Проблемы молодежи в городе Иркутске и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является:
- рассмотрение молодежной политики на региональном и местном уровне, выявление проблем молодежи в городе Иркутске, а так же разработка путей их эффективного решения.

Содержание

Введение
Раздел 1. Основы государственной молодежной политики в российской федерации
1.1 Государственная молодежная политика на федеральном уровне
1.2 Общая характеристика молодежной политики на муниципальном уровне
Раздел 2. Исследование молодежной политики на уровне субъекта Федерации на примере Иркутской области
2.1 Практика реализации молодежной политики в Иркутской области
2.2 Опыт реализации молодежной политики в городе Иркутске
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 49.45 Кб (Скачать документ)

Следующим шагом  в развитии (нормативной базы) государственной  молодежной политики стал принятый Государственной  Думой 26 мая 1995 года Федеральный Закон  от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений», который  «определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной  поддержки молодежных и детских  общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, выделяемых на эти цели». Данный Закон оговаривает конкретные условия, направления и формы поддержки молодежных и детских общественных объединений (информационное обеспечение и подготовка кадров, предоставление льгот, выполнение государственного заказа, государственная поддержка проектов, выделение субсидий и т.п.).Что же касается вопросов государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в субъектах Российской Федерации и на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, они «регулируются законодательством субъектов Российской Федерации». 

В настоящее время  на федеральном уровне проблемы реализации государственной молодежной политики решаются такими органами, как Департамент  по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей  Министерства образования и науки  Российской Федерации и Управление по делам молодежи Федерального агентства  по образованию. Департамент призван  определять основные направления политики государства по отношению к молодежи, разрабатывать нормативные правовые и организационные основы ее практической реализации. Вопросами организационно-финансового  обеспечения практической работы в  сфере молодежной политики занимается Управление по делам молодежи.  

Нормативное закрепление  действий федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной  молодежной политики реализовано путем  принятия специальных программ: 

- федеральная целевая  программа «Молодежь России (2001-2005гг.)»,  утвержденная Постановлением Правительства  РФ от27.12.00 г. № 1015; 

- программа «Патриотическое  воспитание граждан Российской  Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная  Постановлением Правительства РФ  от 16.02.01 г. № 122 

- подпрограмма «Обеспечение  жильем молодых семей», входящая  в состав федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002-2010 годы»,  утвержденная постановлением Правительства  Российской Федерации от 28.08.02г., № 638. 

Несмотря на наличие  вышеперечисленных документов, до сих  пор в Российской Федерации не существует основного нормативно-правового  акта - Федерального Закона о государственной  молодежной политике. Федеральный Закон  «Об основах государственной  молодежной политики в Российской Федерации», принятый Государственной Думой  и одобренный Советом Федерации  в 1999 году, был отклонен Президентом. 

Однако при отсутствии федерального закона во многих субъектах  Российской Федерации приняты и  действуют законы регионального  уровня о государственной молодежной политике (закон Республики Башкортостан, Московской области, Оренбургской области, Иркутской области и др.). Практически  во всех субъектах Российской Федерации  действуют программы «Молодежь», созданы исполнительные органы по делам  молодежи, различающиеся по организационно-структурному устройству и подчиненности. 

Мнение заинтересованной общественности сводится к тому, что  современный этап осуществления  государственной молодежной политики характеризуется смещением центра тяжести в работе органов государственной  власти от центра к регионам. Это  положение теоретически предусмотрено  в «основных направлениях государственной  молодежной политики в Российской Федерации» как принципиально важное для  ее эффективности. Но на самом деле такое смещение происходит спонтанно. Фактически регионы взяли на себя инициативу в развитии этого направления  государственной деятельности. В Волгоградской, Костромской, Московской, Оренбургской, Тюменской, Тамбовской, Новосибирской и других областях ведется финансирование из собственных бюджетных средств мероприятий в области молодежной политики. При этом объемы такого финансирования в ряде мест существенно превосходят федеральные ассигнования. Меры в области молодежной политики остаются мозаичными, а ресурсы недостаточными для решения крупных задач. 

Осуществление государственной  молодежной политики в субъектах  Российской Федерации значительно  отличается и опережает этот процесс  на федеральном уровне, как по разнообразию форм, так и по глубине решения  проблем молодежи. Кроме того, нерешенные проблемы на федеральном уровне, серьезно тормозят деятельность субъектов федерации  и местного самоуправления в области  молодежной политики. 

  

1.2 Государственная  молодежная политика на уровне  Субъекта Федерации на примере  Иркутской области 
 

Государственная молодежная политика реализуется на всех уровнях  государственной власти и управления Российской Федерации, в том числе  и в Иркутской области. Она  основывается на признании за молодым  человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми  актами, действующими на территории Российской Федерации и Иркутской области, в частности, областным законом  «О государственной молодежной политике в Иркутской области» от 08.02.1000 № 12-оз. 

Областной Закон  регулирует правоотношения, возникающие  в связи с формированием и  осуществлением государственной молодежной политики области органами государственной  власти области и органами местного самоуправления, определяет понятие, принципы, субъектный состав, приоритеты, организационные  и финансовые основы молодежной политики области. 

«Государственная  молодежная политика Иркутской области - составная часть социально-экономической  политики области, которая разрабатывается  и реализуется с учетом государственной  молодежной политики Российской Федерации, выражает отношение органов государственной  власти области к проблемам молодежи, определяет правовые, экономические, организационные  основы становления и развития молодых  граждан, наиболее полной реализации их способностей в интересах общества и государства, развития молодежных движений и инициатив». 

К принципам молодежной политики области, не указанным в  Основных направлениях государственной  молодежной политики в Российской Федерации, относятся: 

а) признание интересов  и потребностей молодежи как особой социальной группы и сбалансированности ее законных интересов и прав с  интересами и правами других социальных групп и общества в целом; 

б) реализация системного, комплексного подхода к решению  молодежных проблем, предусматривающего объединение усилий различных социальных институтов; 

в) координация действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и  других участников формирования и осуществления  молодежной политики. 

Четко определен  субъектный состав молодежной политики Иркутской области: 

- «граждане Российской  Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории  области; 

- молодежные и  детские объединения, зарегистрированные  на территории области; 

- филиалы, представительства  и иные структурные подразделения  международных и российских молодежных  и детских объединений; 

- органы государственной  власти области и органы местного  самоуправления; 

- иные юридические  и физические лица, принимающие  участие в осуществлении молодежной  политики». 

Основными приоритетами государственной молодежной политики в Иркутской области являются: формирование условий для духовного, нравственного, патриотического и  физического развития молодежи; содействие реализации права молодых граждан  на труд; содействие экономической  самостоятельности и предпринимательской  деятельности молодежи; реализация права  молодежи на образование; поддержка  талантливой молодежи; поддержка  молодой семьи. 

Обеспечение взаимодействия структурных подразделений администрации, а также координацию областных  мероприятий с мероприятиями  органов местного самоуправления осуществляет администрация области в лице специально уполномоченного органа по делам молодежи, порядок образования, структуру и деятельность которого определяется положением, утверждаемым Губернатором области. Таким органом  является Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области. При Комитете по молодежной политике созданы государственные областные  учреждения: 

·              Областное государственное учреждение "Центр социальных и информационных услуг для молодежи", основная задача деятельности которого - научное  и информационное обеспечение мероприятий  молодежной политики, выпуск информационной и методической литературы; 

·              Областное государственное учреждение «Молодежный Кадровый Центр», осуществляющий меры по содействию социальной психологической  адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, обеспечению их занятости, а также развития кадрового  резерва для экономики и общественно-политической жизни Иркутской области; 

·              Областное государственное учреждение «Центр профилактики наркомании». 

При Губернаторе  области для выработки рекомендаций по формированию и реализации молодежной политики создается общественный совет  по вопросам молодежной политики, в  который могут входить: 

- депутаты Законодательного  собрания области; 

- должностные лица  структурных подразделений администрации,  занимающиеся молодежными проблемами; 

- представители молодежных  и детских организаций; 

- лица, специализирующиеся  на изучении проблем молодежи  и практической работе среди  молодежи; 

- деятели литературы, искусства, общественные деятели. 

В соответствии с  Законом области «О государственной  молодежной политике в Иркутской  области» не реже, чем один раз в  четыре года в области проводится Молодежный Форум, целью которого является вовлечение молодежи, молодежных и  детских общественных объединений  в процесс формирования и реализации молодежной политики. Решения областного форума носят рекомендательный характер. 

Органы же местного самоуправления решают вопросы о  проведении молодежных форумов, создании общественных советов и об образовании  специальных органов по делам  молодежи на территории муниципальных  образований самостоятельно. 

Реализация государственной  молодежной политики в области осуществляется на основании ежегодно утверждаемого  губернатором плана мероприятий  в области молодежной политики. Ряд  мероприятий осуществляется в рамках областных государственных социальных программ, таких как «Профилактика  безнадзорности и правонарушений среди  несовершеннолетних», «Организация летнего  отдыха, оздоровления и занятости  детей, подростков и молодежи», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению  наркотическими средствами, психотропными  веществами и их незаконному обороту» и др. 

Финансирование мероприятий  по реализации молодежной политики осуществляется: 

«за счет средств  областного бюджета, предусматриваемых  отдельной строкой в его расходной  части,  

средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрегионального, общероссийского  и международного уровня на территории области, 

средств местных  бюджетов и внебюджетных источников в  

соответствии с законодательством». 

Поддержка программ органов местного самоуправления, молодежных и детских объединений, других субъектов  молодежной политики, в том числе  граждан, осуществляется органами государственной  власти области, как правило, на конкурсной основе в пределах ассигнований, предусматриваемых  в областном бюджете на развитие молодежной политики. 

Таким образом, в  условиях современного федеративного  устройства наглядно проявляются три  уровня государственной молодежной политики: федеральный, региональный и  муниципальный.На региональном уровне значимая роль федерации проявляется в вопросах формулирования приоритетных направлений молодежной политики и формировании нормативной базы. Значительно меньше ее роль в организации и экономической поддержке текущих региональных мероприятий. 

Ведущая роль в формировании и реализации молодежной политики на территории Иркутской области принадлежит  администрации области, комитету по молодежной политике Иркутской области, Законодательному собранию области, областным  учреждениям, работающим с молодежью.  

Информация о работе Проблемы молодежи в городе Иркутске и пути их решения