Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:34, контрольная работа
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.
Введение……………………………………………………………………….…….3
1.Систематизация нововведений. Новации…………………………………4
2. Нововведения как объект инновационного менеджмента………………6
3. Инновационная деятельность……………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………….13
Библиографический список…………………………………….………………….14
Тема: Основные понятия, используемые в инновационном менеджменте: новации, нововведения, инновационная деятельность.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1.Систематизация нововведений. Новации…………………………………4
2. Нововведения как объект инновационного менеджмента………………6
3. Инновационная деятельность…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………….………………….
Введение.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.
Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро, производственные и торговые фирмы, предприятия сферы услуг, и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.
В контрольной работе мы рассмотрим основные понятия информационного менеджмента: новации, нововведения, инновационная деятельность. Дадим полное представление об информационном менеджменте в целом.
1. Систематизация нововведений. Новации.
Всякое новшество требует инвестиций. В мировой практике устанавливается 3 основания для систематизации.
1). По типу новшества.
2). По механизму осуществления.
3). По особенности инновационного процесса.
1)Материально - технические новшества (техника, технология, материалы).
- социально - экономические
новшества (организационно - правовые
формы предприятий, формы
2) Единичные новации (только на фирме)
- диффузные (распространимые, тиражируемые) новшества.
- завершенные новации.
- незавершенные новации.
3) Внутриорганизационный характер
- межорганизационный характер (несколько институтов разрабатывают, а потом объединяют -консорциум).
По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:
·радикальные(базовые). Это принципиальные нововведения. Они приводят к формированию нового рынка и новых потребителей.
·комбинаторные- из уже известных конструктивных элементов.
·модифицирующие- обычно улучшения, дополнения.
Новшества отличаются по своему виду в смысле своего предшествующего прототипа:
·замещающие - полностью заменяют существующую продукцию (при тех же средствах).
·отменяющие - выполняют новые функции, отменяют существующее изделие.
·открывающие - продукция, не имеющая сопоставимых функциональных предшественников.
·ретровведения - новая технология при старых функциях.
В инновационном менеджменте существует некая взаимосвязь (относительно последствий). Вопрос: что первично - новый продукт или новый процесс. В современном предприятии все новые процессы взаимосвязаны, т.е. один вытекает из другого. Но чаще всего первичен продукт, т. к. технология чаще всего не нужна. Но возможны исключения.
Если экономические последствия технологии неудовлетворительны, то от нее можно отказаться.
Всякие нововведения нарушают равновесие в производственной системе и влияют на финансовую устойчивость предприятия. Экономисты разрабатывают механизм воздействия на дисбаланс.
Всякое новшество отличается уровнем (степенью) новизны, что является важнейшим элементом в конкурентной борьбе на рынке.
Существуют факторы, определяющие уровень новизны.
·оригинальность идеи, патента;
·величина ассигнований на инновационный процесс - чем выше ассигнования, тем крупнее процесс.
·коэффициент обновления основных фондов - чем выше коэффициент, тем крупнее новация.
·расходы по маркетингу.
·норма прибыли - на разных стадиях продукта норма прибыли разная. Но здесь нужно еще учитывать массу прибыли.
·величина объема выпуска (продаж). У нового изделия продажи слабые.
Новизна- свойство продукции, действующее в определенный период.
Новизна- совокупность свойств,
характеризующих радикальное
Длительность новизны продукции определяет длительность жизненного цикла изделия до достаточной проектной мощности выпуска нового изделия (через некоторое время новое изделие переходит в разряд серийных)
По степени новизны различают:
·абсолютную новизну.
·относительную новизну (относительно какого - л. признака: память, быстродействие и т. п.).
·частную - новыми изделиями являются отдельные элементы.
·условную - неординарное
сочетание ранее известных
·рыночная новизна - новое для потребителя ( моноблок).
Понятие новизны может рассматриваться с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя. Для производителя изделие может быть новым, а для потребителя - нет ( техническая новизна, а рыночной может и не быть).
Рыночная новизна
·расширение круга потенциальных потребителей
·увеличение числа выполняемых функций
·изменение потребности потребителя.
Затраты могут быть единовременными и текущими (удельными). Могут быть эксплуатационные затраты.
Вводя новизну, нужно учитывать все затраты (как производителя, так и потребителя).
2. Нововведения как объект инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило,
отождествляют понятие
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис.1).
Рис.1 Схема инновационной деятельности.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято
различать научную (научно-исследовательскую),
научно-техническую
3. Инновационная деятельность
Это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам.
Основные положения методологии статистического изучения ИД, принятые в международной статистической практике, сформулированы в так называемом «Руководстве Фраскати».
Конечный результат ИД в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Это определение инновации не единственное, но именно оно используется в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на1998–2000 годы», а также в статистических целях.
Различают несколько видов инноваций:
•технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
•технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
•организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
•информационные решают
задачи рациональной организации информационных
потоков в сфере научно-
•социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Инновационно-активная организация- это организация, осуществляющая разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды ИД.
Инновационная продукция (ИП)- это продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Ее состав определяется соответственно типам технологических инноваций.