Понятие Российской инновационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:41, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы - разобраться в понятии Российской инновационной системы, в проблемах требующих первоочередного разрешения, рассмотреть взаимосвязь Российской инновационной системы и социально-экономического развития регионов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие Российской инновационной системы.
Изучить проблемы, требующие первоочередного разрешения.
Изучить взаимосвязь Российской инновационной системы и социально-экономического развития регионов.
Изучить понятие территорий инновационного развития как составных частей Российской инновационной системы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие Российской инновационной системы 5
2. Проблемы, требующие первоочередного решения 10
3. Российская инновационная система и социально-экономическое развитие регионов 14
4 Территории инновационного развития как составная часть Российской инновационной системы. 21
Заключение 34
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

контрольнфя 1.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Основа, фундамент целей любой  программы регионального развития - приоритетные социально-экономические проблемы - обязательно должен формулироваться за пределами собственно научно-технической политики, в сфере выработки социально-экономической политики региона. Если приоритетные социально-экономические проблемы определены неадекватно истинным потребностям развития региона или сформулированы неконкретно либо вообще не определены, то не приходится ожидать сколько ни будь ощутимого вклада научно-технического потенциала в улучшение ситуации в регионе. И наоборот, востребуемой и поддерживаемой в долгосрочном аспекте может быть лишь научно-техническая деятельность, вносящая вклад в решение приоритетных социально-экономических проблем региона.

 

 

4 Территории инновационного развития  как составная часть Российской  инновационной системы.

 

Как уже отмечалось ранее, одним  из важнейших направлений формирования Российской инновационной системы  является инновационное развитие территорий субъектов Российской Федерации.

При этом возможна ситуация, когда  развитие инновационной деятельности будет являться единственным фактором, обеспечивающим развитие территории. Это положение будет справедливо в следующих случаях:

    • на территории уже существуют научно-производственный и образовательный комплекс, имеющий потенциальный возможности для разработки и современных наукоемких технологий,
    • на территории размещены промышленные предприятия, способные воспринимать наукоемкие технологии и выпускать конкурентоспособную высокотехнологическую продукцию,
    • на территории расположены преимущественно предприятия добывающего комплекса и (или) основу экономики составляют сельское хозяйство, животноводство и т.д., т.е. потенциальные потребители наукоемких технологий.
    • территория является депрессивной, т.е. не имеет ни собственных природных ресурсов, ни развитого научно-технологического потенциала, и для ее развития требуется принятие специальных мер.

Общим во всех приведенных вариантах  является то, что одним из возможных  путей развития территории является перевод ее экономики на инновационный  путь развития, т.е. преимущественное использование достижений науки для обеспечения экономического роста.

Часть регионов не обладают ни природными, ни промышленно-технологичными ресурсами, позволяющими обеспечить собственное  развитие. И таких регионов в настоящее  время в России подавляющее большинство. И здесь уже виден только один выход – разворачивание конкурентоспособных наукоемких производств.

Таким образом, в приведенных выше ситуациях должно быть обеспечено не только достижение каких-либо научно-технологических  результатов, но и комплексное развитие территории за счет активизации инновационной деятельности. Это может быть достигнуто в рамках реализации концепции территории инновационного развития5.

Определим территорию инновационного развития (ТИР), как  территорию, находящуюся в границах одного или нескольких муниципальных  образований, основу экономического развития которой составляет создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции, а также оказание услуг по ее созданию.

Очевидно, что выбор тех или  иных инновационных механизмов развития территории, мер государственной  поддержки, в основном определяется спецификой деятельности хозяйственного комплекса. Всего можно выделить пять типов территорий, развитие которых могло бы осуществляться преимущественно за счет инновационной деятельности:

    • Муниципальные образования с градообразующим научно-производственным и образовательным комплексом - наукограды (гг. Обнинск, Королев, Дубна, Черноголовка, Троицк).
    • Обособленные территории с высокой концентрацией научно-технологического потенциала, не являющиеся муниципальными образованиями (Зеленоград, Новосибирский, Томский, Красноярский академгородки РАН и т.д.)
    • Муниципальные образования с градообразующим промышленным предприятием, выпускающим конкурентоспособную наукоемкую промышленную продукцию - технополисы (гг. Северск, Заречный)
    • Муниципальные образования, на территории которых расположены крупнейшие памятники истории и культуры, музеи, сохранение которых играет важнейшую роль для изучения Российской и мировой истории, воспитания подрастающего поколения - культурно-рекреационные территории (г. Петродворец)
    • Научные парки – территории, развивающиеся за счет привлечения малых наукоемких фирм (в российской практике аналогов не имеется, из зарубежных наиболее известен научный парк София-Антиполис, Франция).

Так, несомненно, территориями инновационного развития являются многие крупные города, в составе экономического комплекса  которых в достаточно большом  объеме представлен современный как производственный, так и связанный с ним научный потенциал.

В мировой практике имеются примеры  быстрого успешного инновационного развития локальных территорий. Наиболее характерными из них являются две  группы примеров, позволяющих в концентрированном виде обобщить весь комплекс проблем, условий, направлений и механизмов формирования территорий инновационного развития - знаменитые территории инновационного развития США ("Силиконовая долина", "Каролинский треугольник", "Шоссе 128", а в последнее время - и технополис г. Сан-Антонио, штат Техас) и также широко известная программа создания и развития технополисов в Японии.

Основной целью формирования территории инновационного развития является не только технологическое развитие, но и социально-экономическое развитие территории, на основе результатов инновационной деятельности. Индикаторами успешности такого социально-экономического развития служат, в первую очередь:

    • увеличение налоговых поступлений в бюджет территории;
    • повышение занятости и доходов населения территории;
    • повышение в составе населения территории доли лиц, занимающихся более квалифицированным трудом и получающих, соответственно, более высокие доходы.

Вместе с тем в современной  экономике добиться подобного ощутимого и сравнительно быстрого успеха в социально-экономическом развитии территории можно, как правило, лишь путем обеспечения высокой рыночной конкурентоспособности производственного сектора территориальной экономики на основе его существенной инновационной, структурной и технологической перестройки.

Таким образом, важнейшей первоначальной задачей формирования территории инновационного развития является создание адекватного  возможностям и потребностям территории научно-производственного комплекса, обладающего рыночной конкурентоспособностью и возможностями дальнейшего саморазвития.

Научно-производственный комплекс ТИР  должен состоять из научных организаций, обеспечивающих разработку современных  технологий, промышленных предприятий, способных воспринять эти технологии и осуществить выпуск конкурентоспособной продукции, и инфраструктуры, обеспечивающей процесс кадровыми, финансовыми, информационными и другими ресурсами, а также оказывающими необходимые услуги при работе на рынках.

Но независимо от выбранной схемы, формирование ТИР должно исходить из следующих принципов:

  • индивидуальный характер в рамках единой федеральной нормативной правовой базы. При этом в случае необходимости региональным законодательством могут быть приняты специальные условия характерные для каждой конкретной ТИР;
  • государственная поддержка функционированию ТИР, инвестиционные проекты и программы которых соответствуют приоритетам государственной социально-экономической и научно-технической политики;
  • преимущественное создание ТИР на базе научно-технологических кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на внутреннем и/или внешнем рынках;
  • создание на базе ТИР новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, снижение нагрузки на бюджеты различных уровней;
  • развитие с максимально возможным использованием имеющихся конкурентоспособных компонентов ресурсного, производственного, научного и интеллектуального потенциалов.
  • выбор направлений развития исходя из максимально возможного использования имеющихся конкурентных преимуществ экономики территории.
  • учет превалирующих тенденций технологического развития.
  • учет требований рынка.
  • необходимый уровень развития инфраструктуры территории.
  • развитие территориальных инновационных сетей.

Полнота и гармоничное сочетание необходимых различных элементов научно- производственного комплекса при целенаправленной информационной, организационной и экономической поддержке позволяют добиться интенсивного сетевого взаимодействия участников инновационного процесса на территории, что обеспечивает ощутимый синергетический эффект инновационной деятельности и служит важным фактором дальнейшего саморазвития научно-производственного комплекса территории. Реальная группировка организаций-элементов научно-производственного комплекса в так называемые "гроздья" на основе взаимной заинтересованности - важный индикатор успешного инновационного развития территории.

Основные направления деятельности ТИР должны реализовываться в  рамках специально разработанной программы, обеспечивающей безусловный приоритет развитию тех направлений, которые смогут обеспечить быстрое развитие конкурентоспособных производств.

При подготовке программы на первом этапе необходимо провести тщательный анализ социально-экономического состояния, в ходе которого должны быть изучены следующие вопросы:

1. Анализ экономической ситуации  территории. Стратегические цели  и сценарии развития ТИР.

2. Определение приоритетных направлений  научно-технологического и промышленного  развития территории.

3. Оценка имеющихся ресурсов, включая возможные меры государственной поддержки.

4. Определение уровня конкурентоспособности  выпускаемой на территории научной  и промышленной продукции.

5. Анализ состояния инфраструктуры  инновационной деятельности и  перспективы ее развития.

6. Пути реструктуризации научно - технологического и промышленного комплекса и его адаптации к рыночным условиям.

7. Перспективы социально-экономического  развития и совершенствование  обслуживающей инфраструктуры.

Формирование территории инновационного развития представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна действовать реализовываться политика государственных и местных органов власти, ясно отраженная в нормативных правовых документах, определяющая стратегию формирования территории инновационного развития, стимулирование участия частного (в том числе - иностранного) капитала в развитии территории и условия такого стимулирования, обязательства государственных и местных органов власти по участию в инновационном развитии территории.

Принципиально важным здесь является то обстоятельство, что для успешного достижения своей цели политика органов власти различных уровней должна быть ориентирована на активное взаимодействие и сотрудничество, как между собой, так и с предпринимательским (в т.ч., производственным и финансовым) и научным секторами экономики территории.

Основными этапами создания территории инновационного развития являются:

    • формирование и законодательное закрепление государственной политики поддержки территорий инновационного развития
    • разработка программ инновационного развития конкретных территорий
    • согласование программ инновационного развития территорий
    • реализация программ инновационного развития территорий с их текущей корректировкой.

Исходя из имеющегося мирового и  российского опыта инновационного развития территорий, учитывая особенности экономической ситуации в России можно предложить следующие рекомендации по порядку формирования государственной политики по отношению к ТИР.

Ключевым моментом формирования государственной  политики поддержки территорий инновационного развития является принятие общего политического решения об осуществлении такой поддержки перспективных территорий. Нормативно-правовое закрепление такого решения может быть оформлено в виде Указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации. Процесс законодательного закрепления этой политики, вследствие его длительности и большей подверженности Государственной Думы лоббистским воздействиям, целесообразно начинать при наличии уже действующего правительственного решения.

Практика создания в России территорий с особым экономическим статусом показывает, что такие территории создаются в следующих случаях6:

    • ликвидация последствий крупных техногенных и природных катастроф,
    • решение проблем депрессивных территорий,
    • обеспечение жизнедеятельности территорий, которым в силу особенностей географического положения необходимо предоставление режима свободной экономической зоны (Калининградская область),
    • сохранения природных заповедников,
    • обеспечение функционирования оборонного комплекса страны,
    • развитие научно-технического и инновационного потенциала (наукограды).

Для вышеперечисленных случаев  уже разработана необходимая  нормативная правовая база и имеется  практика ее применения. Введение статуса территории инновационного развития потребует разработки новых юридических норм и финансовых механизмов. В этом случае возможно принятие специальных федеральных и региональных законов, постановлений Правительства, реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие территорий и т.д.

Информация о работе Понятие Российской инновационной системы