Процесс изобретательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Процесс изобретательства требует правильной организации мышления, преодоления психологической инерции, стремления к идеальному решению, разрешения противоречия, скрытого в любой нестандартной задаче. ТРИЗ признана во всем мире и применяется для решения творческих задач во многих областях человеческой деятельности, начиная с конструирования и проектирования и заканчивая рекламой, PR, управлением.
Целью данной работы является анализ приемов теории решения изобретательских задач в исследованиях систем управления.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты изучения теории решения изобретательских задач 5
1.1. ТРИЗ – понятие и сущность 5
1.2. Алгоритм решения изобретательских задач 10
1.3. Анализ теории решения изобретательских задач 11
2. Анализ системы управления на предприятии 17
2.1.Общая характеристика организации 17
2.2.Описание существующей системы управления 19
2.3.Описание структуры и характеристик элементов внешней среды 26
2.4. SWOT-анализ существующей организационной структуры 33
3.Проектирование новой системы управления с помощью теории решения изобретательских задач 39
3.1. Цель и назначение организации в целом 39
3.2. Проектирование новой системы управления 43
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МОпид.doc

— 478.50 Кб (Скачать документ)

 

 


 

 

 

 

       

Рисунок 4 – Функциональная структура отдела маркетинга

Такое мощное  предприятие, каким является  ООО «Энком», не может быть убыточным. Все дело в квалификации высшего звена управления. Необходимо объединить транспортные цеха в одно подразделение, из  специалистов этих цехов создать управляющий отдел – отдел логистики.

Центральный склад подчинить  напрямую отделу маркетинга. После  этих преобразований структура зам. Генерального директора по коммерции  будет выглядеть так:

  • Отдел маркетинга
  • Отдел снабжения
  • Отдел логистики с транспортным цехом

Наличие в подчинении у зам. Генерального директора по коммерции только трех субъектов управления позволит ему сосредоточить усилия на создание новой стратегии предприятия.

Главный бухгалтер 

В подчинение гл. бухгалтера необходимо перевести финансовый отдел, т.к. в новых экономических условиях роль главного бухгалтера резко повысилась. Он должен быть не только фиксатором движения материальных и денежных ресурсов, но и руководителем финансов предприятия.

Учитывая, что  ООО «Энком» является обществом открытого типа необходимо в финансовый отдел ввести специалиста по работе с акционерами и ценными бумагами.

Отдел технического контроля. Кроме изменения подчиненности отдела целесообразно передать ему руководство испытательно-производственной лабораторией.

Таким образом, предложенная структура управления предприятием будет выглядеть следующим образом (рис. 5).

В качестве отправной  точки для проведения рекламной  компании можно использовать то, что ООО «Энком» является старейшим предприятием отрасли, хранителем национальных традиций производства и т.п.

Сектору  исследования рынка необходимо изучить региональный спрос  на свою продукцию и в  качестве первоочередной меры  разработать  стратегию проникновения на эти  рынки, что даст значительное увеличение реализации продукции, так как качество аналогичных продуктов в регионах зачастую уступает качеству продуктов ООО «Энком». Наряду с изучением и завоеванием рынков сбыта отделу маркетинга следует серьезно заняться стратегией обеспечения предприятия исходным сырьем.

Опыт различных фирм показывает, что грамотно организованная рекламная кампания увеличивает объем продаж на 10% без каких-либо изменений технических характеристик или потребительских свойств товара. Улучшение его внешнего вида или улучшение внешнего вида упаковки увеличивает его привлекательность еще на 15%. Таким образом, проведение комплекса маркетинговых исследований и реализация мероприятий по его результатам  создаст предпосылки увеличения объемов реализации в расчете на год не менее, чем на 30% и, соответственно производство в том же соотношении. «Преимуществом» предприятия является то, что оно имеет низкий коэффициент использования мощности, следовательно для увеличения объема производства не потребуется дополнительных  капитальных вложений. 

Модернизованная структура  управления ООО «Энком» представлена на рис. 5.

 


Рисунок 5 –  Модернизованная структура управления ООО «Энком»

Функциональные обязанности  управленческого персонала ООО  «Энком» представлены в табл. 5.

Таблица 5 - Функциональные обязанности управленческого персонала ООО «Энком»

Управленцы

Выполняемые функции

Основные функциональные обязанности

управленческого персонала

1

2

3

Директор

Администрирование

  1. Имеет узаконенную власть на достижение поставленных целей с помощью своих подчиненных
  2. Диверсификационная деятельность
  3. Предоставление экономической самостоятельности подразделениям предприятия

Главный бухгалтер

Финансово-ценовая

  1. Снижение производственных запасов
  2. Экономия по статьям себестоимости
  3. Установление цены ниже цены конкурента
  4. Установление умеренной и социально приемлемой зарплаты
  5. Управление сроками платежей

Главный инженер

Техническая

  1. Решение технических вопросов, связанных с производством
  2. Учет объемов выпускаемой продукции
  3. Технические и технологические разработки по выпуску новой продукции, повышению ее качества и снижению издержек

Заместитель директора  по кадрам и сбыту

Сбытовая

 

 

 

 

 

 

 

Персонал

  1. Изменение состава потребителей
  2. Анализ платежеспособных потребителей
  3. Анализ рентабельности, соотношение цены и качества
  4. Расширение географии сбыта
  5. Поиск выходов на внешний рынок. Маневрирование объемами выпускаемой продукции, в т.ч. прекращение выпуска нерентабельной
  6. Выпуск новой продукции (диверсификация производства)
  7. Учет и управление персоналом
  8. Перераспределение общей занятости

Снабженцы

Снабженческая

  1. Определение потребности в материальных ресурсах;
  2. Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах.
  3. Составление балансов материально-технического обеспечения, сводных таблиц по видам сырья, материалов.

Снабженцы

Снабженческая

  1. Создание запасов, необходимых для производства.
  2. Заключение договоров с поставщиками.
  3. Согласование условий и сроков поставок материальных ресурсов.
  4. Анализ возможностей и целесообразности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.
  5. Доставка материальных ресурсов в соответствии со сроками, определенными договорами.

Зам.

директора по финансам

Финансовая

  1. Заключение договоров с предприятиями, организациями, юридическими и частными лицами на продажу продукции и выполнение услуг;
  2. Расчет себестоимости и калькуляции продаваемой продукции и выполняемых услуг;
  3. Анализ и контроль финансово-экономической деятельности предприятия, составление ежемесячных и ежеквартальных отчетов;
  4. Анализ получаемой информации из диспетчерской службы и оперативное планирование деятельности организации в краткосрочный период;
  5. Планирование деятельности предприятия на год с разбивкой по кварталам и месяцам;
  6. Анализ статей затрат производства продукции и выполняемых услуг;
  7. Разработка бизнес-планов предприятия;

Начальник отдела охраны труда и техники безопасности

Безопасность

  1. Контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда и техники безопасности

 

По результатам анализа  управления предприятием ООО «Энком», можно сделать вывод, что на данном этапе организационная структура представляет линейно-функциональную структуру управления. Управление централизовано. Кадровый состав управления укомплектован достаточно сильно: почти все работники управления имеют высшее образование, а также являются практиками, имеющими опыт работы.

На основе проведенного анализа, были сделаны выводы, свидетельствующие  о проблемах, связанных, прежде всего, с текущим оперативным управлением  финансами на ООО «Энком». Управлению финансами на предприятии отводится, слишком, малая роль. Это связано с тем, что формы внутрифирменных отчетов на предприятии еще не отработаны.

На основе произведенного анализа высказаны предложения  по преодолению возникших у предприятия проблем. Большая часть предложений касается изменения структуры предприятия, изменения функциональных обязанностей отделов заводоуправления.

Предложено:

·уменьшить нагрузку на руководителей высшего звена. Так зам. по коммерции имеет в подчинении три объекта управления.

·из подчинения   заместителей Генерального  директора вывести отделы и службы, не соответствующие их функциям .

·укрупнить транспортную службу: вместо трех цехов создать один во главе с отделом логистики.

· ввести в структуру управления предприятием отдел маркетинга.

·программа работы отдела маркетинга.  

Реализация предложенных изменений позволит  упорядочить  линейно-функциональные отношения  между субъектами и объектами  управления.              Перераспределение и делегирования  полномочий позволит  улучшить управляемость предприятия и повысить ответственность руководителей административных и производственных подразделений. 

Заключение

 

Современный ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих  классический ТРИЗ и добавляющих  новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приёмы, АРИЗ, вепольный анализ) остаётся практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, т.е. имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер. В связи с этим современные школы ТРИЗ нередко упрекаются (как со стороны, так и взаимно) в бесплодии и пустословии. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, искусства, раннего развития детей и так далее, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество.

Классический ТРИЗ является общетехнической версией. Для практического  использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и содержанием информационных фондов. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности.

В настоящее время  отсутствуют специализированные версии ТРИЗ для стимуляции открытий в области  наук (физики, химии, биологии и так далее).

В качестве объекта исследования была выбрана фирма ЗАО «Энком».

Преимущества функциональной структуры:

  • сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;
  • гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
  • работа в группах создает условия для самосовершенствования;
  • возможность применения эффективных методов планирования и управления;
  • сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки функциональной структуры:

  • усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);
  • сложность в координации работ отдельных бригад;
  • высокая квалификация и ответственность персонала;
  • высокие требования к коммуникациям.

Как видно из матрицы  анализа слабых и сильных сторон, слабые стороны предприятия преобладают над сильными.

Частые изменения структуры  и управленческого состава отрицательно сказываются на работе предприятия, и как решение этой проблемы  предлагается внести изменения в  политику управления.

Являясь лидером на российском рынке традиционных датчиков давления предприятию необходимо укреплять свои позиции на этом сегменте рынка. Также для расширения рынка сбыта предприятию необходимо выйти на рынок высококачественных измерительных приборов, где основными конкурентами являются иностранные производители.

Для снижения зависимости  от поставщиков, предприятию необходимо повысить эффективность связей между  филиалами, что позволило бы обеспечить бесперебойную работу всей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Акимова Т.А. Теория организации: Уч. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. – с. 367
  2. Альтшуллер Г.С. КАК HАУЧИТЬСЯ ИЗОБРЕТАТЬ, Тамбовское кн. изд-во, 1961;
  3. Альтшуллеp Г.С. ОСHОВЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА, Воронеж: Центрально-Черноземное изд-во, 1964;
  4. Альтшуллеp Г.С. АЛГОРИТМ ИЗОБРЕТЕHИЯ, 1-е изд.: М.: Московский рабочий, 1969; 2-е изд., 1973;
  5. Альтшуллеp Г.С. ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧHАЯ HАУКА, М.: Советское радио, 1979;
  6. Альтшуллеp Г.С., Селюцкий А.Б. КРЫЛЬЯ ДЛЯ ИКАРА, Петрозаводск: Карелия, 198О;
  7. Альтов Г. И ТУТ ПОЯВИЛСЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, 1-е изд., М.: Дет. лит-ра, 1984; 2-е изд., 1987; 3-е изд., перераб. и доп., 1989;
  8. Альтшуллеp Г.С., Злотин Б.Л. и др., ПРОФЕССИЯ - ПОИСК HОВОГО, Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1985;
  9. Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ, Hовосибиpск: Hаука, 1-е издание, 1986; 2-е издание, 1991;
  10. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ (теория и практика решения изобретательских задач), Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1989;
  11. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности, Минск: Беларусь, 1994.
  12. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 1994 – 241 с.
  13. Виханский О.С., Наумова А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2001 – 432 с.
  14. Волкогонова О.В. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
  15. Зайцев Н.Л. Экономика организации: Учеб. – М.: «Экзамен», 2004. – 624 с.
  16. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. – с. 286
  17. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Отела – Л, 2004 – 360 с.
  18. Мескон М. Основы менеджмента – М.: изд. «Дело», 1998. – с. 800
  19. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб: Питер, 2002. – с. 512
  20. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – с. 256
  21. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/под ред. Д.Д. Вачугова – М.: Высш. школа, 2001. – с. 367
  22. Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе. – СПб.: Речь, 2004. – 336 с.
  23. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003, 864 с.
  24. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах – М.: Вершина, 2007. – 224 с.
  25. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 156 с.
  26. Теория организации: Учебник для вузов – М.: изд-во «Экономика», 2003. – с. 431
  27. Теория управления. Учебник/под общ. ред. А.Л. Гапоненко – М.: Изд-во РАГС, 2005. – с. 558
  28. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономического факультета. 2-е изд. – РнД.: изд. центр «Март», 2001. – 356 с.
  29. Экономика предприятия: Учеб./ Под. ред. И.Э. Берзинь – М.: Дрофа, 2004 – 368 с.

1 Волкова К.А. «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции», Москва, ОАО «Издательство Экономика»», 2001 с. 56.

2 Исаева Е.Д. «Проектирование организационной структуры управления: методические рекомендации по выполнению курсового проекта для студентов специальности 061100», Архангельск, АГТУ, 2000 с. 78

3 Исаева Е.Д. «Проектирование организационной структуры управления: методические рекомендации по выполнению курсового проекта для студентов специальности 061100», Архангельск, АГТУ, 2000 с. 81

4 Основы стратегического менеджмента. К. Боумэн. – М., 2007 с. 34.




Информация о работе Процесс изобретательства