Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:08, контрольная работа
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.
Введение
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочнение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В таких условиях буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса вынуждены обращаться к инновационному менеджменту.
Инновационный
менеджмент - это направление
-
определение основных
- разработка и внедрение новой продукции, услуг и технологий (инновационная деятельность);
-
модернизация и
-
снятие с производства
Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет собой уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность. Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.
Контрольная
работа состоит из двух основных частей,
а также введения и заключения. В данной
работе мною была предпринята попытка
наиболее подробно рассказать, какие виды
инноваций существуют в инновационной
деятельности, как они классифицируются
и какой эффект приносят при их введении
в управление организацией. При написании
работы мною были использованы различные
источники, в частности: учебники по инновационному
менеджменту, научная литература.
1.Виды инноваций и их классификация
1.1. Понятие инноваций
Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность - материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Закономерности технических нововведений стали изучаться в начале XX века. По некоторым источникам обычно отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению и уже в новом качестве выступят как инновации. Инновация - результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.
Отечественные
специалисты рассматривают
Важнейшая характеристика инновации заключается в том, что она не является по отношению к социальному субъекту неким внешним объектом, а представляет собой восприятие индивида или социальной системы, устанавливающих наличие новизны. Практика может быть инновационной не для всех индивидов и социальных систем. Восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал ли рассматриваемый объект как новый ранее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения - потери социальных преимуществ.
Инновации в современных российских условиях - главное средство выживания предприятий, фирм на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:
- выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;
-
определение товаров и услуг,
заменяющих устаревающие: внедрение
инноваций во всех других
- сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций (как увеличить прибыль, каким образом эффективнее использовать имеющиеся средства и т.д.);
Необходимы
постоянные инновации и в организационной
структуре предприятия, которые
обязаны соответствовать
1.2. Классификация инноваций
Инновация
возникает в результате использования
результатов научных
Австрийский ученый И.Шумпетер выделил пять типичных изменений:
· Использование новой техники новых технологических процессов
нового
рыночного обеспечения
· внедрение продукции с новыми свойствами;
· использование нового сырья;
·
изменения в организации
обеспечения;
· появление новыx рынков сбыта [2].
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В зарубежной и отечественной литературе по инновационному менеджменту выделяется большое количество видов инноваций. Выделяют различные основания классификации, инноваций, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Некоторые специалисты предлагают до 25 оснований, структурирующих инновации. В качестве основных признаков классификации используются:
· уровень новизны;
· степень радикальности;
· сфера применения;
· предметное содержание;
· масштабность;
· степень воздействия на эффективность инновационных процессов;
· характер использования;
·
роль в воспроизводственном
· назначение;
·
уровень регуляции и
· характер общественных целей;
· стимул (источник) появления;
· характер инновации
Основными критериями классификации инноваций должны быть следующие:
1)
комплексность набора
2)
возможность количественно (
3)
научная новизна и
С учетом имеющего опыта и приведенных критериев академик Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую классификацию инноваций, которая охватывает все аспекты инновационной деятельности (таблица 1) [3].
Таблица 1. Классификация инноваций
Признак классификации | Виды инноваций |
1. Уровень новизны | 1.1.
Радикальные (внедрение
открытий, изобретений,
патентов);
1.2. Ординарные («ноу-хау», рационализаторские предложения и т.д.). |
2. Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество. | 2.1.
Инновации, внедряемые
на стадии стратегического
маркетинга;
2.2. То же НИОКР; 2.3. Организационно - технологическая подготовка производства; 2.4. Производство (включая тактический маркетинг); 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем. |
3. Масштаб новизны инновации | 3.1.
Инновации новые
в мировом масштабе (открытия,
изобретения, патенты);
3.2. Новые в стране; 3.3. Новые в отрасли; 3.4. Новые для фирмы. |
4.Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация | 4.1.
Новшества и инновации,
созданные (внедренные)
в сфере науки;
4.2. То же в сфере образования; 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение); 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство). |
5. Сфера применения инновации (новшества) | 5.1.
Инновации для
внутреннего (внутри
фирмы) применения;
5.2. Новшества для накопления на фирме; 5.3. Новшества, в основном для продажи; |
6. Частота применения инновации | 6.1.
Разовые;
6.2. Повторяющиеся (диффузия). |
7. Форма новшества - основы инновации | 7.1.
Открытия, изобретения,
патенты;
7.2. Рационализаторские предложения; 7.3. «Ноу-хау»; 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.д. |
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации | 8.1.
Научно - технический;
8.2. Социальный; 8.3. Экологический; 8.4.Экономический (коммерческий); 8.5. Интегральный |
9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация. | 9.1.
Подсистема научного
сопровождения;
9.2. Целевая подсистема; 9.3. Обеспечивающая подсистема; 9.4. Управляемая подсистема; 9.5. Управляющая подсистема |