Понятие и сущность инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы.
Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов.
Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность инновационных проектов……………………………...5
2. Функции инновации……………………………………………………………7
3. Виды инновационных проектов и их состав………………………………….9
4. Структуризация проекта……………………………………………………...17
5. Порядок разработки инновационного проекта……………………………...23
6. Оформление инновационных проектов……………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

17 кр.docx

— 46.85 Кб (Скачать документ)

- разрабатываются  предложения по направлению и  конкретной тематике НИР.

Совокупность  работ, установленных по элементам  низшего уровня «дерева целей», объединяются на последующих стадиях разработки проекта в темы, задания и этапы, связанные с созданием соответствующих  элементов высшего уровня. Получаемое таком образом «дерево работ» представляет собой один из возможных  вариантов реализации проекта.

Результатом структуризации проекта является перечень мероприятий (состав заданий, тем и  работ), выполнение которых необходимо для обеспечения достижения в  установленные сроки целевых  значений проекта по каждому из вариантов  его реализации.

Маркетинговые исследования идеи проекта. Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования.

Целью этого  этапа является определение сферы  влияния проекта на развитие народного  хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач  по отдельным периодам.

Конечные  цели и задачи инновационного проекта  не всегда могут быть установлены  в виде конкретных количественных показателей  на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения  конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации.

С этой целью:

- устанавливаются  возможные потребители целевого  продукта проекта;

- анализируются  возможности и экономическая  целесообразность замены производимой  продукции новыми видами целевой  продукции;

- изучается  структура отраслей, обеспечивающих  реализацию проекта сырьем, энергоресурсами,  комплектующими изделиями и т.д.;

- анализируются  новые сферы использования конечного  продукта проекта;

- исследуются  экономические и социальные последствия  реализации проекта.

На этапе  маркетинговых исследований должны использоваться общие методы маркетинга инноваций. Результаты маркетинговых  исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых  параметров проекта.

Анализ  риска и неопределенности. Одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска и неопределенности.

Эти факторы  подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны. Результат анализа  рисков при разработке инновационного проекта выражается в определении  вероятности реализации альтернативных вариантов.

Выбор варианта реализации инновационного проекта. Выбор  из альтернативных вариантов инновационного проекта самого жизнеспособного  представляет собой одну из наиболее ответственных процедур разработки проекта. Основными задачами этого  этапа являются следующие:

- установление  основных критериев (показателей)  эффективности инновационного проекта;

- расчет  показателей эффективности альтернативных  вариантов проекта с учетом  вероятности их реализации;

- сравнение  и выбор варианта инновационного  проекта для реализации.

Для оценки эффективности инновационных проектов используется система показателей, установленная Методическими рекомендациями по оценке эффективности инновационных  проектов и их отбору для финансирования. Для учета неопределенности условий  реализации варианта проекта рассчитываются показатели ожидаемого интегрального  эффекта (экономического – на уровне народного хозяйства, коммерческого  – на уровне ИП).

Планирование  инновационного проекта. В управлении проектом планирование (программирование, детальная программа) занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта.

Основная  цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта.

План  реализации инновационного проекта  представляет собой детальный, развернутый  во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный  перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи.

Таким образом, план содержит указания кому, какую  задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно  выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в  виде комплексной инновационной  программы.

 

 

6. Оформление инновационных проектов

 

Каждый  проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число  исполнителей; сроки выполнения (год  начала и год окончания); объем  финансирования в расчете на год. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую  осуществляется финансирование; организации, в которой выполняется работа.

В проекте  должно быть указано полное и сокращенное  название организации, через которую  производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный  счет, наименование банка, БИК, телефон  руководителя, бухгалтерии и др.).

Далее следует  содержание проекта.

Должна  быть обоснована смета расходов на выполнение проекта.

Общий объем  финансирования в расчете на год, в том числе:

  • заработная плата (не более 50% общего объема);
  • начисления на заработную плату;
  • приобретение оборудования и материалов;
  • услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);
  • командировочные расходы;
  • экспедиционные расходы;
  • накладные расходы (не более 20% общего объема).

Проведение  работ осуществляется в соответствии с договором с финансирующей  организацией и техническим заданием.

В техническом  задании указываются:

  • тема работы (название проекта),
  • год,
  • организация, в которой выполняется работа,
  • исполнители,
  • руководитель темы,
  • сроки выполнения,
  • стоимость работ,
  • цель работы,
  • имеющийся научный задел,
  • ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность,
  • содержание работы (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, результат и вид отчетности),
  • перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ,
  • рекомендации по использованию результатов.

Особое  внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов.

Завершение  работ по проекту оформляется  актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.).

Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам  которой выносится решение по объему финансирования проекта.

 

 

Заключение

 

В итоге, инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных  и взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники. Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных  проектов и проектов поддержки инновационной  деятельности. Выделяются следующие  виды инновационных проектов: конечные, промежуточные, краткосрочные, среднесрочные, монопроекты, мультипроекты, мегапроекты  и другие.

Инновационная программа или проект эффективный  для одного предприятия, может оказаться  неэффективным для другого в  силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная  расположенность предприятия, уровень  компетенции персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и тому подобному. Все эти факторы оказывают  влияние на результативность инновационного проекта или программы, поэтому  их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы  предъявляют экономические. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают  при принятии решений о финансировании инновации, является период, в течение  которого будут возмещены расходы, для этого рассчитываются сроки  окупаемости, чистая текущая прибыль  и коэффициент рентабельности инвестиций.

В итоге, для управления инновационными проектами  руководителям следует придерживаться ряда необходимых принципов. А именно, принципа выбора приоритетных направлений, нацеливание проекта на достижение конечных результатов, придерживаться системности и иерархичности  организации инновационных процессов  и так далее.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. -М.: РУДН, 2002.
  2. Белов В.В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001.
  3. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. Основной курс: учеб. пособие. М.: Приор-издат, 2004.
  4. Громов Ю.А. Энциклопедический справочник. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности / Ю. Громов. М.: Экономика, 2003.
  5. Гунин В.К. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров, модуль 7.–М.: ИНФРА-М, 2003.
  6. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: пер. с англ. / под ред. В.Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2004.
  7. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. Учебник – М..: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.
  8. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. П.И. Завлина, А.И. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М.: Экономика, 2000.
  9. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III.А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник для вузов: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
  10. Фатхундинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел Синтез»», 2007.

 


Информация о работе Понятие и сущность инновационных проектов