Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:24, контрольная работа
Цель контрольной работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.
А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.
Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование нашего времени, является общим.
В официальной
статистике под технологическими инновациями
понимаются конечные результаты инновационной
деятельности, получившие воплощение
в виде нового или усовершенствованного
продукта или услуги, внедренных на
рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса или способа
производства (передачи) услуг, используемых
в практической деятельности. От того,
какое определение инноваций
используется, зависят все формализуемые
характеристики этого процесса. В
настоящее время единого
Инновационным
является такое предприятие, которое
внедряет продуктовые или процессные
инновации, независимо от того, кто
был автором инновации –
Актуальность
данной темы объясняется, прежде всего,
потребностью российской экономики
в повышении интенсивности
Цель контрольной работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.
А основные
задачи – понять сущность инноваций,
выявить виды инноваций, а также
рассмотреть влияние
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.
1. ИННОВАЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Следует
различать термины «
Инновация
- это развивающийся комплексный
процесс создания, распространения
и использования новой идеи, которая
способствует повышению
Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.
Первый
подход отражает в основном продуктовую
ориентацию нововведения. Инновация
определяется как процесс преобразования
ради выпуска готовой продукции.
Это направление
Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.
Инновационный процесс - это процесс
преобразования научного
Инновационная деятельность1 - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.
Инновационная деятельность включает:
- выявление проблем предприятия;
- осуществление инновационного процесса;
- организацию инновационной деятельности.
Инновация может быть рассмотрена как: процесс, система, изменение, результат.
Инновация
имеет четкую ориентацию на конечный
результат прикладного
Использование
в предпринимательской практике
того или иного варианта форм организации
инновационных процессов
- состояние
внешней среды (политическая и
экономическая ситуация, тип рынка,
характер конкурентной борьбы, практика
государственно-
- состояние
внутренней среды данной
- специфика
самого инновационного
Главная
предпосылка инновационной
2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.
Признание полезности новой концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.
Целесообразно
ввести разделение: к инновациям первого
рода относятся новые открытия, изобретения,
идеи, впервые внедряемые в производство
инноваторами, получающие первичное
превосходство и нередко
Создатель
новой технологии, т.е. инноватор, исходит
из таких критериев, как уникальность
и новизна; а имитатор - из таких
критериев, как жизненный цикл изделия
и его экономическая
Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для таких организаций, которые продают лицензии.
Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.
3. СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА.
В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:
1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);
2) формулировка целей инновации;
3)анализ
существующего положения (
4) принятие
решения о целесообразности
5) разработка (проектирование) инновации;
6) согласование
и утверждение проекта
7) подготовка объекта к инновации;
8) внедрение инновации;
9) оценка
фактической эффективности
10) устаревание.
Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации.3 Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.
Вслед за
экономическим освоением
Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.
Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков:4
1). По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические:
- защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов;
- стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.
2). По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).
3). По степени новизны инноваций выделяют:
- нестандартные группы инноваций, включающие новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;
- улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;
- модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.
4). По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.
Информация о работе Понятие инновационной деятельности предприятий и ее применение