Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа
В условиях сложившейся к настоящему времени ситуации доминирования рынка покупателя практически на всех существующих его сегментах вследствие их насыщения и возрастающей на этом фоне конкурентной борьбы между производителями и между продавцами всех уровней именно инновации становятся решающим фактором победы в этой борьбе. Однако в любом случае нет гарантий ни что инновация найдет своего потребителя и окупится, ни, тем более, что она принесет какую-то прибыль. Маркетинг же, и как инструмент менеджмента, и как целая философия, тем более, позволяет снизить вероятность выпуска невостребованной продукции, определение которой осложняется еще и степенью новизны продукта.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I……………………………………………………………………………...6
1. Использование маркетинга в инновационной деятельности………………..6
1.1.Роль маркетинга в инновационном процессе………………………….6
1.2.Особенности маркетинга новых технологий…………………………11
2. Управление маркетингом в инновационном процессе……………………..13
2.1.Маркетинговый подход к инновационному процессу……………….13
2.2.Работа маркетинговых служб в организациях……………………….20
2.3.Практическое применение маркетинга инноваций…………………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………31
Глава II……………………………………………………………………………32
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный
(РГТЭУ)
Факультет управления
Кафедра менеджмента торговой организации
Курсовая работа
по дисциплине: “Инновационный менеджмент ”
на тему:
“Маркетинг в инновационной деятельности”
Выполнил: студент Суворов
Сергей Михайлович
4 курс 41 группа
“ ”_______________ 2011 г. ___________
Проверил: к.э.н., профессор Никитина
Людмила Петровна
“ ”_______________ 2011 г. __________
Москва, 2011 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I……………………………………………………………………………
1. Использование маркетинга в инновационной деятельности………………..6
2. Управление маркетингом в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Глава II…………………………………………………………………………
Инновационная деятельность — вид деятельности, направленный на разработку и создание новшества (новации) как интеллектуального продукта в форме открытия, изобретения, полезной модели, ноу-хау и т.д. с целью его дальнейшего практического внедрения в виде нового, либо усовершенствованного продукта или услуги, технологии, организационной структуры и др. (инновации) [8, с.20]; инновационная деятельность (далее — ИД) нацелена на получение положительного экономического, социального, экологического, научно-технического, либо иного другого эффекта, при отсутствии которого ее проведение теряет всякий смысл. Существует также определение ИД как процесса (то есть серии непрерывных последовательных видов работ, процедур и операций) трансформации новации в инновацию путем внедрения новшества в практику. Таким образом, ключевым аспектом ИД является именно создание возможности практического использования новации.
ИД проводится по нескольким направлениям, таким как:
Понятно, что ИД в рамках конкретного ИП может проводиться как сразу по всем возможным направлениям, так и лишь по некоторым из них. Остановимся на маркетинге как направлении ИД.
В России маркетинг инноваций изначально был и, к сожалению, до сих пор остается недооцененной (а если и оцененной, то далеко не в полной мере) сферой ИД. Изначально подобное отношение к маркетингу сложилось благодаря жесткой централизованной системе управления функционировавшей в Советском Союзе, при которой все решения по производству, в том числе и по потребителям, принимались “сверху” и стратегия сбыта выпускаемой продукции, в том числе инновационной, не была “головной болью” производителей (“как сказали, так и сделал”); причем, что интересно, сбыт особо не волновал и принимающих решения “ответственных работников”, чему в немалой степени способствовал царивший в стране сильнейший дефицит потребительских товаров. Переоценке роли маркетинга инноваций, как, впрочем, и ИД вообще, не способствовала и внезапно возникшая вслед за распадом Союза огромная емкость потребительского рынка, в условиях которой во много раз выгодней было завозить в Россию и продавать здесь товары, острейшая нехватка которых имела место быть еще совсем недавно. Однако рынок быстро насыщался, а остановленное во время экономического и финансового кризисов последнего десятилетия прошлого века производство морально устаревало.
На сегодняшний день наличие концепции, государственных программ, а, главное, возможности централизованного обеспечения инновационных предприятий необходимыми материально-техническими, финансовыми и прочими ресурсами дают возможность развивать в России профильное высокотехнологичное и наукоемкое производство и создавать высококачественную продукцию, способную успешно конкурировать с иностранными аналогами, в том числе и инновационную.
В условиях сложившейся к настоящему времени ситуации доминирования рынка покупателя практически на всех существующих его сегментах вследствие их насыщения и возрастающей на этом фоне конкурентной борьбы между производителями и между продавцами всех уровней именно инновации становятся решающим фактором победы в этой борьбе. Однако в любом случае нет гарантий ни что инновация найдет своего потребителя и окупится, ни, тем более, что она принесет какую-то прибыль. Маркетинг же, и как инструмент менеджмента, и как целая философия, тем более, позволяет снизить вероятность выпуска невостребованной продукции, определение которой осложняется еще и степенью новизны продукта.
Одной из основных целей использования маркетинга в инновационном менеджменте при этом становится, наравне с изучением потребительских потребностей и рынков, прогнозирование (наиболее точное, по мере возможностей) ситуации на рынке на каждом этапе жизненного цикла инновации.
Актуальность исследования заключается в том, что использование инструментов маркетинга в инновационном менеджменте является основой для определения целесообразности выведения на рынок нововведения.
Целью исследования является изучение возможностей использования маркетинга в инновационном менеджменте.
ИП может осуществляться различными путями. Выбор наиболее эффективного пути в каждом конкретном случае зависит от таких условий и факторов, как: используемые производственные технологии, рынок конечной продукции, инновационный потенциал компании, инвестиционный климат в стране, степень компетентности руководства и т.д. Однако, какой бы сценарий развития не был выбран, в любом случае имеет место последовательность многогранных и многоэтапных процессов, осуществляемых различными группами, динамичное взаимодействие многих людей, подразделений и организаций. Вместе с тем, успех всегда связан с преодолением препятствий и сопротивления, поэтому инновации невозможны без инициативы и настойчивости, а также немалых затрат в производственные, человеческие, организационные и социальные факторы.
Если на крупных предприятиях инновационный маркетинг недооценивается, благодаря инерции устаревших форм управления, то в малом бизнесе в основе подобной недооценки лежат социально-психологические причины. Одной из них является тот факт, что основную прослойку современных инновационных предпринимателей составляют бывшие ученые и инженеры-изобретатели, сосредоточивающие свои усилия, в силу специфики и экономических условий труда, которым они занимались прежде, в первую очередь, на полезных свойствах инноваций, во вторую — на поисках инвесторов, и лишь в последнюю — на организации коммерческой стороны бизнеса и анализе потенциальных рынков сбыта. В таких условиях доход, приносимый инновацией, становится скорее счастливой случайностью, нежели закономерностью.
Маркетинг в современном понимании существует как единство 3-х аспектов:
1). Особая философия бизнеса;
2). Комплекс инструментов (методов, методик, приемов, подходов), позволяющих дать наиболее полную оценку рыночной ситуации в конкретный период времени и воздействовать на нее;
3). Функция управления, в рамках которой осуществляется рыночная стратегия предприятия (в том числе, и инновационного) [5, с.54].
На российских предприятиях маркетинг в лучшем случае рассматривают как функцию управления при ограниченном применении набора маркетинговых инструментов, упуская из виду его первый (и главный!) аспект, позволяющий оценить систему управления ИД организации и ее стратегии с точки зрения перспектив развития рынка. Причины подобной ситуации кроются в существенно более низком, по сравнению с западным, уровнем управления ИП (на всех уровнях), а также в отсутствии собственной идеологии бизнеса у российских компаний, формирующей их имидж на рынке.
Дифференциация рынков, ускорение темпов научно-технического прогресса, появление новых конкурентов вынуждают фирмы на следующие действия:
Однако, как и любой другой процесс, ИП имеет не только положительные стороны, но и отрицательные: перед фирмой чаще и острее встают вопросы о борьбе с конкурентами, снижении издержек производства и максимизации прибыли. Разрешению этих вопросов во многом способствует маркетинг, одним из элементов которого является разработка и внедрение инновационной стратегии.
Стратегия фирмы призвана определять долгосрочные цели и задачи предприятия, а также утверждать план мероприятий, необходимых для достижения этих целей. В рамках стратегического управления и планирования фирма разрабатывает комплексную стратегию развития предприятия, включающую в себя базовую и функциональные стратегии. Базовая стратегия задает общие направления развития предприятия, функциональные — направления по основным сферам деятельности предприятия. Функциональные стратегии не только углубляют и уточняют базовую стратегию, но и способствуют ее реализации. В рамках базовой стратегии фирмы можно выделить следующие функциональные стратегии:
На сегодняшний день маркетинговые службы компаний, занимающихся инновационной деятельностью, в своей работе особое внимание уделяют анализу инновационной стратегии: ведь именно в рамках этой стратегии происходит реализация инновационных процессов предприятия. Эффективные же инновации не только дают предприятию возможность более успешно функционировать в уже освоенных рыночных сегментах, но и открывают возможности выхода на новые сегменты, что особенно важно в условиях современной рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры рынка и активной конкурентной борьбой [2, с.88].
В процессе разработки и реализации инновационной стратегии, как правило, бывают задействованы все основные функциональные подразделения предприятия, от степени согласованности действий которых с действиями службы маркетинга во многом зависит эффективность ее воплощения.
Существует множество факторов, оказывающих влияние на успех инноваций на предприятии:
Выбор оптимального соотношения и рациональное использование этих факторов, а также установление теснейшей взаимосвязи между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью предприятия в немалой степени способствуют достижению стратегических инновационных целей.
Между тем, маркетинг может выполнять на предприятии различные задачи, которые ставятся ему, исходя из стратегической ориентации компании. Существует 3 основных вида стратегической ориентированности предприятий: