Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является расмотреть правовое регулирование интеллектуальной собственности в России. Задачами является выявить что является интеллектуальной собственностью, провести анализ развития правовой и нормативной базы в Российской Феделации по защите прав интеллектуальной собственности, и выявить пути развития перспективных механизмов сферы защиты прав интеллектуальной собственности.
Российское законодательство об охране служебной и коммерческой тайны в настоящее время представляет собой совокупность статей, которые содержатся в различных правовых актах, посвященных в целом регулированию иных общественных отношений. Центральной из них является ст. 139 ГК, содержащая определение служебной и коммерческой тайны, раскрывающая условия признания ее самостоятельным объектом правовой охраны и указывающая на основные юридические средства защиты прав ее обладателя. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. хотя и не содержит специальных правил, посвященных охране коммерческой тайны, но включает целый ряд норм, имеющих к ней непосредственное отношение. В частности, в нем раскрывается понятие информационных ресурсов, конфиденциальной информации, защиты информации.
2.3. Структура и характеристика интеллектуальной собственности
В составе интеллектуальной собственности выделяются следующие разновидности объектов:
1. Научные труды, литературные и художественные произведения.
2. Исполнительская деятельность артистов, фонограммы, радиопередачи.
3. Изобретения во всех областях человеческой деятельности.
4. Промышленные образцы и полезные модели.
5. Товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения.
6. Пресечение недобросовестной конкуренции.
Особое место в составе перечисленных объектов занимает промышленная собственность, которая с правовой точки зрения является составной частью интеллектуальной собственности. К промышленной собственности относят все объекты, указанные в приведенном выше перечне за исключением первых двух. При этом нельзя не отметить некоторый смысловой недостаток наименования «промышленная собственность» для этой части интеллектуальной собственности. Словосочетание «промышленная собственность» для человека не знакомого с его специальным правовым значением невольно ассоциируется с движимой и недвижимой собственностью, используемой для промышленного производства. С этим недостатком приходится мириться, так как заменить термин, который первоначально был выбран правоведами для собственного применения, а вскоре вышел за рамки профессиональных границ и широко используется уже более ста лет, практически невозможно. Однако, при учете того факта, что права владельцев промышленной собственности юридически защищаются на основе промышленного, в том числе специального патентного законодательства, а права авторов и исполнителей произведений, относящихся к объектам двух первых разновидностей особым законодательством об авторских и смежных правах, смысловое значение термина становится более-менее логичным и объяснимым.
Итак,
литературные, художественные произведения
и научные труды как объекты
интеллектуальной собственности охраняются
авторским правом. Права на такие
объекты, как исполнительская
3.1. Совершенствование законодательства РФ в сфере интеллектуальной собственности
Особая роль государства в отношениях, связанных с интеллектуальной собственностью, обусловлена самой природой права на нее: это так называемые "исключительные права", которые исторически возникли как "жалованные права" - в силу признания государством за автором исключительных прав на результаты его интеллектуальной деятельности. Однако высказывалась и иная точка зрения относительно правовой природы исключительных прав; в ее основе лежал так называемый проприетарный подход, базирующийся на идеях французских мыслителей XVIII в. - Вольтера, Дидро, Гельвеция, Руссо - о естественном праве 8.
В нашей стране до сих пор не сложилось адекватного научного понимания функции государства в отношении интеллектуальных продуктов, и в реальной жизни это порождает острые проблемы - как в связи с регламентацией научной и научно-технической сферы в целом, так и с регулированием ключевого института, в котором реализуются результаты интеллектуальной деятельности, - института интеллектуальной собственности.
Обычно
возникновение права интеллектуальной
собственности в Европе относят к XV в.
В XVIII в. с реформами Петра I оно пришло
и в Россию. В отечественной истории можно
выделить три основных периода его
становления. Первый начался реформами
Петра и закончился в конце XIX - начале
XX в. К концу этого периода Свод законов
Российской империи содержал два устава:
торговый и гражданский9.
Торговый устав включал ряд статей, посвященных изобретениям и открытиям, то есть отношениям, связанным с так называемой промышленной собственностью. Гражданский устав содержал раздел об авторских правах (о правах на "произведенiя наукъ, словесности, художествъ и искусствъ"). Законодательство России того периода в полной мере отражало общеевропейские тенденции в регулировании интеллектуальной собственности. Более того, заключенная в 1883 г. Парижская конвенция об охране промышленной собственности - первое международное соглашение по вопросам интеллектуальной собственности - была подготовлена при активном участии России.
Второй
период развития права интеллектуальной
собственности приходится на советский
период. Его особенность связана
с изменениями сущности этого
права и роли государства, с возникновением
новых форм охраны авторских прав
и промышленной собственности. Государство
стало обладателем
Наконец, в 90-е годы минувшего века начался современный период развития права интеллектуальной собственности. В 1992 г. был принят Патентный закон Российской Федерации, а также ряд законов об интеллектуальной собственности в сфере авторских прав. В основу нового законодательства положены рыночные принципы регулирования, что отвечает общемировым тенденциям. Прежде всего речь идет о гарантиях прав автора на результаты своей деятельности. На этой стадии законодатель выступил в роли "максималиста", не упомянув о государстве как о возможном обладателе исключительных прав. Законодательство Российской Федерации возвратилось к традиционной форме охраны, которой придерживалось раньше, в частности в сфере охраны промышленной собственности, то есть к патенту: в этом случае права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат патентообладателю (автору или работодателю). За исходный был взят принцип приоритета прав автора и доминирования частноправового интереса, что соответствует международным тенденциям, нашедшим отражение, в частности, в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), заключенном в рамках ВТО10.
Таким
образом, законодательство, а также
участие России в основных международных
конвенциях по вопросам интеллектуальной
собственности обеспечили правовой
уровень охраны объектов интеллектуальной
собственности, соответствующий мировым
стандартам. В соответствии с этим
законодательством объекты
В то же время российское законодательство 90-х годов, признавая за физическими и юридическими лицами исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, лишало этого права государство. Объективно отсутствие у государства возможности быть обладателем исключительных прав никак не сказывается на инновационных процессах, однако в ходе приватизации это обстоятельство имело негативные последствия. Имущественные права, связанные с интеллектуальной собственностью, не получили должной оценки, не был регламентирован порядок их передачи в процессе приватизации. Поэтому исключительно важным представляется исследование вопросов экономической оценки результатов интеллектуальной деятельности и нормативное закрепление соответствующих методик в российском законодательстве11.
В
начале 2000-х годов политика в области
прав государства на объекты интеллектуальной
собственности существенно
1) исключительные
права на РИД возникают у
государства лишь тогда, когда
это прямо предусмотрено
2) если
заказчик не воспользовался
3) при
закреплении за исполнителем
исключительных прав
В следствии чего, основным итогом первого этапа пересмотра российского законодательства об интеллектуальной собственности стало облеченное в правовую форму заявление государства о своем намерении быть участником отношений, связанных с созданием и оборотом результатов интеллектуальной деятельности, и формирование для этого минимальной правовой базы. Однако работа по кодификации законодательства об интеллектуальной собственности не завершена, остались и серьезные бреши в регулировании вопросов, касающихся охраны отдельных результатов интеллектуальной деятельности. Во-первых, не принята часть IV Гражданского кодекса, которая должна содержать базисные положения об охране и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности. Во-вторых, в российском праве возник пробел: он касается такого объекта, как открытие, имеющего ряд особенностей по сравнению с другими объектами интеллектуальной собственности. В условиях рыночной системы хозяйствования эта проблема требует новых подходов. Попытки их поиска уже предпринимались, однако широко используемый сейчас метод сопоставления с подходами, реализуемыми в зарубежных странах, в данном случае вряд ли является адекватным. Здесь речь идет о фундаментальных исследованиях, в которых российская наука традиционно задавала тон. Поэтому определение правовой природы складывающихся отношений, их содержания, условий и форм охраны интересов авторов, наконец, роли государства в развитии и поддержке исследований соответствующего уровня должно строиться с учетом прежде всего отечественного опыта, накопленного за почти три столетия организации научных исследований, а также ментальных и социальных особенностей российского общества. Среди пробелов в правовом регулировании следует также отметить нерешенность вопроса о таких объектах интеллектуальной собственности, как ноу-хау. Принятый Федеральным собранием Закон о коммерческой тайне не обеспечивает защиты объектов, которые можно было бы определить как техническое ноу-хау, хотя для научных, научно-технических и производственных целей именно это составляет узловой пункт.
Информация о работе Правовое регулирование интеллектуальной собственности в России