Организационные структуры в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 18:02, реферат

Описание

В современных условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности и рыночных позиций. А управление, то есть менеджмент, в организации в формирующейся ситуации также играет важнейшую роль. В нем же, в свою очередь, значительное место занимает проектирование организационной структуры, в зависимости от успешности которого, предприятие будет или же не будет эффективно функционировать, создавая не только благоприятные условия для его работы, но и определяя дальнейшее развитие и перспективы. Таким образом, целью данного реферата является раскрыть понятие организационных структур в инновационной сфере.

Работа состоит из  1 файл

Оргструктуры в инновационной сфере.docx

— 113.69 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО «Российский  экономический университет  им. Г.В. Плеханова»

Факультет Менеджмента 
 
 

Реферат 

По дисциплине: ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

По теме:

«Организационные структуры в инновационной сфере»

Выполнила:

Алимова Диана

Группа № 1460 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011 год

Введение

В современных  условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним  из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности  и рыночных позиций. А управление, то есть менеджмент, в организации  в формирующейся ситуации также  играет важнейшую роль. В нем же, в свою очередь, значительное место  занимает проектирование организационной  структуры, в зависимости от успешности которого, предприятие будет или  же не будет эффективно функционировать, создавая не только благоприятные условия  для его работы, но и определяя  дальнейшее развитие и перспективы. Таким образом, целью данного  реферата является раскрыть понятие  организационных структур в инновационной  сфере. 
 
 
 
 
 
 
 

Организационные структуры в инновационной  деятельности 

Организационная структура оказывает заметное воздействие  на управление проектами. Наиболее важными ее функциями являются: 
- долгосрочное повышение квалификации персонала, накопление научно-технического опыта для достижения быстрых коммерческих результатов; 
- передача научно-технической информации для нужд компании от внешних источников и доведение корпоративной политики до сферы НИОКР; 
- обеспечение коммуникаций персонала, занятого маркетингом, производством и финансами, со специалистами НИОКР; 
- предоставление высокой степени автономии руководителям проектов при сохранении корпоративного контроля за расходованием ресурсов в проекте; 
- стиль лидерства, отвечающий социальным и организационным процессам; 
- выявление научно-технического профиля компании; 
- стимулирование творчества персонала.

Наиболее широко применяются следующие организационные  структуры управления инновационной  деятельностью: 
- управление по дисциплинам; 
- управление проектами; 
- организация по продукту; 
- матричная организация; 
- венчурное управление.

Управление по дисциплинам наиболее широко применяется  в инновационных фирмах, занятых  в основном НИР. Эта структура  хорошо приспособлена к приобретению новых знаний в специальных областях. Однако концентрация усилий на дисциплинах  принижает значение проекта как  организуемой сущности и вряд ли пригодна для ОКР.

Управление по проектам предполагает, что создаются  для координации работ по каждому  проекту специальные комитеты или  административный руководитель является одновременно и научно-техническим  руководителем.

При организации  по продукту сфера деятельности компании может быть разделена на ряд отраслей производства, каждая из которых связана  с продажей изделий одной группы или обслуживанием одних и  тех же потребителей (дивизиональная структура управления [4 гл. 4]). При этом НИОКР могут быть организованы так, чтобы либо соответствовать структуре отделений, либо в рамках центрального подразделения НИОКР, либо путем распределения научно-технической программы между соответствующими подразделениями отделений.

Наиболее логична  и широко распространена в настоящее  время (в том числе и в России) матричная структура управления НИОКР [4 гл. 4].  Она обеспечивает четкое разделение управленческой и профессиональной ответственности за проект. Эта система имеет преимущества с точки зрения достижения целей компании, четкости функций руководителя проекта, руководителя специализированного подразделения и разработчика.

Соотношения управленческих и профессиональных потребностей, устанавливаемые  матричной организацией,  представляют компромисс, гарантирующий энергичное следование целям проекта и одновременно соблюдение интересов большей части персонала, сохранение и укрепление научно-технического потенциала компании в долгосрочном аспекте. В рамках матричной организации в выполнение проекта легко вовлекаются другие службы компании. Внимание руководителя проекта (научного руководителя НИР, главного конструктора ОКР) должно фокусироваться на управлении проектом в большей степени, чем на личном решении научно-технических проблем. Он есть лицо, принимающее решения, применяющее свой опыт и знания в масштабах всего проекта. Успех проекта превращается в личный успех его руководителя.

Руководители  специализированных подразделений  находятся в двойном подчинении. Однако четкость текущих решений  для них по проекту, возможность  быстрого учета их компетентного  мнения компенсирует этот недостаток.

Отдельные научно-технические  специалисты, работая в рамках одной  комплексной "команды", преследуют конкретные и осязаемые цели. Будучи специалистами в своих дисциплинах, такие работники приобретают  более высокий статус в "междисциплинарной  команде". Вместе с тем они сохраняют  связь со своей дисциплиной и  не теряют возможности обращаться к  руководителю специализированного  подразделения по профессиональным вопросам. Так как большинство  научно-технических специалистов любят работать над конкретными задачами, матричная организация НИОКР хорошо воспринимается персоналом.

Термин "венчур" (venture - рискованное предприятие) используется для описания инновационной организации, создаваемой для воспроизводства в рамках крупной компании многих признаков малого бизнеса. Основная цель - обеспечить максимум ответственности за прогресс нововведения со стороны одного человека - "венчурного управляющего", который свободен в использовании выделенных ему ресурсов при минимальном внешнем вмешательстве. По существу, это дочерняя инновационная фирма компании. Обычно такое управление используется для немногих, исключительно обещающих проектов и действует наряду с существующей организацией.

Относительно  небольшие размеры организации  и короткие коммуникации обеспечивают максимальную гибкость управления по мере развития проекта, поскольку венчурный  управляющий является, по сути дела, генеральным директором в рамках проекта и обеспечивает и НИОКР, и производство, и выход на рынок  нового продукта.

В табл. 10.2 приводятся сравнительные характеристики организационных  структур в сфере НИОКР, что позволит наиболее сознательно подойти к  выбору той или иной структуры  управления инновационной фирмой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 10.2

Характеристики  организационных  структур НИОКР

Организационные критерии Мера  соответствия  организационным критериям
Организация по дисциплинам Управление  по проектам Организация по продукту Матричная организация Венчурное управление
Развитие  научно-технического потенциала Высокая Средняя Низкая 
Средняя
Средняя Низкая
Профессиональный  рост персонала Высокая Средняя Низкая 
Средняя
Средняя Низкая
Управленческая  подготовка персонала Низкая Средняя Средняя Высокая Очень высокая
Достижение  краткосрочных целей проекта Низкая Средняя Средняя 
Высокая
Средняя 
Высокая
Очень высокая
Вовлечение  рыночного, производственного и  финансового персонала Низкая Низкая Средняя Средняя Высокая Высокая
Передача  технологии Высокая Средняя Низкая 
Средняя
Средняя Низкая
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Среди организационных  структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.

Одной из важнейших  проблем инновационного бизнеса  является проблема финансирования.

В решении этой проблемы участвуют организации, занимающиеся поддержкой инновационных фирм и предпринимателей. Такими организациями являются инкубаторы бизнеса (бизнес-инкубаторы) и инкубаторы технологий. Рассмотрим более подробно сущность и направления деятельности таких организаций.

Возрастание сложности  и комплексности научных исследований и разработок способствовало появлению и развитию бизнес-инкубаторов. Главное назначение «инкубаторов» — поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства.

В различных  литературных источниках инкубаторы называют по-разному: «инновационный центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр». Несмотря на разные названия, отличительной  особенностью данной формы организации инновационной деятельности является то, что бизнес-инкубаторы занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.

Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 70-х — начале 80-х годов и придерживались двух стратегических линий. Первая стратегия базировалась на предоставлении вновь создаваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусматривала выделение помещений, но основным в ней было оказание всякого рода услуг и патронаж фирм. В развитых капиталистических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется вторая стратегия. Однако в России при крайне высоких ставках за аренду помещений первое направление является существенной формой поддержки научно-технического предпринимательства.

В странах с  рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств  местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от центрального правительства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется

на использовании  значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных  в недвижимость и научно-производственные фонды, причем это — долговременные и рисковые вложения. В результате создание бизнес-инкубаторов могут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры.

Большинство бизнес-инкубаторов представляют собой смешанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основных вида:

  • корпоративные;
  • общественные;
  • университетские;
  • частные.

Бизнес-инкубаторы различаются по преобладающему источнику финансовых средств и по целям создания. Следует отметить, что между бизнес-инкубаторами имеются серьезные различия, что делает неправомерным универсальный подход при их образовании. При создании бизнес-инкубаторов большое значение имеет детальная проработка учредительских документов.

Как правило, процедура  прохождения фирм-клиентов через  бизнес-инкубатор предусматривает  четыре основных этапа.

1.  Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора являются новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения, что требует ежемесячного подтверждения сторон, который может быть расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент в месячный срок обязан освободить занимаемую площадь.

2.  Вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях. Технопарковые структуры предоставляют высококлассные консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, — по вопросам использования всевозможных правительственных программ.

3.  Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников.

4.  Выход фирмы.

5.  Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение и переехать.

Большинство мелких американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связаны с использованием

высоких технологий. При этом только 60% фирм на первом этапе существования покрывают издержки самостоятельно. Следует также отметить, что лишь 50% фирм могут представить обоснованный бизнес-план своей деятельности, следовательно, особенно важно эффективное функционирование управленческого блока бизнес-инкубатора.

Успешная деятельность бизнес-инкубатора обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.

Информация о работе Организационные структуры в инновационной сфере