Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:30, реферат
В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию. Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в эко номические процессы.
Государственная инновационная
политика — это составная часть
социально- экономической политики,
которая выражает отношение государства
к инновационной деятельности, определяет
цели, направления, формы деятельности
органов государственной
В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития [38]: ориентирование и поддержка научных исследований; регулирование направлений научно- технического развития; защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности ; совершенствование системы стимулирования научно-технического развития; лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации); поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.); разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка; совершенствование методов управления научно- техническим развитием; выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ; формирование и реализация федеральных научных и научно-тех нических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение; финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета; содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ; совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; реализация обязательств по научным и научно- техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ; охрана прав интеллектуальной собственности; формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно- лицензионного дела и управление ими; установление государственной системы аттестации научных и научно- технических работников.
Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются [39]:
создание экономических,
правовых и организационных условий
для инновационной
Государственная
Признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности; обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере; концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике; создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности; создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности; государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности; активизация международного сотрудничестваРоссийской Фе дерации в инновационной сфере; укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Основными приоритетными
направлениями инновационной
1) работы по созданию, освоению
и распространению техники и
технологий, которые ведут к кардинальным
изменениям в технологическом
базисе страны. Эти работы носят,
как правило, межотраслевой
2) работы по крупным отраслевым научно- техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;
3) научно-техническое
4) направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства. Результатами реализациновой инновационной политики должны являться: качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей; качественно новый уровень жизни населения в результате со вершенствования бытовой предметной среды для городского и сель ского населения; преодоление технического отставания страны; достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства. Необходимо разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда.
Для реализации
социальных гарантий
необходимо создать механизм
переподготовки кадров,
высвобождаемых в результате
внедрения достижений НТП.
Требуется, в частности, создать
более универсальную, гибкую и
непрерывную систему
образования и повышения
квалификации работников.
Политика в области
инновационной деятельности
как элемент системы
государственного регулирования
должна иметь:
четко определенные цели;
органы управления,
реализующие функции,
которые обеспечивают
достижение сформулированных
целей;
информационную
систему, формирующую
информационный образ
объекта регулирования,
достаточную для реализации
функции управления;
инструменты
регулирования и поддержки, с
помощью которых органы
государственного управления
воздействуют на предприятия
и среду в рамках выполнения
своих функций.
К основным элементам
регулирования относятся
несколько со ставляющих:
прямое государственное
стимулирование НИОКР путем
распределения бюджетных и
внебюджетных финансовых
ресурсов (госзаказ, гранты,
кредитование) между
различными сферами
научных исследований и
разработок в соответствии с
системой государственных
научных приоритетов;
косвенное
государственное
стимулирование науки и
освоения ее достижений в
государственном и частном
секторах экономики с
помощью налоговой,
амортизационной, патентной
таможенной политики, а также
путем поддержки
инновационных малых
предпри ятий;
предоставление
различного рода льгот
субъектам инновационного
процесса (как непосредственно
предпринимателям, осуществ
ляющим инновации, так и тем
элементам инфраструктуры,
которые оказывают им ту или
иную поддержку);
формирование
инновационного климата в
экономике и инфраструктуры
обеспечения исследований и
разработок, включая
национальные службы научно-
технической информации,
патентования и
лицензирования,
стандартизации,
сертификации, статистики,
аналитические центры для
изучения зарубежного опыта,
подготовки прогнозов научно-
технического развития и
формирования на их основе
системы национальных
научных приоритетов для
обеспечения информацией лиц,
принимающих решения.
Первая группа
документов, регулирующих
инновационную
госу дарственную политику, —
это законодательные акты.
В Федеральном законе РФ
«О науке и государственной
научно-технической
политике» [38] сформулирована
система целей государственной
научно-технической политики.
Это единственная попытка
формирования целостной
системы целей, однако результат
этой попытки с позиций
системности вряд ли можно
признать удачным.
Более четкий подход
использован при разработке
проекта Федерального закона
«Об инновационной
деятельности и государственной
инновационной политике в РФ».
В нем определены ключевые
моменты государственной
инновационной политики:
цели, принципы, инструменты
государственного влияния на
инновационные процессы.
Однако если рассмотреть
данный проект более
внимательно, с тех же позиций
системности он хотя и
несколько лучше, но имеет тоже
недостатки.
Безусловно, цели
государственной политики в той
или иной области должны быть
сформулированы четко, и это
необходимо сделать таким
образом, чтобы из них логично
вытекали все последующие
документы и мероприятия
органов власти. В нашем же
случае в ключевых разделах,
определяющих цели политики,
авторы обоих актов путают цели
и способы их достижения, но
зато очень тщательно подходят
к тем разделам, где
определяются порядок и
от ветственность при
формировании программ,
финансируемых из
федерального бюджета.
Например, авторы
законопроекта фактически
делают попытку вдохнуть новую
жизнь в механизм разработки
Федеральных инновационных
программ распределения
ресурсов на них. Однако с 1990 г.
подобные попытки
предпринимались
неоднократно: создавались
инновационный совет и
инновационный комитет,
формировался инновационный
фонд (впоследствии
упраздненный «как не
обеспечивший выполнение
возложенных на него задач»).
По сути, заявляемая как новая
инновационная политика
содержит все уже давно
общепринятые элементы:
формирование комплекса
программ и проектов, их
экспертиза, долевое участие
государства и т.д.
Вторая группа
документов (небольшая)
определяет самые общие
функции государственных
ведомств в части регулирования
инновационной деятельности.
Таких ведомств три.
Главное — Министерство
экономики РФ. На него
возложены функции разработки
инновационной политики. Оно
организует и координирует всю
работу по ее оформлению, а в
последующем осу ществляет
конкурсный отбор и контроль за
реализацией проектов,
финансируемых за счет
централизованных
капитальных вложений.
На Министерство
образования РФ возложены
задачи по активизации
инновационной деятельности в
образовательных учреждениях,
которая направлена на
«эффективную реализацию
результатов научных
исследований и разработок»,
проводимых в организа циях
высшей школы.
В свою очередь, на
бывший Государственный
комитет по подд ержке малого
предпринимательства была
возложена задача разра ботки
предложений по регулированию
инновационной деятельности
субъектов малого
предпринимательства.
Столь очевидное и
скудное по содержанию
распределение функций
является следствием
отмеченных выше недостатков
законодательства, когда
целевые установки политики
не сформированы в виде
целостной системы,
охватывающей все аспекты и
этапы инновационной
деятельности. В результате на
практике наиболее активным в
поддержке инноваций
является Министерство науки
и технической политики РФ,
которое отвечает за научно-
техническую политику и
заинтересовано в
финансировании как научных
разработок, так и деятельности
по внедрению их результатов.
Министерством создана
система бюджетных и
внебюджетных фондов, но
Информация о работе Основные цели и задачи государственной инновационной политики