Правовое регулирование интеллектуальной собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является расмотреть правовое регулирование интеллектуальной собственности в России. Задачами является выявить что является интеллектуальной собственностью, провести анализ развития правовой и нормативной базы в Российской Феделации по защите прав интеллектуальной собственности, и выявить пути развития перспективных механизмов сферы защиты прав интеллектуальной собственности.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.docx

— 81.89 Кб (Скачать документ)

    Административно-правовая защита нарушенных или оспариваемых прав сводится, во-первых, к возможности  подачи возражения против регистрации  тона знака или наименования места  происхождения товара в Палату по патентным спорам с правом последующего обжалования принятого по возражению решения в суд; во-вторых, к обращению  с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в территориальный  антимонопольный орган; и, наконец, в-третьих, к подаче жалобы в вышестоящий  орган организации-нарушителя, если таковой у последней имеется. Общим порядком защиты нарушенных прав на рассматриваемые объекты промышленной собственности является их гражданско-правовая защита, реализуемая в рамках общего, т. е. судебного (искового), порядка.

    Способы защиты, т.е. материально-правовые меры принудительного характера, посредством  которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя, в основном совпадают и сводятся к следующему. Прежде всего, правообладатели, права которых оспариваются или  не признаются третьими лицами, могут  требовать официального признания  своих прав на соответствующие средства индивидуализации. Такого рода споры  обычно возникают на почве реорганизации  юридических лиц путем их разделения или выделения. Наиболее распространенным способом защиты, вытекающим из нарушения  рассматриваемых прав, является требование о прекращении незаконного использования фирменного наименования, товарного знака или наименования места происхождения товара. К указанному способу защиты близко примыкает требование об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака (наименования места происхождения товара) или обозначения, сходного с ним до степени смещения. Если сделать это невозможно без причинения существенного вреда товару, то потерпевший вправе требовать уничтожения самого товара.

    В тех случаях, когда вследствие незаконного  использования чужого средства индивидуализации у его обладателя возникли убытки, он имеет право на их возмещение в полном объеме. Основная трудность  здесь заключается в обосновании  истцом конкретного размера упущенной  им выгоды. «Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими  убытками упущенной выгоды в размере  не меньшем, чем такие доходы»3 (ст. 15 ГК). Кроме того, с 2003 г. потерпевшие получили возможность требовать от лица, незаконно использующего товарный знак или наименование места происхождения товара, выплаты денежной компенсации, конкретный размер которой определяется судом в пределах от 1000 до 50 000 МРОТ. В качестве особого способа защиты права на товарный знак и наименование места происхождения товара выделяется опубликование судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. Такого рода публикация, текст, место и время опубликования которой во избежание дальнейших споров должны быть определены судом, подлежит оплате нарушителем. Названные способы защиты не исчерпывают всех гражданско-правовых средств, с помощью которых обладатели прав на средства индивидуализации могут добиваться их защиты. Наконец, защита прав владельцев товарных знаков и наименований мест происхождения товаров обеспечивается административным и уголовным законодательством (ст. 14.10 КоАП, ст. 180 УК).                 

    2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНОЙ  БАЗЫ В РФ ПО  ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ

     Законодательство  содержит достаточно эффективные механизмы  защиты от незаконного использования  объектов авторского права и смежных  прав, однако далеко не всегда эти механизмы реализуются на практике. Законодательством предусмотрена охрана объектов интеллектуальной собственности средствами административного, уголовного и гражданского права. Наиболее широкий спектр правовой защиты предоставляется в сфере гражданского права, т.к. административная и уголовно-правовая защита связана с нарушением права на использование объектов интеллектуальной собственности. В то же время мерами гражданского права можно не только привлечь нарушителя к ответственности, но и возместить материальные и моральные потери, возникшие в результате незаконного использования объектов интеллектуальной собственности.

2.1. Развитие законодательства  об интеллектуальной  собственности в  РФ.

     Основу  правового регулирования в области защиты прав интелектуальной собственности составляет Гражданский кодеск Российской федерации, который в Части IV4 определяет все права лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ней средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Особенность этого права состоит в том, что использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьим лицом только с согласия правообладателя. Любые действия с объектами интеллектуальной собственности без разрешения автора или правообладателя являются нарушением, а изготовленные экземпляры произведений или товары с размещенными на них знаками индивидуализации являются контрафактными.

     Со  слов ректора Российского государственного института интеллектуальной собственности  Близнеца И.А. роль государства в области защиты интелектуальной собственности состоит в следующем:

«Совершенствование законодательства в области авторского права и смежных прав и иных областях права (уголовного, административного и т.д.) для приведения их в соответствие с положениями международных соглашений в данной сфере, устранения имеющихся в них противоречий, учета современных информационных и телекоммуникационных технологий, применяемых для создания и использования произведений авторского права и смежных прав;

  1. Совершенствование организационных структур федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере авторского права и смежных прав;
  2. Координация деятельности всех государственных органов в области авторского права и смежных прав;
  3. Совершенствование системы коллективного управления авторскими и смежными правами, а также осуществление надзорных и контрольных функций со стороны государства за такой деятельностью;
  4. Создание общедоступных информационных ресурсов по законодательству в области авторского права и смежных прав (отечественным, зарубежным и международным нормативным правовым актам);
  5. Создание условий для подготовки и переподготовке специалистов в данной сфере, повышения правовых знаний и культуры;
  6. Широкое информирование общественности о современном состоянии и развитии данной сферы через СМИ5

     Действительно, стоимость лицензионного диска  с фильмом стоимостью 700 и 1000 рублей фактически делает его недоступным для рядового потребителя. В то же время, стоимость одного фильма на контрафактном диске-сборнике может составлять всего около 10 рублей.

     Но, основной проблемой, стоящей на пути защиты интеллектуальной собственности является нынешнее материальное положение граждан РФ.

     Остаётся  надеяться на комплексное решение  данных проблем как со стороны  исполнительных органов, отвечающих за общее экономическое положение  государства и общества, так и  со стороны правоохранительных органов, осуществляющих профилактику и пресечение правонарушений.

2.2. Система российского  законодательства  об охране интеллектуальной  собственности.

     Основным  законом, регулирующих авторские отношения, является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. 6 Государственной Думой принята 24 ноября 2006 года и одобрена Советом Федерации 8 декабря 2006 года четвертая часть Гражданского Кодекса в которой более глубоко и расширенно описываются правила гражданских правоотношений в области авторских и смежных прав, патентных и лицензионных прав, и прав на результаты интеллектуальной деятельности; вводится в действие с 1 января 2008 г.  Характерной чертой Закона является его рыночная направленность. Закон значительно расширяет возможности участников авторских и смежных с ними отношений по свободному распоряжению принадлежащими им Правами. Имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Одновременно отменены многие из существовавших ранее в законе гарантий и ограничений, которые были призваны ограждать права создателей творческих произведений. Такой подход, конечно, является достаточно жестким, но он характерен для рыночных отношений, которые внедряются в рассматриваемую сферу. Особенностью Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является изменение некоторых ключевых моментов правового регулирования авторских отношений по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Указанные изменения прямо не связаны ни с повышением уровня авторско-правовой охраны, ни с рыночной ориентацией нового Закона, а выражаются лишь в ином юридико-техническом подходе к регулированию некоторых аспектов авторских правоотношений. В качестве примера можно сослаться на отказ законодателя от конструкции авторства юридических лиц на некоторые виды произведений, в частности энциклопедические издания, словари, журналы, введение понятия коллективного управления имущественными правами.Закон, конечно, не свободен от пробелов и недостатков, причем некоторые из них, как, например, отсутствие среди прав автора права на опубликование произведения, достаточно очевидны. Но эти недостатки, которые, следует полагать, будут постепенно устранены, не должны заслонять главного — с принятием этого Закона в России, наконец, создана правовая база для цивилизованного регулирования отношений, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

     Помимо  законов, источниками авторского права  являются подзаконные акты. Общий  характер имеют подзаконные акты, изданные органами общей компетенции, либо теми ведомствами, которые наделены правом принимать акты, обязательные для всех лиц, в том числе и  которые им прямо не подведомственны. Прежде всего, к таким актам относятся постановления Правительства РФ. В настоящее время к числу подзаконных актов общего характера относятся также отдельные акты органов государственного управления РФ, например приказ Министерства печати и информации РФ от 28 июля 2003 г. № 127 «0б утверждении перечня выходных сведений, размещаемых в непериодических изданиях».

     Основным  источником патентного права России является Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года.7 Им регулируются «отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов». Объединение в одном Законе правовых норм, посвященных трем хотя и схожим, но вполне самостоятельным объектам промышленной собственности, является особенностью российского Патентного закона. Данный опыт можно признать вполне удачным. Четыре пятых норм закона действует в отношении всех трех объектов промышленной собственности. Это позволило в значительной степени сократить объем нормативного материала, устранив его дублирование в различных нормативных актах. Особенности, обусловленные спецификой отдельных объектов охраны, в достаточной степени отражены в нормах, посвященных условиям патентоспособности и оформлению на каждого из них патентных прав. Патентный закон РФ представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий патентные отношения различной отраслевой принадлежности. При этом по сравнению с ранее действовавшим законодательством значительно возрос удельный вес гражданско-правовых норм, которые в настоящее время регулируют практически все ключевые вопросы изобретательской деятельности. Сейчас к их числу могут быть отнесены, к примеру, нормы, регламентирующие подачу и рассмотрение заявок на объекты промышленной собственности, которым ранее традиционно приписывался административно-правовой характер. Как следует из Закона, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не пользуется по отношению к заявителям никакими властными полномочиями. Гражданско-правовые начала внедрены и в такую важную сферу, как регулирование отношений между работником и работодателем, возникающих в связи с созданием и использованием служебных разработок (п. 2 ст. 8 Патентного закона РФ). Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. в Патентный закон РФ были внесены достаточно масштабные изменения и дополнения. Закон пополнился десятью новыми статьями, пять из которых (ст. 30.2—30.6) составили его новый раздел, посвященный особенностям правовой охраны секретных изобретений, а остальные касаются правового режима разработок, созданных при выполнении работ по государственному контракту (ст. 9.1), восстановлению действия патента и праву послепользования (ст. 30.1), международным и евразийским заявкам (ст. 37.1), а также действию евразийского и российского патентов на идентичные изобретения (ст. 37.2). В то же время из Патентного закона исключена ст.9, посвященная Федеральному фонду изобретений России, который так и не был создан. Патентный закон теперь не содержит ссылок к специальным законам, от принятия которых законодатель отказался. Изменениям и дополнениям подверглись также без исключения статьи Патентного закона, большинство из которых изложены в новой редакции. Вместе с тем Федеральный закон от 7 февраля 2003 г. не внес каких-либо кардинальных изменений в решение ключевых вопросов российского патентного права. Сохранился тот же круг охраняемых объектов, принципиально не изменились критерии их охраноспособности, осталась в основном прежней процедура их патентования, мало изменился объем прав патентообладателей и др. Подавляющая часть поправок носит сугубо технический характер либо связана с устранением обнаружившихся при применении Патентного закона пробелов и противоречий. Имеются, конечно, и некоторые более содержательные нововведения, большинство из которых являются оправданными и своевременными. К числу ведомственных подзаконных актов относятся нормативные акты различных министерств и ведомств, посвященные изобретательства, охране и использованию объектов промышленной собственности в соответствующей отрасли народного хозяйства. Количество таких актов, равно как и сфера, их действия, в последнее время значительно уменьшилось в связи с реформой патентного законодательства, а также сокращением отраслевых министерств. Ведомственный характер имеют, однако, и некоторые акты Патентного ведомства РФ, регламентирующие внутреннюю деятельность организаций, которым поручено выполнение отдельных функций, закрепленных законом за Патентным ведомством РФ, в частности Федеральным институтом промышленной собственности.

     В настоящее время правовое регулирование  отношений, связанных с фирменными наименованиями, товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями места происхождения товаров, осуществляется нормами, содержащимися в ряде законов  РФ, актах подзаконного характера, а  также международных договорах, в которых участвует Российская Федерация. Специальный закон, посвященный  фирменным наименованиям, принятие которого предусмотрено п. 4 ст. 54 ГК, в России пока отсутствует. В ГК имеется  около десятка статей, в той  или иной степени затрагивающих  вопрос о фирменных наименованиях. Центральное место среди них  занимает ст. 54 ГК, содержащая ряд нормативных  предписаний принципиального характера. Прежде всего, в ней указывается, что «все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование». Эта норма позволяет судить о субъектах права на фирму, каковыми являются коммерческие юридические лица, а также констатировать, что право на пользование фирмой одновременно выступает и как обязанность коммерческой организации. Далее, в ст. 54 ГК говорится о том, что «юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование».

Иерархическая система законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров возглавляется  Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года. Указанный Закон состоит из трех разделов, посвященных соответственно товарным знакам и знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров и заключительным положениям. Основные положения Закона совпадают с общепринятыми в мире правилами охраны данных средств индивидуализации. Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. в Закон о товарных знаках внесены значительные по объему изменения, большинство из которых носит, однако, технический характер и не меняет существа закрепленных Законом конструкций. Вместе с тем Закон пополнился новой главой, посвященной общеизвестным товарным знакам, и избавлен от ряда пробелов и очевидных недостатков, выявившихся в ходе его практического применения. Что касается охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции в странах ближнего зарубежья, то пока Российская Федерация не заключила на этот счет каких-либо специальных соглашений. Однако те двусторонние договоры об охране промышленной собственности с бывшими союзными республиками, которые уже подписаны, предусматривают и развитие сотрудничества сторон в рассматриваемой сфере.

Информация о работе Правовое регулирование интеллектуальной собственности в России