Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:05, реферат
Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной деятельности являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среды инновационных процессов.
Механизмы финансирования инновационной деятельности в России.
Инновационная
деятельность, как правило, характеризуется
достаточно высокой степенью неопределенности
и риска, поэтому важными принципами
финансового регулирования
(учебник)
Государственное
участие в инновационной
При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:
1) организации,
относящиеся к оборонному
2) организации,
подавляющая доля работ
3) ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие неплохой научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность (в рамках государственной, включая государственные научные центры, или негосударственной формы собственности) и малые инновационные предприятия.
Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:
1. Налоговые
льготы. К ним относится освобождение
от налогообложения отдельных
категорий плательщиков или
2. Инвестиционный
налоговый кредит. Это такое изменение
срока уплаты налога (на прибыль
или доход), при котором организации
предоставляется возможность в
течение определенного срока
и в определенных условиях
уменьшать свои платежи по
налогу с последующей
Организация
может иметь несколько
3. Предоставление
права на ускоренную
4. Неналоговые направления:
выдача государственных поручительств в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным является предоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов.
По видам собственности источники финансирования делятся на:
Это инвестиционные
ресурсы коллективных инвесторов, в
том числе страховых компаний,
инвестиционных фондов и компаний,
негосударственных пенсионных фондов.
Сюда же относятся собственные средства
предприятий, а также кредитные
ресурсы коммерческих банков, прочих
кредитных организаций и
На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:
На уровне предприятия источниками финансирования являются:
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.
В качестве одного
из ключевых принципов создания финансирования
институтов, обеспечивающих непрерывность
финансирования инновационных проектов
на всех стадиях инновационного цикла,
рассматривается принцип
Также важное значение в реализации принципов имеет развитие программно-ориентированного подхода к государственному регулированию инновационной деятельности в РФ. Структура государственных программ включает в себя целевые программы, ведомственные и отраслевые, а также программы специализированных фондов.
Финансовая поддержка
научных исследований через фонды
начала осуществляться с 1990-х годов,
когда были созданы два государственных
научных фонда - Российский фонд фундаментальных
исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный
научный фонд (РГНФ). РФФИ и РГНФ финансируют
на конкурсной основе в форме грантов
небольшие проекты
Основными характеристиками деятельности государственных научных фондов в России являются:
– повышение оплаты труда;
− отбор проектов «снизу вверх», инициативный характер подачи заявки;
− независимая экспертиза проектов;
− финансирование конкретных проектов, а не организаций;
− контроль за реализацией проекта;
− обязательность полного отчета о проделанной работе и направлениях использования полученных средств.
Государственные научные фонды:
Основные задачи Фонда:
Проведение
государственной политики развития
и поддержки малых предприятий
в научно-технической сфере;
Оказание прямой финансовой, информационной
и иной помощи малым инновационным предприятиям;
Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
До 2005 года основной формой бюджетного финансирования ИиР было базовое, когда средства выделялись научной организации в целом в зависимости от численности персонала и прошлогоднего уровня затрат, и их объем не зависел от результатов работы научной организации или вуза. Доля программного финансирования – распределяемого через федеральные целевые программы (ФЦП) - составляла не более четверти бюджетных ассигнований на науку. В этих программах университеты, научно-исследовательские организации и частные компании могли участвовать на конкурсной основе в борьбе за бюджетные средства. Заказчиками ФЦП являются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и государственные академии наук.
В последние годы произошел рост ассигнований на реализацию ИиР в рамках федеральных целевых программ.
В 2008 году в Российской Федерации действовало 46 федеральных целевых программ (ФЦП), структурированных по 7 направлениям:
• развитие социальной инфраструктуры (7);
• развитие транспортной инфраструктуры (2);
• новое поколение (5);
• безопасность и экология (12);
• развитие науки и технологий (11);
• развитие регионов (6);
• развитие государственных институтов (3).
Объемы затрат всех ФЦП на исследования и разработки в 2008 году составили 61,1 млрд. руб. (в 2007 году – 49,2 млрд. рублей).
Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в состав федеральных целевых программ, в которых предусмотрены максимальные расходы на ИиР, входят четыре программы, в том числе и новая, направленная на корректировку кадровой ситуации в науке:
Информация о работе Механизмы финансирования инновационной деятельности в России