Организационные структуры в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 18:02, реферат

Описание

В современных условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности и рыночных позиций. А управление, то есть менеджмент, в организации в формирующейся ситуации также играет важнейшую роль. В нем же, в свою очередь, значительное место занимает проектирование организационной структуры, в зависимости от успешности которого, предприятие будет или же не будет эффективно функционировать, создавая не только благоприятные условия для его работы, но и определяя дальнейшее развитие и перспективы. Таким образом, целью данного реферата является раскрыть понятие организационных структур в инновационной сфере.

Работа состоит из  1 файл

Оргструктуры в инновационной сфере.docx

— 113.69 Кб (Скачать документ)

Доходы инкубаторов  как коммерческих предприятий складываются из следующих источников:

  • арендная плата, получаемая от клиентов, за наем помещений;
  • продажа услуг разного рода;
  • участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые парк (инкубатор) как предприятие вложил свои средства.

Первые два  источника являются основными, поскольку  и помещение и услуги предоставляются обычно на льготных условиях. Однако при квалифицированном отборе кандидатов (для этого нужен большой конкурс, что в российских условиях вполне осуществимо) и хорошем управлении последний источник может стать достаточно весомым. С ним связаны перспективы деятельности бизнес-инкубаторов как коммерческих предприятий.

Бизнес-инкубаторы способствуют ускорению использования научно-технических достижений, развитию предпринимательства в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния.

При оценке деятельности бизнес-инкубаторов в международной практике используются такие показатели:

  • число фирм, действующих на площадях бизнес-инкубатора;
  • размеры этих фирм;
  • их возраст и происхождение;
  • специализация фирм (наукоемкая или нет);

•   процент фирм, прекращающих свою деятельность на раз 
личных этапах существования вследствие:

1)  коммерческой несостоятельности;

2)  несостоятельности заложенных в ее основу идей или предпосылок;

  • темпы роста экономической деятельности клиентов;
  • перепрофилирование фирм в процессе самостоятельного существования.

При этом весомость  каждого из перечисленных критериев  для разных бизнес-инкубаторов неодинакова. Если бизнес-инкубатор создан при научном центре и его основной задачей является коммерциализация нововведений, то на первый план выдвигается показатель уровня наукоемкости клиентов в сочетании с параметрами их экономической деятельности. Если акцентируются проблемы оживления экономики региона, борьба с безработицей, то важнее является общее число рабочих мест, возраст фирмы и ее происхождение. Ведь если парк (инкубатор) пополняется не за счет вновь созданных предприятий, а за счет переезда уже существующих, то для региона эффект от бизнес-инкубатора будет нулевым, хотя в плане коммерческой деятельности инкубатора это и выгодно.

В странах с  развитой рыночной экономикой комбинация сильного научного центра с научным  парком инкубаторского типа доказала свою эффективность.

В условиях России инкубаторские структуры могут быть организованы на базе высших учебных заведений и научных центров. Вместе с тем, учитывая недостаточное финансирование высшей школы, целесообразно привлечение крупных финансовых инвесторов, прежде всего в лице коммерческих банков и инвестиционных фондов.

Наиболее перспективным  представляется специализация бизнес-инкубаторов на поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с качественно новыми товарами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое применение фундаментальных и прикладных исследований в производстве товаров, оказании услуг, совершенствовании организации производства.

В зависимости  от специализации бизнес-инкубатора формируются и определяются условия для его создания:

  • необходимый объем финансовых средств;
  • материально-техническая база;
  • принципы отбора потенциальных клиентов;
  • характер предоставляемых услуг;
  • принципы взаимоотношений с фирмами, вышедшими из бизнес-инкубатора.

Деятельность  бизнес-инкубаторов осуществляется в соответствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:

  • экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов для «выдержки» в соответствии с выбранной специализацией бизнес-инкубатора;
  • управляющего блока бизнес-инкубатора, в функции которого помимо управления независимой хозяйственной структурой входят:
 

 

1) разработка  и корректировка индивидуальной  программы прохождения инкубируемой  фирмой всех этапов ее жизнедеятельности в бизнес-инкубаторе;

2) определение  индивидуально для каждой инкубируемой  фирмы достаточного объема льгот;

3) выработка  экономической и финансовой политики  взаимоотношений с вышедшими из инкубатора фирмами.

Перечисленные специфические функции управляющего блока являются наиболее сложными в организационном и правовом аспектах. Ошибки при их практической реализации могут привести к негативным последствиям.

Создание бизнес-инкубаторов способствует ускорению научно-технического прогресса, без чего невозможны выход экономики из кризиса и ее конкурентоспособность. Инкубаторы бизнеса помогают решить проблемы поддержки научно-технического предпринимательства. Рассмотрим круг этих задач.

Инкубаторы бизнеса  решают задачи поддержки малых, вновь  созданных фирм и начинающих предпринимателей. Они являются относительно небольшими организациями по «выхаживанию» молодых «неоперившихся» фирм и начинающих предпринимателей. Существует два вида инкубаторов бизнеса: инкубаторы наукоемкого бизнеса и инкубаторы низкотехнологичных фирм. Для Европы характерны инкубаторы первого типа, а для

США — второго.

Инкубатор бизнеса  может быть автономным, т.е. самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он действует в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий). Инкубатор бизнеса предоставляет весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм. Автономно действующие инкубаторы решают

задачи поддержки  нетехнологического предпринимательства  и фирм обычных технологий. Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе  технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного бизнеса в научно-технической сфере.

Изменение бизнес-среды в новой экономике привело к возникновению интернет-инкубаторов.

Для новой экономики характерны: обучение как непрерывный процесс; готовность к риску; ориентация на создание новых рабочих мест; капитал как рабочий инструмент, фактор производства; быстрота изменений; формирование новых альянсов.

Интернет-инкубаторы могут быть следующих типов:

  • венчурные инкубаторы;
  • венчурные акселераторы;
  • венчурные порталы;
  • сетевые инкубаторы;
  • вертикальные инкубаторы;
  • инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.

Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностями оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги:

1)  офисную инфраструктуру (помещение, мебель, офисная техника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Интернет, конференц-залы и т.п.);

2)  бэк-офис (квалифицированный персонал, техническая поддержка и т.п.);

3)  технологическую поддержку (помощь экспертов, постановка системы управления, развитие интеллектуальной собственности);

4)  консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов);

5)  обучение (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;

6)  юридические и бухгалтерские услуги;

7)  управление человеческими ресурсами (поиск и наем требуемых ключевых специалистов);

8)  зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаимодействие с венчурными инвесторами — органами государственной власти, аналогичными крупными компаниями из других стран).

Венчурный акселератор — сервисная компания, которая оказывает начинающим предпринимателям консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необходимые начинающей компании.

Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут работать с компаниями, находящимися в разных городах.

Вертикальные  инкубаторы специализируются на выращивании компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспечения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства

доступа.

Инкубаторы, ориентированные  на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и занимаются развитием компаний, родившихся внутри этих корпораций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовываются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой.

Инкубатор технологий — наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи — обслуживание малых инновационных предприятий, «выращивание» новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития.

Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия),  Научно-промышленного парка

(КНР).

Инновационный центр — организация, обладающая специализированной инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничество и кооперацию между исследователями и промышленностью,

оказание услуг  наукоемким фирмам в сфере информационного  обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами.

Инновационные центры являются важнейшей составляющей в организационной инфраструктуре малого инновационного предпринимательства.

В России кроме  информационных центров организационную  инфраструктуру малого инновационного предпринимательства составляют инженерные центры, временные научно-производственные комплексы, внедренческие и инжиниринговые фирмы, научно-технологические кооперативы и другие предприятия. Наглядно организационная структура малого инновационного бизнеса представлена на рис. 1.4.

Инкубаторы бизнеса  существуют в двух видах. Они могут  действовать как самостоятельные  организации и составляют ядро технопарков.

Нередко трудно провести грань, отличающую инкубатор  от технопарка. Однако различия между  ними есть:

  • инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;
  • инкубаторы бизнеса поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности (нетехнологический бизнес);
  • инкубаторы, как правило, не имеют земли, а следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство офисов и других помещений;
  • политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организационные структуры в инновационной сфере