Основные цели и задачи государственной инновационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:30, реферат

Описание

В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.docx

— 27.40 Кб (Скачать документ)

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ

В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию. Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в эко­ номические процессы.

Государственная инновационная  политика — это составная часть  социально- экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти  Российской Федерации в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники.

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития [38]: ориентирование и поддержка научных исследований; регулирование направлений научно- технического развития; защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности ; совершенствование системы стимулирования научно-технического развития; лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации); поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.); разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка; совершенствование методов управления научно- техническим развитием; выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ; формирование и реализация федеральных научных и научно-тех нических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение; финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета; содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ; совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; реализация обязательств по научным и научно- техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ; охрана прав интеллектуальной собственности; формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-  лицензионного дела и управление ими; установление государственной системы аттестации научных и научно- технических работников.

Основными целями государственной  инновационной политики Российской Федерации являются [39]:

создание экономических, правовых и организационных условий  для инновационной деятельности; повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции  отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения  базисных и улучшающих инноваций; содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере; расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных Ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности; содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности; осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

 Государственная инновационная  политика Российской Федерации  формируется и осуществляется  исходя из следующих основных  принципов [39]:

Признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности; обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере; концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике; создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности; создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности; государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности; активизация международного сотрудничестваРоссийской Фе­ дерации в инновационной сфере; укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Основными приоритетными  направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

1) работы по созданию, освоению  и распространению техники и  технологий, которые ведут к кардинальным  изменениям в технологическом  базисе страны. Эти работы носят,  как правило, межотраслевой характер  и не могут быть решены при  существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

2) работы по крупным  отраслевым научно- техническим  проектам, требующие масштабной  концентрации ресурсов, которые  не под силу отдельным предприятиям;

3) научно-техническое обеспечение  мероприятий, направленных на  реализацию социальных целей  общества (через развитие здравоохранения,  образования, культуры, охраны окружающей  среды, инфраструктуры);

4) направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства. Результатами реализациновой инновационной политики должны являться: качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей; качественно новый уровень жизни населения в результате со вершенствования бытовой предметной среды для городского и сель ского населения; преодоление технического отставания страны; достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем,  обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства. Необходимо разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда.

Для реализации

социальных гарантий

необходимо создать механизм

переподготовки кадров,

высвобождаемых в результате

внедрения достижений НТП.

Требуется, в частности, создать

более универсальную, гибкую и

непрерывную систему

образования и повышения

квалификации работников.

Политика в области

инновационной деятельности

как элемент системы

государственного регулирования

должна иметь:

четко определенные цели;

органы управления,

реализующие функции,

которые обеспечивают

достижение сформулированных

целей;

информационную

систему, формирующую

информационный образ

объекта регулирования,

достаточную для реализации

функции управления;

инструменты

регулирования и поддержки, с

помощью которых органы

государственного управления

воздействуют на предприятия

и среду в рамках выполнения

своих функций.

К основным элементам

регулирования относятся

несколько со ставляющих:

прямое государственное

стимулирование НИОКР  путем

распределения бюджетных и

внебюджетных финансовых

ресурсов (госзаказ, гранты,

кредитование) между

различными сферами

научных исследований и

разработок в соответствии с

системой государственных

научных приоритетов;

косвенное

государственное

стимулирование науки  и

освоения ее достижений в

государственном и частном

секторах экономики с

помощью налоговой,

амортизационной, патентной

таможенной политики, а  также

путем поддержки

инновационных малых

предпри ятий;

предоставление

различного рода льгот

субъектам инновационного

процесса (как непосредственно

предпринимателям, осуществ­

ляющим инновации, так и тем

элементам инфраструктуры,

которые оказывают им ту или

иную поддержку);

формирование

инновационного климата  в

экономике и инфраструктуры

обеспечения исследований и

разработок, включая

национальные службы научно-

технической информации,

патентования и

лицензирования,

стандартизации,

сертификации, статистики,

аналитические центры для

изучения зарубежного  опыта,

подготовки прогнозов  научно-

технического развития и

формирования на их основе

системы национальных

научных приоритетов для

обеспечения информацией  лиц,

принимающих решения.

Первая группа

документов, регулирующих

инновационную

госу дарственную политику, —

это законодательные акты.

В Федеральном законе РФ

«О науке и государственной

научно-технической

политике» [38] сформулирована

система целей государственной

научно-технической политики.

Это единственная попытка

формирования целостной

системы целей, однако результат

этой попытки с позиций

системности вряд ли можно

признать удачным.

Более четкий подход

использован при разработке

проекта Федерального закона

«Об инновационной

деятельности и государственной

инновационной политике в  РФ».

В нем определены ключевые

моменты государственной

инновационной политики:

цели, принципы, инструменты

государственного влияния  на

инновационные процессы.

Однако если рассмотреть

данный проект более

внимательно, с тех же позиций

системности он хотя и

несколько лучше, но имеет  тоже

недостатки.

Безусловно, цели

государственной политики в  той

или иной области должны быть

сформулированы четко, и это

необходимо сделать таким

образом, чтобы из них логично

вытекали все последующие

документы и мероприятия

органов власти. В нашем  же

случае в ключевых разделах,

определяющих цели политики,

авторы обоих актов  путают цели

и способы их достижения, но

зато очень тщательно  подходят

к тем разделам, где

определяются порядок  и

от ветственность при

формировании программ,

финансируемых из

федерального бюджета.

Например, авторы

законопроекта фактически

делают попытку вдохнуть новую

жизнь в механизм разработки

Федеральных инновационных

программ распределения

ресурсов на них. Однако с 1990 г.

подобные попытки

предпринимались

неоднократно: создавались

инновационный совет и

инновационный комитет,

формировался инновационный

фонд (впоследствии

упраздненный «как не

обеспечивший выполнение

возложенных на него задач»).

По сути, заявляемая как новая

инновационная политика

содержит все уже давно

общепринятые элементы:

формирование комплекса

программ и проектов, их

экспертиза, долевое участие

государства и т.д.

Вторая группа

документов (небольшая)

определяет самые общие

функции государственных

ведомств в части регулирования

инновационной деятельности.

Таких ведомств три.

Главное — Министерство

экономики РФ. На него

возложены функции разработки

инновационной политики. Оно

организует и координирует всю

работу по ее оформлению, а в

последующем осу ществляет

конкурсный отбор и  контроль за

реализацией проектов,

финансируемых за счет

централизованных

капитальных вложений.

На Министерство

образования РФ возложены

задачи по активизации

инновационной деятельности в

образовательных учреждениях,

которая направлена на

«эффективную реализацию

результатов научных

исследований и разработок»,

проводимых в организа циях

высшей школы.

В свою очередь, на

бывший Государственный

комитет по подд ержке малого

предпринимательства была

возложена задача разра ботки

предложений по регулированию

инновационной деятельности

субъектов малого

предпринимательства.

Столь очевидное и

скудное по содержанию

распределение функций

является следствием

отмеченных выше недостатков

законодательства, когда

целевые установки политики

не сформированы в виде

целостной системы,

охватывающей все аспекты и

этапы инновационной

деятельности. В результате на

практике наиболее активным в

поддержке инноваций

является Министерство науки

и технической политики РФ,

которое отвечает за научно-

техническую политику и

заинтересовано в

финансировании как научных

разработок, так и деятельности

по внедрению их результатов.

Министерством создана

система бюджетных и

внебюджетных фондов, но

Информация о работе Основные цели и задачи государственной инновационной политики