.

     Томская область:

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг  региона – 3В1, что означает пониженный потенциал - умеренный риск. Среди  субъектов РФ по инвестиционному  риску регион занимает 44-е место, по инвестиционному потенциалу – 39-е  место. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший – финансовый. Наибольший потенциал – инновационный.

     Тюменская область:

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг  региона – 3В1, что означает пониженный потенциал – умеренный риск. Среди  регионов России по инвестиционному  риску область занимает 56-е место, по инвестиционному потенциалу – 35-е  место. Наименьший инвестиционный риск – экономический, наибольший – управленческий. Наибольший потенциал – производственный.

     Ханты-Мансийский автономный округ  – Югра:

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг  региона – 2В, что означает средний  потенциал – умеренный риск. Среди  регионов России по инвестиционному  риску область занимает 29-е место, по инвестиционному потенциалу – 6-е  место. Наименьший инвестиционный риск - финансовый, наибольший – экологический. Наибольший потенциал – финансовый.

     Ямало-Ненецкий автономный округ:

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг  региона – 2В, что означает средний  потенциал – умеренный риск. Среди  регионов России по инвестиционному  риску область занимает 45-е место, по инвестиционному потенциалу – 18-е  место. Наименьший инвестиционный риск – социальный, наибольший – экологический. Наибольший потенциал – природно-ресурсный.

     Республика  Алтай:

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг  региона – 3В2, что означает незначительный потенциал – умеренный риск. Среди  субъектов РФ по инвестиционному  риску регион занимает 40-е место, по инвестиционному потенциалу – 79-е  место. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший –  финансовый. Наибольший потенциал –  туристический.

     Алтайский край:

     Инвестиционная  привлекательность. Инвестиционный рейтинг  региона – 3С1, что означает пониженный потенциал – высокий риск. Среди  субъектов РФ по инвестиционному  риску регион занимает 62-е место, по инвестиционному потенциалу – 26-е  место. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший –  социальный. Наибольший потенциал –  трудовой, инновационный. 

     Кризис  резко снизил поляризацию рейтинга по уровню риска и выдвинул в лидеры некрупные регионы с выраженными  агропромышленными функциями, а  на первый план вышла коррупционно-криминальная составляющая инвестиционного риска

     Результаты  четырнадцатого рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов дают обильную пищу для размышлений. За годы «золотого десятилетия» все успели привыкнуть к постепенной эволюции инвестиционного климата, исподволь меняющего тенденции регионального развития. И вот привычная картина инвестиционного поля и предпочтений инвесторов кардинально изменилась.

     Во-первых, кризис заставил инвесторов переосмыслить  приоритеты как с точки зрения оценки рисков, так и с точки  зрения потенциала регионов. Сегодня  конкуренцию за инвестиции имеют  шансы выиграть регионы с низкими  «гуманитарными» рисками — криминальным, управленческим, социальным. А вот  один из главных факторов инвестиционных предпочтений — потребительский  потенциал — уже не столь актуален. Зато вечной ценностью остается уровень развития инфраструктуры.

     Во-вторых, по сравнению с прошлым рейтингом  беспрецедентно изменился состав лидеров  по уровню инвестиционного риска. На смену регионам-тяжеловесам пришли некрупные регионы, выделяющиеся диверсифицированной экономикой и развитым агропромышленным комплексом. Это в значительной мере сгладило существенную региональную дифференциацию по уровню рисков.

     И наконец, сейчас особенно заметна нараставшая  в течение последнего десятилетия  миграция инвестиционного потенциала на запад страны, что со временем может привести к потере восточных  регионов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.

     Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности.

     За  основу будущего развития России принята  модель инновационного социально-ориентированного развития. Эта модель предполагает переход от модели экономического роста, основанной на экспорте топливно-сырьевых ресурсов, к инновационной модели, основанной на более полном использовании  человеческого и инновационного потенциалов, с целью повышения  конкурентоспособности экономики.

       Основные направления государственной инновационной политики:

  • разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;
  • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса;
  • развитие малого инновационного предпринимательства;
  • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;
  • реализацию критических технологий и приоритетных направлений;
  • использование технологий двойного назначения.

     Государственная инновационная политика в базовых  отраслях и производствах будет  направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических  достижений мирового уровня, воспроизводство  природных ресурсов.

     В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая. Россия унаследовала от СССР громадный  научно-технический потенциал.

     Основная  проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым  требованиям, заключается в создании финансово-экономического комплекса  условий, способствующего возрождению  и стимулированию инновационной  активности в рыночной среде.

Информация о работе Инновационный потенциал страны и инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому району