Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:41, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - разобраться в понятии Российской инновационной системы, в проблемах требующих первоочередного разрешения, рассмотреть взаимосвязь Российской инновационной системы и социально-экономического развития регионов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие Российской инновационной системы.
Изучить проблемы, требующие первоочередного разрешения.
Изучить взаимосвязь Российской инновационной системы и социально-экономического развития регионов.
Изучить понятие территорий инновационного развития как составных частей Российской инновационной системы.
Введение 3
1. Понятие Российской инновационной системы 5
2. Проблемы, требующие первоочередного решения 10
3. Российская инновационная система и социально-экономическое развитие регионов 14
4 Территории инновационного развития как составная часть Российской инновационной системы. 21
Заключение 34
Список литературы 36
Причем соотношение затрат между этими тремя составляющими, необходимых для разработки и организации выпуска продукции – 1:10:100. Очевидно, что средствами, выделяемыми на науку, нельзя решить всех проблем инновационной деятельности. Дальнейшее движение по этому пути приведет только к распылению средств. Таким образом, программы, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя, повышение конкурентоспособности продукции, реализация крупных инновационных проектов и т.д. не должны финансироваться из раздела 06 Бюджета Российской Федерации, а основываться на уже завершенных НИОКР и обеспечивать создание новых высокотехнологичных производств. Учитывая, что по разным оценкам в России уровень приватизации промышленности составляет 83-97%, эти программы должны финансироваться в первую очередь собственниками предприятий. Прямая государственная поддержка должна носить адресный характер и может осуществляться как посредством капитальных вложений, так и путем передачи прав на интеллектуальную собственность. При этом объем прямых инвестиций, как правило, не должен превышать суммы налогов, перечисленных конкретным предприятием в федеральный бюджет.
Говоря
о ресурсном обеспечении
Кроме того, как показывает мировой опыт, а также российский опыт последнего десятилетия, эффективность предприятия зависит не столько от формы собственности, сколько от качества управления, от квалификации конкретных специалистов. И представляется, что государству экономически более выгодно создать нормальные условия для работы и достойные условия жизни руководителям и специалистам государственных структур, организаций, предприятий, обеспечивающих создание и развитие научно-технологической базы экономики, чем лишаться последней возможности создания инновационной экономики. Тем более, что основа для этого есть. Это в первую очередь научный потенциал РАН, высшей школы и системы ГНЦ.
Таким образом,
для обеспечения эффективной
ресурсной поддержки
Вопросы равноправия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках собственных предметов ведения и полномочий закреплены Конституцией Российской Федерации. При этом установлено, что вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации решаются путем принятия соответствующих законов. Однако до 2002 года такое разграничение было проведено лишь в Федеральном законе “О науке и государственной научно-технической политике”.
К настоящему времени в стране практически сложились многоуровневые отношения между регионами и Российской Федерацией в области взаимодействия научно-технической и инновационной сфере. При этом на каждом уровне решаются вполне определенные задачи:
Вопрос с наличием федеральной,
региональной и муниципальной собственности
также в настоящее время
Практика последних 10-лет убедительно показала, что существующие подходы к обеспечению жизнедеятельности регионов, основанные на получении дотаций федерального бюджета, использования природных ресурсов и имеющегося промышленного потенциала, уже не могут обеспечить комплексного развития территорий и повышение качества жизни населения. Как уже отмечалось ранее эти проблемы могут быть решены путем использования инновационных механизмов развития территорий. Это полностью отвечает современным тенденциям, которые показывают, что уже с конца 70-х годов в Великобритании, Германии, США и ряде других государств все возрастающую роль в развитии наукоемких отраслей промышленности, а также инновационных процессов, наряду с центральными начинают играть и территориальные органы власти.
Существует ряд вполне объективных причин, определяющих усиление роли региональных органов управления в осуществлении научно-технической деятельности, так как, во-первых, инновационная деятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному осуществлению, и, во-вторых, ее успех во многом определяется динамизмом, гибкостью, способностью к быстрым переменам, адаптации к меняющимся условиям.
Эти качества не были ( да и не могут быть) сильными сторонами центральных структур управления, предназначенных для решения стратегических задач. Региональные же звенья управления гораздо лучше приспособлены к деятельности в подобных условиях, поскольку:
Принципиальное значение для выработки и реализации инновационной политики региона имеет то обстоятельство, что с точки зрения социально-экономического развития региона научно-техническая деятельность никогда не является самоцелью. Любой регион всегда в первую очередь заинтересован в подъеме своей экономики и уровня благосостояния своего населения, а поскольку, на настоящем этапе, добиться этого практически невозможно без эффективного научно-технического обеспечения, то раньше или позже возникает необходимость использования существующего научно-технического потенциала в интересах региона, сопряжения научно-технической деятельности с проблемами социально-экономического развития региона, а также целенаправленного формирования и развития научно-технического потенциала с учетом особенностей социально-экономической политики региона.
Иначе говоря,
научно-техническая
В связи
с этим, отправной точкой для сопряжения
научно-технической
Исходя
из того, что фундаментальный
В связи с этим социально-экономическая
политика региона может быть только
высокоселективной, направленной на разрешение
аномально обостренных
Критериями же отнесения конкретной проблемы к числу приоритетных обычно являются недопустимо низкий уровень или наиболее высокие темпы ухудшения показателей, имеющих особую социально-экономическую значимость, и отсутствие у соответствующих субъектов (органов управления, предприятий, учреждений) возможностей самостоятельного преодоления тяжелого положения.
Определение
перечня приоритетных социально-экономических
проблем позволяет
Реализация
же данной политики осуществляется в
рамках программы социально-
В настоящее время в мировой практике для разработки программ регионального развития широко используется SWOT - анализ, являющийся достаточно эффективным инструментом для выявления конкурентных преимуществ конкретного региона и оценки возможности реализации этих преимуществ4. В ходе SWOT-анализа изучаются слабые и сильные стороны объекта, возможности реализации имеющихся преимуществ, оценивается уровень потенциальных угроз в случае отсутствия каких-либо действий.
Оценка
научно-технических и
Научно-техническое
и социально-экономическое
По своей структуре результаты SWOT-анализа представляют собой ответы (различных уровней детализации) на следующие вопросы:
Оценка научно-технических и социально-экономических показателей позволяет сформулировать или описать имеющиеся проблемы, определить стратегические подходы к выработке концепции программы социально-экономического развития региона, в том числе, мероприятий по ее инновационному обеспечению. Для этого необходимо изложить приоритетные социально-экономические проблемы, решение которых требует соответствующего научно-технического обеспечения, а также пути их решения, в виде научно-технических и научно-производственных задач. Соответствующее качество такого изложения достигается путем совместной работы квалифицированных экспертов из числа ученых, руководителей и специалистов предприятий и учреждений региона, работников органов управления, ведущих специалистов из профильных отраслей промышленности и наукоемкой социальной сферы. Решение подобным образом сформулированных задач обеспечивает научно-технические знания и результаты, необходимые для реализации всей программы социально-экономического развития региона.
Информация о работе Понятие Российской инновационной системы