Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:47, контрольная работа
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.
Введение…………………………………………………….………………3
Сущность лоббирования в политической деятельности……..………….5
Виды лоббизма…………….……………………………………………….6
Достоинства лоббизма……………………………………………………..8
Лоббизм в современном мире……………………………………………11
Лоббистские структуры…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………...……………..18
2)
он выступает иногда
3)
может служить фактором
4)
лоббизм таит в себе немалую
опасность “размывания”
5)
лоббистские мероприятия в
6)
лоббизм зачастую блокирует
7)
лоббизм иногда существенно
8) лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.
Лоббизм в современном мире
Многие
исследователи лоббизма подчеркивает
негативную сторону данного рода
политической деятельности, уделяя основное
внимание феномену «теневого» лоббизма.
В значительной мере это объясняется
генезисом самой лоббистской
деятельности, субъекты которой –
лоббисты – стали известны как
лица, уже в начале ХIХ века предпринимавшие
попытки повлиять на членов Конгресса
США для того, чтобы добиться принятия
или отклонения того или иного
законопроекта. С точки зрения С.В.
Боботова, лоббизм представляет собой
род закулисной политики, направленной
на законодателей, ее целью является
отстаивание выгодного
Исторический опыт США
Политическая практика многих
стран мира, в том числе и
России, служит подтверждением
Так, зачастую лоббизм
Нередко лоббизм выступает
Кроме того, сложные экономические и политические условия жизни в модернизирующемся обществе способствуют формированию скрытых, нетранспарентных механизмов принятия политических и управленческих решений. Совпадение экономических и политических интересов отдельных социальных групп приводит к тому, что лоббистские технологии используются в узкогрупповых интересах, а это, в свою очередь, ведет к развитию неформальных, теневых технологий воздействия на государственную власть.
В
этой связи основными задачами законодательного
регулирования лоббизма становятся
выработка действенных
Наряду с подходом, концентрирующим свое внимание на негативных аспектах деятельности групп давления, существует и более взвешенная, нейтральная точка зрения исследователей на лоббизм.
Так, например, лоббизм понимается как система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.
Сходная
трактовка предлагается и Д. Султановым,
рассматривающим лоббизм с
Более широкое содержание в понятие лоббизма вкладывает М.В. Бятец. Он определяет лоббизм как систему приемов и практику реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти.
Наконец, по мнению В.П. Воротникова и М.Г. Анохина, лоббизм есть воздействие различных групп и организаций на органы государственной власти с целью добиться от них выгодных данным группам решений.
Лоббизм
как основная форма деятельности
групп интересов носит не только
отрицательный, но и положительный
характер. Тем не менее, позитивная
сторона лоббизма в определениях
остается фактически не раскрытой. Позитивный
потенциал лоббизма заключается
в том, что этот институт отношений
органов государственной власти
и управления, с одной стороны,
и социума, с другой, способствует
становлению и развитию плюралистической
модели демократии и рыночных отношений
в обществах переходного
Институциональное
становление лоббизма способствует
обеспечению эффективного взаимодействия
государственной власти и общества,
когда влияние на динамику политического
процесса оказывает все большее количество
социальных групп. Кроме того, лоббизм
призван усилить управленческую, распределительную
и иные функции институтов власти. При
этом необходимо иметь в виду, что важнейшим
условием проявления лоббизмом своих
позитивных качеств выступает политическая,
экономическая и духовная стабильность
в стране. В условиях же, когда кризис проявляется
во всех сферах общественной жизни, лоббизм
в большинстве случаев становится инструментом
удовлетворения узкопартийных потребностей.
Лоббистские структуры
Но не только работа через ассоциации является неотъемлемым элементом квалифицированной лоббистской деятельности. Не менее перспективно использование лоббистских структур.
В настоящее время в России ситуация такова, что компании готовы тратить деньги на лоббирование своих интересов, и есть профессионалы в этой области, готовые работать в данной сфере. Неизбежно, такая ситуация приводит к формированию рынка лоббистских услуг, к появлению фирм, которые осуществляют лоббизм по заказу компаний. Этот рынок развивается очень динамично.
К
использованию лоббистских
Несмотря
на свои преимущества, такие формы
работы имеют и ряд серьезных
недостатков. Деятельность лоббистских
фирм часто непрозрачна. Они могут
прибегать к коррупционным
Заключение
Каким может и должен стать лоббизм в России:
Согласно
проекту Закона Госдумы "О регулировании
лоббистской деятельности в федеральных
органах государственной
Каждый лоббист обязан зарегистрироваться в специальном отделе Министерства юстиции и каждые полгода представлять туда отчет о своей деятельности.
Формами и методами лоббистской деятельности в Российской Федерации признаются:
-представление
в федеральные органы
-участие
в обсуждении комитетами и
комиссиями Федерального
-устные
и письменные контакты с
-экспертиза
проектов законов и иных
Государственной Думой рассмотрен проект Закона, предусматривающий:
-
легализовать лоббистскую
-
создать законодательные
-
оградить федеральные органы
государственной власти от
-предоставить
общественности возможность
-
способствовать процессу
-
предоставить возможность
Официальное
признание института лоббизма в
России способствовало бы в определенной
степени оптимизации социально-