Механизмы финансирования инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:05, реферат

Описание

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной деятельности являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среды инновационных процессов.

Работа состоит из  1 файл

Механизмы финансирования инновационной деятельности в России_полная версия.doc

— 112.04 Кб (Скачать документ)

Механизмы финансирования инновационной деятельности в России.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется  достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной  деятельности являются множественность  источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среды инновационных процессов.

(учебник)

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными  средствами (прямое финансирование), так  и создание условий для использования  рыночного механизма привлечения  средств (косвенное финансирование). Для наглядности механизм государственного финансирования инновационной деятельности проиллюстрирован следующей схемой:

 
 

 При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:

1) организации,  относящиеся к оборонному сектору  экономики, занятые разработкой  новой и совершенствованием существующей  военной техники и вооружений;

2) организации,  подавляющая доля работ которых  не может ориентироваться на  коммерческие критерии ни в  целом, ни на ближайший период  времени, но существование и  развитие которых жизненно важны  для общества. Речь идет об  организациях непроизводственной  сферы (например, здравоохранения,  образования, культуры, экологии), выполняющих  работы, направленные на улучшение  условий жизни и труда. Для  государственных нужд, а также  об академических и вузовских  организациях в части тех работ,  которые в силу своего перспективного  характера и неизбежного риска,  неопределенности затрат и результатов  не могут, как правило, представлять  интереса для коммерческих заказчиков;

 3) ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие неплохой научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность (в рамках государственной, включая государственные научные центры, или негосударственной формы собственности) и малые инновационные предприятия.

Косвенное государственное  финансирование инновационной  деятельности заключается  в создании государственными органами выгодных условий  для финансирования НИОКР и инноваций  заинтересованными  в их результатах  инвесторами на рыночных условиях. К методам  косвенного финансирования относят:

1. Налоговые  льготы. К ним относится освобождение  от налогообложения отдельных  категорий плательщиков или отдельных  видов деятельности; изъятие из  объекта налога определенных  составляющих его элементов; установление  необлагаемого минимума объекта  налога; понижение налоговых ставок  для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет  из начисленной суммы налога.

2. Инвестиционный  налоговый кредит. Это такое изменение  срока уплаты налога (на прибыль  или доход), при котором организации  предоставляется возможность в  течение определенного срока  и в определенных условиях  уменьшать свои платежи по  налогу с последующей поэтапной  суммы кредита и начисленных  процентов. Уменьшение производится  по каждому платежу налога  до тех пор, пока сумма, неуплаченная  организацией в результате всех  таких уменьшений не станет  равной сумме кредита, предусмотренной  договором, который заключается  между организацией и налоговой  службой. Недоплаченная сумма  называется накопленной суммой  кредита. 

 Организация  может иметь несколько договоров  по разным основаниям. Накопленная  сумма кредита в этом случае  определяется по каждому основанию  отдельно. Данный договор должен  содержать сумму кредита с  указанием налога, срок действия  договора и "льготные" проценты, начисленные на сумму кредита  (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования  ЦБ). Далее отражается порядок,  сумма и срок погашения. В  договоре должно быть оговорено  обеспечение данного кредита  и указаны документы о залоговом  имуществе или поручительстве, ответственности  и т.д. 

3. Предоставление  права на ускоренную амортизацию.  Государство дает возможность  фирмам уменьшить налогооблагаемую  прибыль (за счет роста амортизации  при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование. При ускоренной амортизации коэффициент составлять до 2 включительно. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводиться новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.

4. Неналоговые  направления:

 выдача государственных поручительств в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным является предоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов.

 
 

По  видам собственности  источники финансирования делятся на:

  • государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
  • инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в  том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные  ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

 

 

 
 
 

На  уровне государства  и субъектов Федерации  источниками финансирования являются:

  • собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
  • привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
  • заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

  На уровне предприятия  источниками финансирования  являются:

  • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
  • привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
  • заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной  деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые  комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные  ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют  федеральный фонд производственных инноваций и пр.

В качестве одного из ключевых принципов создания финансирования институтов, обеспечивающих непрерывность  финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла, рассматривается принцип перераспределения, фокусировки государственного финансирования на начальных стадиях инновационных  процессов, так называемом посевном финансировании. Это в первую очередь  программы поддержки инновационных  проектов, находящихся на начальной  стадии, и направленные на расширение государственной финансовой поддержки  новых инновационных компаний на этапе старта. Важным принципом в  данной ситуации является обеспечение  конкурсности предоставления финансовых средств государственными фондами, транспартности расходов и достигнутых результатов. Важную роль в реализации выше перечисленных принципов играет организация научно-технической экспертизы при отборе инновационных проектов.

Также важное значение в реализации принципов имеет развитие программно-ориентированного подхода к государственному регулированию инновационной деятельности в РФ. Структура государственных программ включает в себя целевые программы, ведомственные и отраслевые, а также программы специализированных фондов.

Финансовая поддержка  научных исследований через фонды  начала осуществляться с 1990-х годов, когда были созданы два государственных  научных фонда - Российский фонд фундаментальных  исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). РФФИ и РГНФ финансируют  на конкурсной основе в форме грантов  небольшие проекты фундаментальных  исследований. Бюджеты двух научных  фондов – РФФИ и РГНФ - представляют собой фиксированную долю отчислений от суммарных государственных расходов на гражданскую науку.

    Основными характеристиками деятельности государственных  научных фондов в России являются:

     – повышение оплаты труда;

      − отбор проектов «снизу вверх», инициативный характер подачи заявки;

      − независимая экспертиза проектов;

      − финансирование конкретных проектов, а не организаций;

      − контроль за реализацией проекта;

      − обязательность полного отчета о  проделанной работе и направлениях использования полученных средств.

 

Государственные научные фонды:

  • Фонд содействия развития малых форм предприятий в нацчно технической сфере (www.fasie.ru);

    Основные задачи Фонда:

    Проведение  государственной политики развития и поддержки малых предприятий  в научно-технической сфере; 
    Оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям;

    Создание и  развитие инфраструктуры поддержки  малого инновационного предпринимательства.

  • Российский гуманитарный научный фонд (www.rth.ru);
  • Российский фонд фундаментальных исследований (www.rtbr.ru).

    До 2005 года основной формой бюджетного финансирования ИиР было базовое, когда средства выделялись научной организации в целом в зависимости от численности персонала и прошлогоднего уровня затрат, и их объем не зависел от результатов работы научной организации или вуза. Доля программного финансирования – распределяемого через федеральные целевые программы (ФЦП) - составляла не более четверти бюджетных ассигнований на науку. В этих программах университеты, научно-исследовательские организации и частные компании могли участвовать на конкурсной основе в борьбе за бюджетные средства. Заказчиками ФЦП являются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и государственные академии наук.

    В последние  годы произошел рост ассигнований на реализацию ИиР в рамках федеральных целевых программ.

    В 2008 году в  Российской Федерации действовало 46 федеральных целевых программ (ФЦП), структурированных по 7 направлениям:

    • развитие социальной инфраструктуры (7);

    • развитие транспортной инфраструктуры (2);

    • новое поколение (5);

    • безопасность и экология (12);

    • развитие науки  и технологий (11);

    • развитие регионов (6);

    • развитие государственных  институтов (3).

 

    Объемы затрат всех ФЦП на исследования и разработки в 2008 году составили 61,1 млрд. руб. (в 2007 году – 49,2 млрд. рублей).

    Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в состав федеральных целевых  программ, в которых предусмотрены  максимальные расходы на ИиР, входят четыре программы, в том числе и новая, направленная на корректировку кадровой ситуации в науке:

Информация о работе Механизмы финансирования инновационной деятельности в России