Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:15, контрольная работа
Общая характеристика и классификация проектов.
Инновационный проект представляет собой систему стратегических и тактических задач и ориентиров, а также программ по их достижению, оформленных документально, которые включают взаимоувязанные по финансам, срокам и исполнителям, однако в достаточной степени независимые, мероприятия по организации, финансированию, исследованию, строительству, производству, маркетингу, направленные на разработку и коммерциализацию конкретной инновации.
1. Инновационный проект.
2. Программно-целевой менеджмент инновационной деятельности.
3. Инновационная деятельность в США.
Содержание
Инновационный проект.
Общая характеристика и классификация
проектов.
Инновационный проект представляет собой
систему стратегических и тактических
задач и ориентиров, а также программ по
их достижению, оформленных документально,
которые включают взаимоувязанные по
финансам, срокам и исполнителям, однако
в достаточной степени независимые, мероприятия
по организации, финансированию, исследованию,
строительству, производству, маркетингу,
направленные на разработку и коммерциализацию
конкретной инновации.
Инновационный проект, направленный на
достижение конкретной задачи – это одноразовая
неповторяющаяся деятельность или совокупность
взаимосвязанных и взаимозависящих действий,
в результате которых за определенное
время достигаются четко поставленные
цели, имеющий начало и завершение.
Целью создания инновационного проекта
является создание материального или
творческого продукта. Ответственность
за управление инновационного проекта
возлагается на менеджера проекта.
Общие характеристики проекта (Мейлор,
1996):
- они являются целевыми
- имеют четкое начало и конец;
-есть определенные ограничения, которые
лимитируют и определяют процесс;
-достигнутые результаты могут быть измерены
с помощью согласованных показателей.
Рассмотрим классификацию
проектов.
1. По структуре проекты делятся на: - отдельные,
единичные; - сложные, многосоставные;
- сложные по структуре программы развития
целых регионов или сфер промышленности.
2. По сфере деятельности: учебно-образовательные
программы; исследовательские проекты,
инвестиционные планы; другие.
3. По длительности: краткосрочные (период
осуществления не превышает 3 лет); среднесрочные
(от 3 до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет).
4. По объему: мелкие, средние, крупные.
5. По степени выполнимости : простые, сложные,
невыполнимые проекты.
Так же проект характеризуется жизненным
циклом, который имеет следующие стадии:
начальную, стадию разработки, реализации,
завершающую стадию.
Так же проекты классифицируются:
- по масштабу (по признаку объема финансирования);
- по степени институциализации: внешние
и внутренние по отношению к организации,
их осуществляющей;
- по степени новизны (новаторские и рутинные);
- по сфере деятельности: промышленные,
государственно-общественные и международные.
Принципы управления инновационными
проектами
В рамках инновационного проекта реализуются
следующие управленческие функции: анализ
и планирование, организация и координация,
руководство и сотрудничество (как внутри
организации, так и вне ее), мониторинг
и оценка результатов.
Назначение инновационных проектов заключается
в достижении конкретизированных стратегических
целей предприятия путем осуществления
отдельных инноваций в рамках существующих
ограничений. К последним относятся, в
первую очередь, финансовые ресурсы, кадры
и время осуществления.
Особо важно отметить относительную уникальность
каждого проекта и его независимость
от прочих видов и направлений бизнеса
активности и исследовательской деятельности
предприятия. Впрочем, Г. Дитхелм, который
придерживается этой точки зрения, вместе
с тем отмечает, что в проектах, вне зависимости
от осуществляющих их организаций, имеется
ряд типовых этапов и действий. Таким образом,
менеджмент проектов в определенных областях
также подвержен стандартизации том, что
касается методов и способов его осуществления.
Именно наличие в проектах предсказуемых
этапов и стандартизированных мероприятий
позволяет говорить об их планируемости
и управляемости.
Исходя из двойственности инновационного
целеполагания мы: можем ожидать двойственный
характер цели инновационного проекта:
коммерциализуемое удовлетворение конкретной
общественной " потребности (конечная
цель) и получение принципиально нового
научно-технического результата либо
в качестве промежуточного итога, либо
в виде созданного нематериального актива
предприятия .
Таким образом, инновационный проект предполагает:
• наличие обусловленных стратегией предприятия
конкретных целей и задач;
• комплекс научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, организационных,
строительных, производственных, маркетинговых
и финансовых мероприятий, направленных
на разработку и внедрение новшества;
• определенные сроки и ресурсы осуществления
проектных мероприятий;
• управление, организацию и координацию
реализации проекта;
• комплекс плановой и отчетной документации,
обеспечивавшей '. и подтверждающей реализацию
проекта (последнее важно с точки зрения
налогообложения проектных затрат, см.
выше);
• текущий мониторинг и оценка хода выполнения,
этапов и итогов проекта, базирующиеся
на принятых критериях.
Назовем следующие принципы управления
инновационным проектом:
• альтернативный выбор объекта проектирования
(цели проекта) в рамках общего финансирования
и структуры инновационной деятельности
предприятия;
• гибкое планирование инновационного
проекта;
• целевая ориентация проекта на вероятностный
результат инновации и сбалансированность
затрат и рисков с ожидаемой эффективностью
инновации;
• полнота цикла управления проектом
в рамках поставленной цели и избранной
инновационной стратегии развития.
Следовательно, инновационный проект
может быть определен как комплекс целенаправленных,
взаимообусловленных мероприятии, в существенной
сфере уникальный и автономный, спланированный
и документально зафиксированный, направленный
на разработку и/или внедрение новшества
товарного или технологического характера,
ограниченный по срокам и ресурсам .
Этапы создания
Планирование инновационного проекта
состоит из трех этапов: подготовка инновационного
проекта, составление бизнес – плана проекта
и учитывание рисков, а так же их особенностей.
Подготовка инновационного проекта включает:
определение проблемы и цели инновационного
проекта; создание рабочей группы; осмысление
проекта, разработку плана и этапов реализации
проекта, а так же их сроков; определение
ожидаемых результатов; составление календарного
плана выполнения работ по проекту.
Составление бизнес – плана инновационного
проекта включает: определение требований
к бизнес-плану инновационного проекта;
составление содержания бизнес-плана
и оценку эффективности инвестиций в инновационном
проекте.
Этап учитывания рисков инновационных
проектов состоит из определения классификации
инновационных рисков и создания основных
приемов управления рисками инновационных
проектов [4].
Инновационные проекты относятся к категории
наиболее высокого риска для инвестиций.
Поэтому при поиске инвестиций из коммерческих
источников инициатору инновационного
проекта нужно реально оценить свои шансы.
Риск инновационных проектов учитывает
вероятностный характер ожидаемого результата
в условиях неопределенности. Иными словами,
риск инновационных проектов – неопределенность,
связанная с принятием решений, реализация
которых происходит только с течением
времени .
Оценка риска является частью любых предпринимательских
решений, в том числе и связанных с инновационными
проектами. Инновационные проекты связаны
с капиталовложениями в отдельные отрасли,
предприятия, производства.
При построении классификации рисков
инновационных проектов целесообразно
использовать блочный принцип. Блочный
принцип классификации рисков инновационных
проектов предполагает распределение
риска по категориям, подвидам, группам
и подгруппам и другим уровням. Именно
из-за многообразия рисков инновационных
проектов классификация рисков проводится
не по сквозному, а по блочному принципу.
Риски могут быть внешние, внутренние
и смешанные .
К внешним рискам можно отнести общеэкономический,
рыночный, социально-демографический,
природно-климатический, информационный,
научно-технический и нормативно-правовой
виды риска. При этом причины, обусловливающие
внешнеэкономический, рыночный, природно-климатический,
информационный, научно-технический и
нормативно-правовые виды риска, могут
заключаться в действиях субъектов внешней
среды, а также внутренней, поэтому они
относятся к категории смешанных.
Смешанные риски связаны с деятельностью
разработчиков инновационных проектов.
Для управления инновационными рисками
целесообразно их систематизировать.
В инновационных проектах важно учитывать
риск невостребованности новой продукции,
нового проектного решения и др.
Для избежания последствий невостребованности
продукции предприятие-производитель
должно проанализировать причины этого.
Поэтому необходима классификация факторов
риска невостребованности продукции..
Риск невостребованности продукции –
это вероятность потерь для предприятия
изготовителя вследствие возможного отказа
потребителя от его продукции. Он характеризуется
величиной возможного экономического
и морального ущерба, понесенного фирмой
по данной причине вследствие падения
спроса на ее продукцию.
Риск невостребованности продукции относится
к категории смешанного и связан, как с
неопределенностью внешней обстановки,
так и с деятельностью самого предприятия,
производящего и (или) реализующего продукцию.
Возникновение риска невостребованности
инновационной продукции обусловлено
внутренними и внешними причинами .
Внутренние причины зависят от деятельности
организаций. К ним относятся:
– недостаточная квалификация персонала;
– неправильная организация производственного
процесса;
– неправильная организация снабжения
предприятия материальными ресурсами;
– неправильная организация сбыта готовой
продукции;
– нечеткое управление предприятием.
Внешние причины, как правило, прямо не
зависят от деятельности разработчиков
инновационных проектов.
Основными внешними причинами, вызывающими
риск невостребованности являются:
– инженерно-конструкторские;
– платежеспособность потребителя;
– транспортные;
– организация работы и состояние финансовой
системы;
– повышение процентных ставок по вкладам;
– социально-экономические;
– демографические;
– географические;
– нормативно-правовые.
2.
Программно-целевой менеджмент
Создание системы программно-
1) обеспечить наиболее
полное и эффективное
2) освободить высший уровень
менеджмента от функций
3) повысить оперативность
текущего менеджмента
4) повысить ответственность
органов менеджмента и
5) обеспечить эффективный
контроль за выполнением
Организационная структура менеджмента ЦП формируется с учетом особенностей (приведенных выше) программ как объектов менеджмента (рисунок 1).
Система менеджмента ЦП состоит из трех организационных уровней:
- высший уровень включает
технического директора и
- средний уровень включает
менеджеров ЦП, подчиненных техническому
директору (главному технологу)
- нижний уровень состоит
из ответственных исполнителей
отдельных этапов Программы,
Высший менеджмент организации реализует функцию принятия стратегических решений в целях обеспечения единства научно-технологической стратегии организации.
Технический (научно-технический) совет – коллективный орган по выработке и формулировке стратегических целей, который создается при высшем менеджменте организации
В состав рассматриваемых советом вопросов входят цели научно-технических программ, их поэтапная структура, оценка целесообразности выбора ответственных исполнителей (специалистов целевого коллектива), сроки предоставления промежуточных результатов, технико-экономические параметры программы, принципиальные технологические решения, оценка экономической эффективности программ, величина и состав необходимых для ее реализации ресурсов.
Менеджмент организации утверждает одобренные техническим советом решения, которые в форме плана работ по программе, сметы затрат, технического задания становятся обязательными для выполнения всеми органами аппарата менеджмента.
Менеджеры программ составляют основу системы менеджмента программой. Они несут основную ответственность за своевременное и качественное выполнение программ на всех этапах реализации — от разработки технического задания до сдачи новой продукции или нового технологического процесса.
В задачи менеджера программы входят координация и оперативный менеджмент всеми работами, включенными в программу, организация взаимодействия между структурными подразделениями и звеньями аппарата менеджмента, участвующими в выполнении программы, или непосредственный менеджмент целевым коллективом.
Технический директор, или главный технолог – высший руководитель системы менеджмента программами. В тех случаях, когда программа включает только работы по созданию документации, руководителем системы менеджмента программой обычно является главный технолог организации. Если же выполнение программы требует других работ, менеджмент которыми не входит в компетенцию технического Директора (главного технолога), руководство системой менеджмента программами в целом осуществляет высший менеджмент организации.
Менеджер программы
Отдел менеджмента инновациями создается для решения задачи распределения, координации и контроля использования этих ресурсов.
Этот отдел должен собирать
для менеджмента высшего уровня
всю информацию обратной связи о
состоянии управляемых
Отдел менеджмента инновациями
характеризуется тем, что он, исходя
из целей организации по объему производства
и состояния ресурсов, на основании
технико-экономических