Инновационый процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по ИМ.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

    Введение

    Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

    Анализ  различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

    Особое  значение сейчас в России приобретает  создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочнение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В таких условиях буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса вынуждены обращаться к инновационному менеджменту.

    Инновационный менеджмент - это направление стратегического  менеджмента, связанное с разработкой  систем управления инновационными процессами и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления. Целями такого управления являются:

    - определение основных направлений  научно-технической и производственной  деятельности организации;

    - разработка и внедрение новой  продукции, услуг и технологий (инновационная деятельность);

    - модернизация и усовершенствование  выпускаемой продукции, услуг  и технологий, дальнейшее развитие  производства традиционных видов  продукции;

    - снятие с производства устаревшей  продукции [5].

    Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет собой уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность. Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.

    Контрольная работа  состоит из двух основных частей, а также введения и заключения. В данной работе мною была предпринята попытка наиболее подробно рассказать, какие виды инноваций существуют в инновационной деятельности, как они классифицируются и какой эффект приносят при  их введении в управление организацией. При написании работы мною были использованы различные источники, в частности: учебники по инновационному менеджменту, научная литература. 
 
 
 

    1.Виды инноваций и их классификация

    1.1. Понятие инноваций

    Проблема  инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation»  впервые появилось в научных  исследованиях зарубежных культурологов в XX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность - материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Закономерности технических нововведений стали изучаться в начале XX века. По некоторым источникам обычно отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению и уже в новом качестве выступят как инновации. Инновация - результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.

    Отечественные специалисты рассматривают инновацию  как универсальный метод, набор  инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации  путем планируемого управленческого  воздействия на социальную структуру предприятия. Между тем из поля зрения менеджеров ускользает широкий спектр теоретических и концептуальных проблем, связанных с происхождением понятия в системе социальных наук. А ведь инновация - это не только система периодически вводимых разовых новшеств, заменяющих товарные и технологические переменные организационной структуры. Это и комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанный с историей и традициями рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально - психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов.

    Важнейшая характеристика инновации заключается в том, что она не является по отношению к социальному субъекту неким внешним объектом, а представляет собой восприятие индивида или социальной системы, устанавливающих наличие новизны. Практика может быть инновационной не для всех индивидов и социальных систем. Восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал ли рассматриваемый объект как новый ранее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения - потери социальных преимуществ.

    Инновации в современных российских условиях - главное средство выживания предприятий, фирм на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:

    - выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;

    - определение товаров и услуг,  заменяющих устаревающие: внедрение  инноваций во всех других сферах  деятельности предприятия (делопроизводство, реклама и т.д.);

    - сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций (как увеличить прибыль, каким образом эффективнее использовать имеющиеся средства и т.д.);

    Необходимы  постоянные инновации и в организационной  структуре предприятия, которые  обязаны соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой, обеспечить фирме максимальную рентабельность, содержать минимальное количество промежуточных звеньев, обеспечить подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами [2].

    1.2. Классификация инноваций

    Инновация возникает в результате использования  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

    Австрийский ученый И.Шумпетер выделил пять типичных изменений:

·        Использование новой техники новых технологических процессов

нового  рыночного обеспечения производства;

·        внедрение продукции с новыми свойствами;

·        использование нового сырья;

·        изменения в организации производства и его материально-технического

обеспечения;

·        появление новыx рынков сбыта [2].

    Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В зарубежной и отечественной литературе по инновационному менеджменту выделяется большое количество видов инноваций. Выделяют различные основания классификации, инноваций, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Некоторые специалисты предлагают до 25 оснований, структурирующих инновации. В качестве основных признаков классификации используются:

    · уровень новизны;

    · степень радикальности;

    · сфера применения;

    · предметное содержание;

    · масштабность;

    · степень воздействия на эффективность  инновационных процессов;

    · характер использования;

    · роль в воспроизводственном процессе;

    · назначение;

    · уровень регуляции и управления;

    · характер общественных целей;

    · стимул (источник) появления;

    · характер инновации

    Основными критериями классификации инноваций  должны быть следующие:

    1) комплексность набора учитываемых  классификационных признаков для  анализа и кодирования;

    2) возможность количественно (качественного)  определения критерия;

    3) научная новизна и практическая  ценность предлагаемого признака  классификации.

    С учетом имеющего опыта и приведенных  критериев академик Р.А. Фатхутдинов  предлагает следующую классификацию  инноваций, которая охватывает все  аспекты инновационной деятельности (таблица 1) [3].

Таблица 1. Классификация инноваций

Признак классификации Виды  инноваций
1. Уровень новизны 1.1. Радикальные (внедрение  открытий, изобретений,  патентов);

1.2. Ординарные («ноу-хау», рационализаторские  предложения и  т.д.).

2. Стадия жизненного  цикла товара, на  которой внедряется  инновация или  разрабатывается  новшество. 2.1. Инновации, внедряемые  на стадии стратегического  маркетинга;

2.2. То же НИОКР;

2.3. Организационно - технологическая  подготовка производства;

2.4. Производство (включая тактический маркетинг);

2.5. Сервис, осуществляемый  изготовителем.

3. Масштаб новизны  инновации 3.1. Инновации новые  в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты);

3.2. Новые в стране;

3.3. Новые в отрасли;

3.4. Новые для фирмы.

4.Отрасль  народного хозяйства,  где внедряется  инновация 4.1. Новшества и инновации,  созданные (внедренные) в сфере науки;

4.2. То же в сфере  образования;

4.3. В социальной сфере  (культура, искусство,  здравоохранение);

4.4. В материальном  производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство).

5. Сфера применения  инновации (новшества) 5.1. Инновации для  внутреннего (внутри  фирмы) применения;

5.2. Новшества для  накопления на  фирме;

5.3. Новшества, в основном  для продажи;

6. Частота применения  инновации 6.1. Разовые;

6.2. Повторяющиеся (диффузия).

7. Форма новшества  - основы инновации 7.1. Открытия, изобретения,  патенты;

7.2. Рационализаторские  предложения;

7.3. «Ноу-хау»;

7.4. Товарные знаки,  торговые марки,  эмблемы;

7.5. Новые документы,  описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.д.

8. Вид эффекта, полученного  в результате внедрения  инновации 8.1. Научно - технический;

8.2. Социальный;

8.3. Экологический;

8.4.Экономический  (коммерческий);

8.5. Интегральный

9. Подсистема системы  инновационного менеджмента,  в которой внедряется  инновация. 9.1. Подсистема научного  сопровождения;

9.2. Целевая подсистема;

9.3. Обеспечивающая подсистема;

9.4. Управляемая подсистема;

9.5. Управляющая подсистема

   

Информация о работе Инновационый процесс