Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Содержание

Информационно-коммуникационные технологии в современной школе……...………………………………………………………………… 4 стр.
Метод проекта на уроках русского языка и литературы………………………………………………………………….. 9 стр.
Использование тестовой технологии………................................................ 12стр.
ЦОРы в образовательном процессе, их преимущества………………….. 15 стр.
Применение интерактивной доски в процессе обучения….………….. 18 стр.
Перспективы дистанционного обучения…............................................... 22 стр.
Вывод………………………………………………………………………. 23 стр.
Список использованной литературы……………………………………… 24 стр.

Работа состоит из  1 файл

«Использование икт на уроках русского языка и литературы».doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении  нового материала — визуализация  знаний (демонстрационно - энциклопедические  программы; программа презентаций Power Point);  

2) закрепление  изложенного материала (тренинг  — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля  и проверки (тестирование с оцениванием,  контролирующие программы);

4) самостоятельная  работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", «Фраза», энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности  отказа от классно-урочной системы:  проведение интегрированных уроков  по методу проектов, результатом  которых будет создание Web-страниц,  проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка  конкретных способностей учащегося  (внимание, память, мышление и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод проекта  на уроках русского языка и литературы

         В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения. Развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему  способствует проектная технология.

Термин  «проект» – (от лат. Projektus, буквально – брошенный вперед) – это специально организованный учителем (вместе с учащимися) и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Характеристика проектного обучения:

  • актуальность;
  • мотивирующий характер обучения: задания, соответствуют уровню учеников и их интересам;
  • междисциплинарный характер обучения: задания и учебный материал организуется скорее в соответствии с задачами, а не дисциплинами;
  • достоверность;
  • настрой на сотрудничество;
  • позитивный настрой

Типы  проектов

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) - этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. 
Для каждого проекта должны определены:

  • цель проекта, его актуальность;
  • источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью);
  • методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
  • формы представления результатов (статья, реферат, доклад, видео и проч.);
  • виды презентации проекта (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение  
    на конференции и т.п.).

Творческие проекты отличает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников:

  • совместная газета;
  • сочинение;
  • видеофильм;
  • драматическая постановка;
  • праздник;
  • статья;
  • альманах;
  • альбом;
  • мультимедийный компьютерный проект.

Практико-ориентированные (прикладные)  
Эти проекты тоже отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников:

  • проект закона;
  • справочный материал;
  • словарь;
  • аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления;
  • наглядное пособие.

Исследовательские проекты - решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением.  
Но это не изменяет циклограммы работы над любым проектом:

  • выявление и постановка проблемы исследования;
  • формулирование гипотезы;
  • планирование и разработка исследовательских действий;
  • сбор данных;
  • сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
  • подготовка и написание (оформление) сообщения;
  • выступление с подготовленным сообщением;
  • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы:
  • построение выводов, заключений;
  • оформление результатов.

В проектной  работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самостоятельной  активности, направленной на освоение нового опыта.  В результате её применения формируются компетенции в сфере  самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки работе в команде. Для работы над учебным проектом организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

    Для  работы на уроках и во внеурочное  время можно использовать проекты различных видов: исследовательский, творческий, игровой, информационный, прикладной, ознакомительный. В зависимости от сложности темы в создании проекта принимают участие все ребята или только группа учащихся (личностный, парный, групповой проекты). Учитель может открыто координировать, скрыто  направлять работу учащихся или выступать как полноправный участник проекта.

Роль педагога проявляет себя в организации  такой работы, в ходе и результатах  которой проявляются и развиваются  информационные компетенции – умения:

  •  интегрировать информацию;
  •  определять информацию;
  •  управлять информацией;
  •  передавать информацию;
  •  оценивать информацию;
  •  создавать информацию;
  • делать доступной информацию;
  • в освоении практически значимых научных представлений и навыков.

Репродуктивные методы обучения с  использованием презентаций приобретают  черты личностно-ориентированного обучения, при которой каждый ученик в своем индивидуальном темпе изучает материал. При такой работе учитель заранее создает электронное пособие (презентацию), и на уроке учащиеся самостоятельно изучают новый материал, а педагог лишь координирует работу, оказывая помощь школьникам.

Преимущества проектной технологии:

  1. При выполнении проектов учащимся приходится применять знания и из области информатики, и дизайна, и технологии, и черчения, и математики, и компьютерной графики.
  2. Применение метода проектов в обучении позволяет сформировать межпредметные связи в процессе работы над проектом.
  3. Проекты дают возможность учащимся выбрать для итогового контроля наиболее интересную для него область знаний или форму защиты. Все ученические проекты в моей лаборатории (а их уже 20) создавались исключительно по принципу желания учащихся, интереса к предложенным темам исследования.
  4. Метод проектов воспитывает исследовательскую культуру, развивает навыки эстетического оформления и презентации результатов своего труда.
  5. Используя метод проектов, учитель получает возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, найти индивидуальный ключик к раскрытию интеллектуальных и творческих задатков ребенка.

Метод проекта  использую как в 5, так и в 9 классах. Конечно, старшеклассники уже знакомы с программами  Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Microsoft  Word, а с пятиклассниками нужно ещё постигать азы компьютерной грамоты, но затраченные усилия окупятся стократ. Ребята спешат на такие уроки, ждут их с нетерпением, предлагают новые идеи. После проведённой работы учащиеся смогут самостоятельно создавать информационные и ознакомительные проекты и окажут большую помощь в подготовке и проведении уроков.

 

 

 

Использование тестовой технологии

Многие преподаватели  считают, что ни одна из имеющихся  систем педагогических измерений не считается совершенной. Проблема объективной и реальной оценки выполненной учащимися работы существует не один год. Каждый учитель решает ее по-своему. Многие все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений постоянно растет.

Термин “тестирование” восходит к английскому “test” – испытания, исследование. Можно сказать, что “test – объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу” (А.К. Майоров). Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких ответов.

XXI век предъявляет три главных требования к тестовой технологии: это адаптивность, качество и эффективность. Адаптивность технологий предполагает приоритет личности учащихся и необходимость создания таких технологий, которые способны реагировать на индивидуальные различия  испытуемых, регулируя меру трудности заданий  зависимости от успешности ответов на предыдущие задания.  Это требование реализуется посредством создания большого числа заданий возрастающей трудности. Качество технологии связано преимущественно с надежностью и валидностью тестовых результатов. Эффективность технологий предполагает уменьшение отношения затраты /результаты.

Ни один другой метод такой удивительной возможности  не предоставляет. И это одна из самых  привлекательных сторон образовательной  технологии, основанной на применении заданий в тестовой форме. Самым узким местом оказалось незнание возможностей тестовых форм, без которых нельзя сейчас ни объективно проверить знания, ни создать современную контрольно-обучающую программу, ни наладить другие современные формы организации учебного процесса. В идеальном случае учебная программа, каждый её модуль сопровождается заданиями в тестовой форме, системами задний в тестовой форме и тестами.

Применение  заданий в тестовой форме, в сочетании  с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить  кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролируюшей, организующей, диагностирующей, воспитательной  и мотивирующей функции таких заданий. Многократно было показано, что задания в тестовой форме, сочетаемые с модульным принципом организации учебного процесса, обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность  и прочность его изучения.

В своей работе я использую различные способы  оценивания при проверке знаний учащихся, один из них – тестирование. Меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.

При составлении  тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками  решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды заданий.

  • Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).
  • Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину.
  • Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным. Тестовые задания с множественным выбором я использую в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4–5 ответов). Ответ ученика заключается в выборе того варианта из предложенного набора, который, по его мнению, является наиболее правильным, лучшим или единственным в решении поставленной задачи или вопроса.
  • Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

Информация о работе Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы