Понятие инновационной деятельности предприятий и ее применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.
А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Моя контрольная.docx

— 56.84 Кб (Скачать документ)

5). По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

Несмотря  на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем  существует множество классификаций  инноваций и, соответственно, субъектов  инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения  в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.

Детальная и оригинальная типология инноваций  дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал  инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические  и социальные нововведения), механизма  осуществления, особенностей инновационного процесса.

А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия «инновация» и «новшество».

Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет  инновации; новшество и инновация  имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание.

Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация «реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов»).

Крупнейшие (базисные) инновации - реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год;

Крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) - формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;

Средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;

Мелкие инновации - улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в  зависимости от степени использования  в них научных знаний и широкого применения:

1) основанные  на использовании фундаментальных  научных знаний и широко применяющиеся  в различных сферах общественной  деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также  использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область  применения (например, измерительные  приборы для химического производства);

3) разработанные  с использованием уже существующих  технических знаний новшества  с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя  для сыпучих материалов);

4) входящие  в комбинации различных типов  знаний в одном продукте;

5) использующие  один продукт в различных областях;

6) технически  сложные новшества, появившиеся  как побочный результат крупной  исследовательской программы (например, керамическая кастрюля, созданная  на основе исследований, проводившихся  в рамках космической программы);

7) использующие  уже известную технику или  методы в новой области.

Обобщенная  классификация инноваций по признакам приведена в таблице № 1.1 (приложение № 1).

Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что  различные виды инноваций тесно  взаимосвязаны между собой.

Классификация дает специалистам базу для выявления  максимального количества способов реализации инноваций, тем самым  создавая вариантность выбора решений.

 

5. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.5 Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе  с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание                 (1)

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

По существу, основа современной «философии успеха» заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа  положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция «жизненного цикла» товара.

Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям.6 Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих «амплуа»:

- фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;

-инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;

- узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно не несложных изделий массового выпуска;

- производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно  действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

Главной предпосылкой инновационной стратегии  является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

6. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В современных  условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования предприятия. В связи с этим возникает  необходимость проведения экономического анализа этой деятельности.

Анализ  может использоваться не только как  инструмент оценки достигнутого уровня инновационной активности и устойчивости предприятия, но и для оценки изменения  этого уровня под воздействием различных  технико-экономических факторов. Одновременно с этим анализ является важнейшим  средством выявления внутрихозяйственных  резервов повышения уровня инновационной  активности, эффективности инновационной  деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Анализ инновационной  деятельности выступает инструментом для разработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности  функционирования предприятия, а также  используется для оценки профессионального  мастерства и деловых качеств  руководителей предприятия, инновационных  подразделений и специалистов.7

В настоящее  время содержание анализа постоянно  изменяется и совершенствуется под  воздействием рыночной экономики, либерализации  внешнеэкономических связей, усиления влияния факторов риска и неопределенности на результаты хозяйственной деятельности.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики  не может быть унифицированной системы  показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

Одним из основных показателей эффективности  и стабильности функционирования организации  является ее устойчивость.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

За счет получения экономического эффекта  в форме прибыли инновационная  организация осуществляет комплексное  развитие и повышение благосостояния сотрудников.

В настоящее  время, в соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций  по промышленному развитию), в зарубежной практике применяются следующие  показатели оценки эффективности инновационной  деятельности:

  1. чистый дисконтированный доход;
  2. внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования;
  3. простая норма прибыли;
  4. простая норма прибыли на акционерный капитал;
  5. коэффициент финансовой автономности проекта;
  6. коэффициент текущей ликвидности;
  7. срок окупаемости инвестиций в инновационный проект.

В качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть использован  коэффициент результативности работы (формула 2).

 

,  (2)

 

Где, Rc – суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве

Q – фактические  затраты на НИОКР за i-год

N – число  лет анализируемого периода

H1 – незавершенное  производство на начало анализируемого  периода в стоимостном выражении

H2 – это  же на конец анализируемого  периода.

Оценку  анализа инновационной деятельности предприятия ведут с по следующей  схеме:

-оценка научно-технических ресурсов;

-оценка факторов производства;

-оценка финансовых (инвестиционных) ресурсов;

-отбор технологических альтернатив;

-выбор и обоснование альтернатив для реализации.

Цель  анализа эффективности инновационной  деятельности организации – изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций. Из этой цели вытекают следующие задачи:

-анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;

-анализ рациональности структуры организации;

-анализ профессионализма руководителя организации, руководителей инновационных проектов, их команд;

-анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;

-анализ финансового и материально-технического обеспечения организации;

-анализ качества нормативно-методического обеспечения организации;

-анализ качества информационного обеспечения организации;

-анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента;

-анализ использования конкурентных преимуществ организации;

-анализ структуры портфеля новшеств и инноваций;

-анализ качества экспертизы инновационных проектов;

-анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности организации;

-анализ системы мотивации и ответственности в ходе осуществления инновационной деятельности.

После определения  цели анализа инновационной деятельности и её основных задач необходимо разработать основные этапы проведения анализа инновационной деятельности.

Информация о работе Понятие инновационной деятельности предприятий и ее применение