Лоббизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:47, контрольная работа

Описание

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

Содержание

Введение…………………………………………………….………………3
Сущность лоббирования в политической деятельности……..………….5
Виды лоббизма…………….……………………………………………….6
Достоинства лоббизма……………………………………………………..8
Лоббизм в современном мире……………………………………………11
Лоббистские структуры…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………...……………..18

Работа состоит из  1 файл

УОО.docx

— 34.83 Кб (Скачать документ)

     2) он выступает иногда проводником  неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь  уже надо говорить о преступных  видах лоббизма (взяточничестве, коррупции  и т.п.), которые “подтачивают”  фундамент власти;

     3) может служить фактором развития  и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать  крайние формы удовлетворения  “специальных интересов”;

     4) лоббизм таит в себе немалую  опасность “размывания” народовластных  устоев общества, превращения демократических  институтов в мощный инструмент  отдельных властных групп; 

     5) лоббистские мероприятия в определенных  условиях могут проявляться в  форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика  некоторых западных государств, результативность лоббизма большого  бизнеса, благодаря финансово-материальным  возможностям, гораздо выше, чем  других субъектов, что может  дестабилизировать обстановку, дисбалансировать  интересы социальных групп, содействовать  росту напряженности в обществе);

     6) лоббизм зачастую блокирует действительно  нужные управленческие решения,  препятствует удовлетворению общественно  ценных интересов, сопутствуя  осуществлению интересов чиновничьих; 

     7) лоббизм иногда существенно мешает  стабильной и оперативной государственной  политике, ибо может быть направлен,  например, на постоянное перераспределение  бюджета (“перетягивание одеяла  на себя”), на частую смену  приоритетов, на усиление позиций  одной ветви власти при одновременном  ослаблении другой и т.п.;

     8) лоббизм может использоваться  и в более “прозаичных” целях  — как инструмент обогащения  отдельных слоев, элит.

     Лоббизм в современном  мире

     Многие  исследователи лоббизма подчеркивает негативную сторону данного рода политической деятельности, уделяя основное внимание феномену «теневого» лоббизма. В значительной мере это объясняется  генезисом самой лоббистской  деятельности, субъекты которой –  лоббисты – стали известны как  лица, уже в начале ХIХ века предпринимавшие  попытки повлиять на членов Конгресса  США для того, чтобы добиться принятия или отклонения того или иного  законопроекта. С точки зрения С.В. Боботова, лоббизм представляет собой  род закулисной политики, направленной на законодателей, ее целью является отстаивание выгодного определенным группам законопроекта, а средством  – давление, взятки и оказание встречных  услуг.

       Исторический опыт США показывает, что лоббизм является хорошо  оплачиваемой деятельностью профессиональных  «толкачей», которые имеют свои  собственные лоббистские конторы  с большим штатом сотрудников,  состоящих в основном из юристов,  отставных чиновников и генералов.  Последние хорошо знакомы с  процессом принятия государственных  решений, осведомлены о его  этапах и постоянно поддерживают  связи с теми ведомствами, в  которых ранее работали и служили.  Лоббисты стремятся осуществлять  контроль над тем, чтобы в  Конгресс не проходили законопроекты,  которые могут повредить интересам  их клиентов.

       Политическая практика многих  стран мира, в том числе и  России, служит подтверждением указанных  негативных трактовок лоббистской  деятельности.

       Так, зачастую лоббизм становится  инструментом для удовлетворения  лишь частных интересов самих  групп давления, обладающих необходимыми  финансовыми, организационными, материальными  ресурсами для эффективного применения  лоббистских технологий. Поэтому  небезосновательно лоббизм характеризуется  как «существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу».

       Нередко лоббизм выступает инструментом  внеправового воздействия на  процесс принятия и реализации  решений органами государственной  власти и управления. В этом  случае принято говорить о  «теневом» лоббизме («коридорном»  лоббизме, взяточничестве, коррупции  и т.п.). Такое применение лоббистских  технологий ведет к дисфункции  демократических институтов и  превращению их в средство  представительства интересов отдельных  групп общества. В этом случае  действительно важные политические  и управленческие решения, удовлетворяющие  общественно значимым потребностям  и интересам, блокируются в  угоду интересам чиновничества,  реализация государственной политики  становится непоследовательной, что  проявляется в перманентной смене  национальных целей и приоритетов.

     Кроме того, сложные экономические и  политические условия жизни в  модернизирующемся обществе способствуют формированию скрытых, нетранспарентных механизмов принятия политических и  управленческих решений. Совпадение экономических  и политических интересов отдельных  социальных групп приводит к тому, что лоббистские технологии используются в узкогрупповых интересах, а  это, в свою очередь, ведет к развитию неформальных, теневых технологий воздействия  на государственную власть.

     В этой связи основными задачами законодательного регулирования лоббизма становятся выработка действенных механизмов, сдерживающих узкокорыстные устремления  лоббистских групп и представляющих в равной степени интересы всех социальных групп.

     Наряду  с подходом, концентрирующим свое внимание на негативных аспектах деятельности групп давления, существует и более  взвешенная, нейтральная точка зрения исследователей на лоббизм.

     Так, например, лоббизм понимается как  система и практика реализации интересов  различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного  воздействия на законодательную  и административную деятельность государственных  органов.

     Сходная трактовка предлагается и Д. Султановым, рассматривающим лоббизм с юридической  точки зрения как многоплановое  взаимодействие (участие) граждан, их групп, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской  деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных  актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания  своих интересов или интересов  доверителей.

     Более широкое содержание в понятие  лоббизма вкладывает М.В. Бятец. Он определяет лоббизм как систему приемов  и практику реализации интересов  различных групп граждан путем  воздействия на органы государственной  власти.

     Наконец, по мнению В.П. Воротникова и М.Г. Анохина, лоббизм есть воздействие  различных групп и организаций  на органы государственной власти с  целью добиться от них выгодных данным группам решений.

     Лоббизм как основная форма деятельности групп интересов носит не только отрицательный, но и положительный  характер. Тем не менее, позитивная сторона лоббизма в определениях остается фактически не раскрытой. Позитивный потенциал лоббизма заключается  в том, что этот институт отношений  органов государственной власти и управления, с одной стороны, и социума, с другой, способствует становлению и развитию плюралистической модели демократии и рыночных отношений  в обществах переходного периода.

     Институциональное становление лоббизма способствует обеспечению эффективного взаимодействия государственной власти и общества, когда влияние на динамику политического процесса оказывает все большее количество социальных групп. Кроме того, лоббизм призван усилить управленческую, распределительную и иные функции институтов власти. При этом необходимо иметь в виду, что важнейшим условием проявления лоббизмом своих позитивных качеств выступает политическая, экономическая и духовная стабильность в стране. В условиях же, когда кризис проявляется во всех сферах общественной жизни, лоббизм в большинстве случаев становится инструментом удовлетворения узкопартийных потребностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лоббистские структуры

     Но  не только работа через ассоциации является неотъемлемым элементом квалифицированной  лоббистской деятельности. Не менее  перспективно использование лоббистских структур.

     В настоящее время в России ситуация такова, что компании готовы тратить  деньги на лоббирование своих интересов, и есть профессионалы в этой области, готовые работать в данной сфере. Неизбежно, такая ситуация приводит к формированию рынка лоббистских  услуг, к появлению фирм, которые  осуществляют лоббизм по заказу компаний. Этот рынок развивается очень  динамично.

     К использованию лоббистских структур прибегает множество компаний. Услуги таких фирм используются как для  осуществления крупных лоббистских  проектов, так и для менее значимых задач. Аккумулируя знания механизмов работы власти, специалистов в сфере  лоббизма, такие фирмы позволяют  добиться желаемых результатов без  значительных издержек, связанных с  содержанием собственного GR-департамента в компании. Фактически речь идет о некоем субподряде в сфере лоббизма. К тому же, такого рода фирмы позволяют компаниям оставаться в тени и не афишировать свои интересы.

     Несмотря  на свои преимущества, такие формы  работы имеют и ряд серьезных  недостатков. Деятельность лоббистских  фирм часто непрозрачна. Они могут  прибегать к коррупционным схемам работы, что неприемлемо для компаний, в которых было принято принципиальное решение не использовать подобные методы работы. К тому же, возникает риск утечки конфиденциальной информации в  третьи руки, что может также негативно  сказаться на бизнес-проектах компании.

 

      Заключение

     Каким может и должен стать лоббизм  в России:

     Согласно  проекту Закона Госдумы "О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти". Лоббист - независимое юридическое или физическое лицо, осуществляющее свою деятельность от имени и в интересах иных организаций. В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента. выборные должностные лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации.

     Каждый  лоббист обязан зарегистрироваться в специальном отделе Министерства юстиции и каждые полгода представлять туда отчет о своей деятельности.

     Формами и методами лоббистской деятельности в Российской Федерации признаются:

     -представление  в федеральные органы государственной  власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других  нормативных актов, документов  и информационных материалов, касающихся  полномочий соответствующих органов  государственной власти;

     -участие  в обсуждении комитетами и  комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти  законопроектов, документов и материалов, указанных выше;

     -устные  и письменные контакты с депутатом,  должностным лицом федеральных  органов государственной власти  по поводу интересов физического  лица или организации, в пользу  которых осуществляется лоббистская  деятельность;

     -экспертиза  проектов законов и иных нормативных  актов федеральных органов государственной  власти с предоставлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

     Государственной Думой рассмотрен проект Закона, предусматривающий:

     - легализовать лоббистскую деятельность  как законное, демократическое средство  взаимодействия общества и власти;

     - создать законодательные предпосылки  для очищения этой деятельности  от противоправных, коррупционных  действий;

     - оградить федеральные органы  государственной власти от грубого  и незаконного давления, содействовать  повышению профессионализма и  ответственности при выработке  и осуществлении государственных  решений;

     -предоставить  общественности возможность знать,  кто, что и как лоббирует  в федеральных органах государственной  власти, и контролировать этот  процесс;

     - способствовать процессу осознания  и организации интересов различных  социальных групп и слоев;

     - предоставить возможность оказывать  влияние на власть все более  широкому кругу граждан России.

     Официальное признание института лоббизма в  России способствовало бы в определенной степени оптимизации социально-экономического развития страны, стабильности общества.

Информация о работе Лоббизм