Для
успешного осуществления инновационной
деятельности любая компания должна
создать стимулирующие внутренние
и внешние рамочные условия. К
внутренним рамочным условиям, в том
числе, относится и финансирование
инновационного процесса.
При
осуществлении инновационных процессов
следует использовать принцип двойного
управления: необходимо «выделение в
рамках предприятия двух видов деятельности:
основной, определяемой целями создания
предприятия и его местом на рынке,
и инновационной, результаты которой могут
иметь самостоятельную коммерческую ценность,
не всегда связанную с целями предприятия.
Сфера
основной деятельности осуществляет выделение
ресурсов для создания новшеств; большая
часть ресурсов направляется на финансирование
проектов, непосредственно связанных
со стратегией предприятия, определенная
сумма передается в управление руководителю
сферы инновационной деятельности для
финансирования перспективных индивидуальных
исследований или их разработчиков.
Такой
подход позволяет учитывать такие
особенности инновационной деятельности,
как «неопределенность процессов
исследований и разработок, длительностью
осуществления работ инновационной
направленности, сложности в прогнозировании
и оценке эффективности результатов,
их значительным влиянием на будущее развитие
предприятия в целом.
Таким
образом, процесс инвестирования средств
в инновационные проекты достаточно
сложный и длительный. При этом
для финансирования НИОКР проекта
сложно найти инвесторов. Инвесторов
интересует жизнеспособность проекта
и его эффективность, в то время как на
начальных стадиях просчитать эти показатели
затруднительно. Вместе с тем для выбора
наиболее эффективного инновационного
проекта целесообразно оценивать экономическую
эффективность проекта с точки зрения
эффективности инвестиций.
Оценивая
в заключении комплекс проблем финансирования
инвестиционных проектов, следует отметить:
-
механизмы государственного финансирования
НИР и ОКР через финансирование
целевых программы, конкурсные
заказы ведомств и министерств, гранты,
субсидии и дотации недостаточны и малоэффективны;
-
частное финансирование НИОКР
представляется наиболее перспективным
в сфере инвестиционного финансирования,
которое еще мало развито в
России, также как и устойчивая
структура финансирования НИОКР;
-
в этой ситуации на начальных
этапах развития инновационной
экономики целесообразно развитие
таких форм финансирования как
государственно-частное партнерство,
которое, однако, сопряжено с трудностями
разграничения прав и ответственности
частного бизнеса и государства;
-
взаимодействие инвесторов и
инициаторов инновационных проектов
требует определенных знаний
в области оценки эффективности
инновационных проектов, в то
время как в России отмечается
невысокий уровень развития инновационного
менеджмента и знаний в области инновационной
стратегии предприятия.
Литература
- Агафонова
И.А. Характеристика и классификация
рисков инновационного проекта//Менеджмент
в России и за рубежом. -2005. -№ 6.
- Актуальные
вопросы законодательства Российской
Федерации о науке и научно-технической
политике /Аналитический вестник Совета
Федерации ФС РФ, №13 2006
- Глазьев С.Ю.
“Теория долгосрочного технико-экономического
развития”, М. “Влад-Дар”, 2007г.
- Инновационная
политика и инновационный бизнес в России
/Аналитический вестник Совета Федерации
ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому
экономическому форуму, №15 2008
- Ленчук Е.Б.,
Власкин Г.А. Инвестиционные аспекты инновационного
роста: Мировой опыт и российские перспективы.
- М.: «Юнити», 2008
- Москвин В.А.
Кредитование инвестиционных проектов:
Рекомендации для предприятий и коммерческих
банков. -М.: Финансы и статистика, 2008.
- Москвин В.А.
Управление рисками при реализации инвестиционных
проектов. -М.: Финансы и статистика, 2006.
- Основы политики
Российской Федерации в области развития
науки и технологий на период до 2012 года
и дальнейшую перспективу. Приняты Советом
безопасности, Госсоветом РФ, Советом
при Президенте РФ по науке и высоким технологиям
30 марта 2002 г. М., 2002.
- Полтерович,
В. Принципы формирования национальной
инновационной системы / В. Полтерович
// Проблемы теории и практики управления.
- 2008. - № 11.
- Распоряжение
Правительства РФ от 21.08.2003 г. № 1187-р «О
плане мероприятий на 20102012 годы по стимулированию
инноваций и развитию венчурного инвестирования».
М.,2003.
- Щепинина
И.И. Инновационная деятельность на региональном
уровне: проблемы измерений и подходы
к анализу / И.И. Щепинина, Е.В. Ковешникова//Вестник
ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2009.
№ 1.
- Щетинин
И.Н. Учет инновационной специфики в бизнес-планах
реализации проектов//Инвестиции в России.
-2007. -№ 12.