Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:54, реферат
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
1. Понятие и значение инновационной стратегии_______________________4
2. Этапы разработки инновационной стратегии_________________________8
2.1. Выработка миссии организации__________________________________12
2.2. Формулировка и конкретизация целей организации_________________14
Заключение______________________________________________________19
Список литературы________________________________________________21
Институт Экономики управления и Права г. Казань
Кафедра менеджмента и маркетинга
Реферат на тему:
«Разработка инновационной стратегии»
Выполнила:
Студентка 4 курса
672 группа
Степанова А. Н.
Научный руководитель:
Казань 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
1. Понятие и значение
инновационной стратегии_______
2. Этапы разработки
2.1. Выработка миссии организации__
2.2. Формулировка и конкретизация
целей организации_____________
Заключение____________________
Список литературы_____________
ВВЕДЕНИЕ
Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован
значительным возрастанием темпа и
масштаба изменений, происходящих в
экономической, социальной, экологической
сферах. Одновременно развиваются два
взаимосвязанных глобальных процесса.
Первый связан с усилением зависимости
экономического развития от экологических
ограничений: истощения ресурсов и
достижения пределов в ассимилирующих
возможностях природной среды. Суть
второго выражает стремительное
расширение сектора новой экономики
(информационной экономики, экономики
знаний), образующей базис постиндустриальной
эпохи. Становление новой экономики
знаменует собой третью по счёту
экономическую революцию в
Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Она представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегический план должен
обосновываться обширными исследованиями
и фактическими данными. Наконец, стратегические
планы должны быть разработаны так,
чтобы не только оставаться целостными
в течение длительных периодов времени,
но и быть достаточно гибкими, чтобы
при необходимости можно было
осуществить их модификацию и
переориентацию. Общий стратегический
план следует рассматривать как
программу, которая направляет деятельность
фирмы в течение
1. ПОНЯТИЕ И
ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
В настоящее время понятие «стратегия» используется в различных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.
Под стратегией понимают:
последовательность действий и состояний, которые используются для достижения цели предприятием;
перспективный план развития организации, исходя из особенностей влияния внешней среды и внутреннего потенциала;
долговременные, наиболее принципиальные планы руководства организации в отношении инноваций, производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен, социальной сферы;
взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.
Для инновационных организаций стратегия — это:
• программа действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения генеральной инновационной цели организации;
• концепция бизнеса, дополненная реальными действиями, которые приводят эту концепцию к достижению конкурентного преимущества (для этого необходимо понимание рынка, оценка положения организации на рынке, осознание своих конкурентных преимуществ);
• целевые ориентиры
Стратегию можно рассматривать
как модель (заранее продуманный
или выстраиваемый по ходу развития
событий образ действий или манера
поведения), как план (сознательно
и намеренно разработанную
Инновационными стратегиями
могут быть: инновационная деятельность
организации, направленная на получение
новых продуктов, технологий и услуг;
применение новых методов в НИОКР,
производстве, маркетинге и управлении;
переход к новым
Проблему формирования стратегий фундаментально исследовал В.А. Агафонов. По его мнению, стратегия «представляет по своей сути совокупность действий, осуществляемых над элементами планируемой системы с целью изменения их функциональных характеристик или над элементами ее внешнего окружения с целью изменения внешних условий функционирования». Автор вводит понятие стратегических параметров функционирования социально-экономической системы. К ним он относит параметры системы, являющиеся предметами планирования и управления и изменение которых имеет важные последствия для системы и целом (стратегическое изменение). В.А. Агафонов рассматривает стратегию как совокупность элементов двух типов — управляемых параметров и управляющих воздействий, а также выделяет два уровня стратегии — «что изменить» и «как изменить». Инновационный потенциал предприятия принято трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [2]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие - конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних (внутренних) - налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие (внешние) призваны способствовать расширению ее границ.
К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:
- использование внешних
источников для поддержки всех
фаз инновационного процесса: от
открытия и разработки до
- коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;
- лоббирование интересов
в государственных
Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:
- мотивированное руководство;
- интеграция технологических
и организационно-
- высокая производительность;
- эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;
- непрерывное организационное обучение;
- эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;
- управление качеством,
инфраструктурой,
Инновационная стратегия, интегрируя
весь исследовательский и
Наиболее существенными
специфическими рисками, с которыми
сталкивается предприятие при
Таким образом, при инновационной стратегии длительность получения и вероятностный характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков.
2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
При формулировке стратегии заранее определяют: какие направления деятельности надо развивать, а какие ликвидировать, какой продукт надо производить, и в каком объеме, какие желаемые конечные результаты надо получить с учетом имеющихся ресурсов, в том числе человеческих, какие ограничения необходимо учитывать при принятии подразделениями управленческих решений, чтобы обеспечить их соответствие общей стратегии и целям.
Для того чтобы выработать стратегию достижения поставленных целей необходимо уметь ответить на ряд вопросов, начинающиеся со слова “как”: как сделать реальными стратегическое видение и миссию организации, как опередить своих конкурентов и обеспечить устойчивую конкурентоспособность, как повысить производительность во всех звеньях. Стратегия ориентирована и на действия и отвечает на вопросы: что делать, когда делать и кто будет делать. Стратегия необходима организации в целом и каждому ее подразделению: производственному, отделу научных исследований и разработок, маркетинга, финансовому отделу и так далее.
Поскольку инновационная
и общая организационная
Таким образом, процесс разработки инновационной стратегии можно представить в виде следующей последовательности этапов:
1. Выработка миссии организации;
2. Формулирование инновационных
целей, адекватных потенциалу
и не противоречащих
3. анализ внешнего окружения
с целью выявления
4. обоснованный выбор
направлений инновационной
5. реализация инновационной стратегии;
6. корректировка инновационной стратегии.
Разработка инновационной
стратегии предполагает её формализацию
в виде инновационной программы.
При этом должны быть установлены
цели, задачи, процедуры в рамках
инновационных проектов, включённых
в программу. Проектирование инновационной
стратегии - это непрерывный, динамический
процесс, в основе которого лежит
выбор потенциально успешного стратегического
положения предприятия. Этот выбор
предполагает сравнительный анализ
альтернатив путём соотнесения
потребностей клиентов и возможностей
предприятия по их удовлетворению.
И именно стратегическая инновация
играет решающую роль в становлении
такого стратегического положения,
в котором предприятие может
расширить занимаемую долю рынка
или создать новые рынки. Предварительным
условием появления такой, "разрушающей"
рынок, инновации служит идентификация
тенденций, наблюдаемых на рынке, особенно
- возможных переломов, предшествующих
кризису ситуаций. Проведение мониторинга
индикаторов стратегического
Следовательно, в процессе проектирования инновационной стратегии можно выделить такие направления:
идентификация имеющего место (реального) стратегического положения предприятия;
реализация конкурентных
преимуществ этого положения; достижение
успеха и превосходства над
параллельный поиск и постепенная реализация нового, обладающего большим конкурентным потенциалом, стратегического положения;
одновременное управление в рамках обоих (реального и потенциального) стратегических положений;
постепенное смещение к потенциальному положению по мере тщательной проработки и постепенного отказа от "старого".
Инновационная деятельность предприятий показывает, что имеются ограничители её успешности. Наиболее существенные из них:
инерция успеха;
отсутствие уверенности в правильности выбранного направления изменений;
неопределённость, присущая новому (потенциальному) стратегическому положению;
организационные сложности, возникающие при реализации стратегии.
Для преодоления указанных препятствий предприятия могут прибегнуть к методам, используемым предприятиями - стратегическими новаторами.
Проведенное исследование предпосылок, условий разработки инновационной стратегии, факторов её успешности позволяет сделать следующие выводы:
Высокий темп и масштабность перемен, происходящих во всех сферах общественной жизни, обуславливают необходимость переосмысления экономических стратегий. Организационные изменения, готовность компании к преобразованиям становятся сегодня фактором корпоративной жизнеспособности и конкурентоспособности.
Организационные и технологические
инновации являются одновременно причиной
и следствием постоянного усовершенствования
компании. Требуется кардинальное изменение
общеорганизационной стратегии
путём включения в неё
Динамичный инновационный процесс инициируется руководством, приверженным принципам лидерства, и поддерживается организационной культурой, которая способствует вовлечению в этот процесс всех сотрудников компании и стимулирует их творческую активность.
Для выбора адекватной инновационной стратегии компании необходимо непрерывно осуществлять мониторинг и диагностику степени соответствия ресурсного и интеллектуального потенциала компании постоянно меняющимся потребностям рынка.