Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:28, контрольная работа
Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.
Инновационный процесс означает
инновационную деятельность какого-либо
субъекта экономики, т. е. процесс, направленный
на разработку, на реализацию результатов
законченных научных
Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.
По И.Т. Балабанову, инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:
• инициация;
• маркетинг инновации;
• выпуск (производство) инновации;
• реализация инновации;
• продвижение инновации;
• оценка экономической эффективности инновации;
• диффузия инновации.
Началом инновационного процесса является инициация. Инициация (от лат. initiatio – совершение таинств) – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.
Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), т.е. в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) и в документ по технологической операции. Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.
После обоснования нового
продукта (операции) проводятся маркетинговые
исследования предлагаемой инновации.
В ходе маркетинговых исследований
изучается спрос на новый продукт
или операцию, определяется количество
или объем их выпуска, если они
лимитируются, определяются потребительские
свойства и товарные характеристики,
которые следует придать
Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и др.).
Результаты реализации инновации
и затраты на ее продвижение подвергаются
статистической обработке и анализу,
на основании чего рассчитывается экономическая
эффективность инновации. Инновационный
процесс заканчивается
Диффузия (лат. diffusio – распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и новой финансово-экономической ситуации. Диффузия может быть связана с изменением характеристики финансовой инновации и условий ее продвижения (изменение размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада и др.), с захватом новых рынков сбыта.
Инновационный процесс начинается с постановки задачи нововведения, с выбора цели этой инновации, т.е. с инициации. Как уже указывалось, инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, се технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.
Началом инициации является определение цели инновации и те задачи, которые она должна решить. Затем следует поиск идеи, которую следует заложить в качестве фундаментальной основы инновации. Поиск идеи является весьма трудоемким процессом и требует творческого подхода. Это процесс творческий, он производится с помощью специально разработанных методик, часть из которых будут рассмотрены ниже.
После того как идея найдена,
необходимо ее обосновать. Технико-экономическое
обоснование идеи – это подтверждение
экономической
Технико-экономическое
а) обоснование выбранной идеи из всех имеющихся идей по одному или по системе критериев выбора;
б) обоснование необходимости
разработки данного инновационного
проекта для крупных
в) определение возможности превращения идеи в материальную форму (новый продукт), пригодную для продажи на рынке;
г) изучение и выбор рынка по конкретному месту выхода инновации на этот рынок;
д) обоснование времени выхода инновации на рынок;
е) расчет затрат на производство и реализацию инновации;
ж) расчет эффективности производства и реализации инновации.
Результатом технико-экономического обоснования выбранной идеи является ее оформление в форме рыночного товара, что означает материализацию идеи в новый продукт или операцию в виде товара, готового к продаже.
В настоящее время существует
большое множество
а) модернизационные, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
б) новаторские, когда конструкция нового изделия по виду и свойствам своих элементам существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
в) опережающие, когда конструкция
основана на опережающих
технических решениях (введение герметических
кабин в самолетостроении,
турбореактивный двигатель, ранее нигде
не применявшийся);
г) пионерные, когда появляются ранее не существовавшие материалы; конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, биотехнологии и т.д.).
Уровень значимости проекта определяет сложность, продолжительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов, что влияет на содержание проектного управления.
По масштабам решаемых задач инновационные проекты подразделяются на:
а) монопроекты - проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением. Они отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
б) мулътипроекты - проекты, которые представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, и в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса. Для создания мультипроектов требуются координационные подразделения;
в) мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей, требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.
Формирование и реализация мегапроектов может потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, финансово-промышленных групп и крупных корпораций, группы стран.
По выполняемым объемам
работ и продолжительности
а) краткосрочными (до 1 года);
б) среднесрочными (до 5 лет);
в) долгосрочными (более 5 лет).
Состав стадий и этапов проекта определяется отраслевой и функциональной принадлежностью.
Одной из целей инновационного
проекта является доказательство потенциальным
партнерам того, что фирма будет
в состоянии реально
Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются:
- определение основных
целей проекта, вида инновации
(реконструкция, внедрение
- изложение конкретных
результатов реализации
- выбор инновационной стратегии фирмы по достижению поставленных целей реализации проекта;
- определение конкретных мероприятий для реализации в рамках принятой инновационной стратегии;
- определение возможных
форм участия инвесторов в
осуществлении инновационного
- определение новых видов
товаров и услуг, которые
- определение источников финансирования;
- расчет уровня прибыльности;
- определение примерного срока окупаемости;
- расчет примерного жизненного цикла инновационного проекта;
- определение перспективы дальнейшего развития фирмы на основе данного проекта.
Инновационный проект ориентирован
на разработку определенного рынка,
а также на конкретного потребителя.
Главным действием для
При разработке инновационных
проектов нужно учитывать, что современные
инновационные проекты, как правило,
требуют значительных инвестиций, которые
не всегда имеются. Поэтому вопрос об
инвестициях является наиболее трудно
решаемой проблемой, так как требуется
доказать необходимость, выгодность и
эффективность данного проекта.
Главным в этом случае является выбор
источника финансирования, его объем,
уровень платы по времени и
т.д. В этом случае требуется доказать
своему инвестору суть своего проекта,
продемонстрировать преимущества партнерства
и, самое главное, доходы, которые
они получат, как минимальные, так
и максимальные. Все эти показатели
следует соответствующим
Инновационный проект должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы смогли получить полное представление о предполагаемой программе и понять ее цели. Состав и степень детализации инновационного проекта зависят от размеров будущей программы и сферы, к которой она относится. Например, если предполагается наладить производство какой-либо продукции или внедрение технологических инноваций, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого конечного продукта инновационной программы и сложностью рынка этого продукта. Состав инновационного проекта также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив использования результатов программы.
.2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА. КОНТРОЛЬ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Реализация инновационных проектов осуществляется поэтапно.
Этап формирования предложений по приоритетным направлениям (ПН) и критически важным технологиям:
1. Фиксируется перечень
наиболее существенных
2. Для каждого проекта (технологии), реализующего ПН, делается оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий».
3. Технологии, которые не
имеют оценок «выше среднего»
или «высокий», из дальнейшего
рассмотрения исключаются.
4. Технологии, имеющие не
ниже одной оценки «высокий»
или не менее двух «выше
среднего», предварительно