Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы овладев теоретическими знаниями в области внедрения инноваций, проанализировать данный вопрос на конкретной организации и разработать рекомендации по увеличению конкурентоспособности с помощью внедрения новшеств.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
Изучить содержание понятия «инновация» и проанализировать влияние инноваций на конкурентоспособность организаций в целом;
Проанализировать состояние данного вопроса в фотосалоне «Босфор»;
Разработать рекомендации по увеличению конкурентоспособности с помощью внедрения определенных новшеств в исследуемой организации.

Работа состоит из  1 файл

ИННОВ М-Т.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

Выбранная тема курсовой работы – роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности современной организации. Эта тема очень интересна и актуальна,

Во всем мире инновационная  деятельность рассматривается сегодня  как одно из главных условий модернизации состояния организации. Традиционные методы, применяемые для развития предприятия, во многом исчерпали возможности своего развития. Поэтому во многих фирмах на первый план выходят совершенно новые, основанные на использовании новейшей техники и новейших технологий, методы.

Особенно это касается сложившейся сегодня экономической ситуации, когда в мире господствует глобальный экономический кризис и практически каждой организации приходится бороться за место под солнцем, внедряя каждый раз что-то новое в целях обеспечения конкурентного преимущества.

Именно поэтому так велик интерес руководителей и разнообразных исследователей, занимающихся проблемами внедрения инноваций в организациях, к изучению влияния инноваций на конкурентоспособность компании.

Объектом данной курсовой работы является фотосалон «Босфор». Предметом же изучения – влияние инноваций на конкурентоспособность выбранной организации.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы овладев  теоретическими знаниями в области внедрения инноваций, проанализировать данный вопрос на конкретной организации и разработать рекомендации по увеличению конкурентоспособности с помощью внедрения новшеств.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

  • Изучить содержание понятия «инновация» и проанализировать влияние инноваций на конкурентоспособность организаций в целом;
  • Проанализировать состояние данного вопроса в фотосалоне «Босфор»;
  • Разработать рекомендации по увеличению конкурентоспособности с помощью внедрения определенных новшеств в исследуемой организации.

 

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «инновация»

    1. Инновации: понятие, содержание и классификация

В условиях рыночной экономики  инновационная политика предприятий  является определяющим инструментом в  конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим  фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность.

Так что же такое инновация? Понятие "инновация" означает "введение новаций" (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. В различной литературе «инновация» трактуется по-разному:

1). Как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание

2). Как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования

3). Как общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход

4). Как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

5). Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. [1, с.51]

Основная масса инноваций  реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, инновации, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Целью инноваций является повышение отдачи на вложенные ресурсы.

Необходимо различать инновации  и какие-либо незначительные видоизменения  в продуктах и технологических  процессах. Большое значение имеет  такой показатель, как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций:

1) В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые (включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов) и процессные (означают новые методы организации производства, могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия);

2) По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для данного предприятия (группы предприятий).

3) По месту в системе  (на предприятии, в фирме) можно выделить: инновации на входе предприятия; инновации системной структуры предприятия; инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии).

4) В зависимости от  глубины вносимых изменений выделяют  инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные). [5, с.89]

1.2. Инновация как процесс

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. Отсюда возникает понятие "инновационный процесс". Инновационный процесс - представляет собой процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества.

Различают три типа инновационного процесса: простой внутриорганизационный или натуральный (предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы), простой межорганизационный или товарный (новшество выступает как предмет купли-продажи, такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя) и расширенный (проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара).

В инновационном процессе, как и в любом другом можно выделить субъекты. Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. Инновационные способности (способности к созданию новшеств) персонала – это залог успешного воплощения проекта в жизнь. Поэтому в личности новатора важное значение имеет гармоничное сочетание организаторских и изобретательских способностей.

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. [6, с.91]

Инновационный процесс  неразрывно связан с инновационной деятельностью. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля - продажа).

2. Внедрение продукции  с новыми свойствами.

3. Использование нового  сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5.  Появление новых рынков сбыта. [2, с.73]

1.3. Инновационная деятельность как источник повышения конкурентоспособности продукции предприятий

Инновационная деятельность на современном этапе  стала ключевым фактором развития ведущих отраслей экономики, под ее воздействием ускоренными темпами обновляется техническая база производства и потребления, преобразуется сырье, непрерывно совершенствуется производимая продукция, пополняется ее ассортимент, интенсифицируется процесс исследований и разработок новых видов продукции, усиливается воздействие на рыночный спрос, на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности. Инновационная деятельность предприятия обращена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности выбрасываемой продукции (услуг). [19]

Конкурентоспособность - это  характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента, как по степени соответствия конкретной надобности, так и по затратам на ее удовлетворение. Основными составляющими конкурентоспособности товара являются потребительские свойства и стоимость продукции. Причиной успеха или осечки товара могут быть и прочие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый степень обслуживания. И все же, важны и внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем сервис так же формирует хорошую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = качество + стоимость + сервис. [13]

Конкурентоспособность продукции на рынке определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких технологий, эффективностью инновационных процессов предприятия. В современном мире масштабное использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.

Для повышения конкурентоспособности продукции предприятия на базе инновационной деятельности необходимо четко сформулировать цель, оценить конкурентный потенциал предприятия, выявить сильные и слабые стороны, разработать конкурентную стратегию и мероприятия по ее реализации. Для этого предприятию необходимо разработать и реализовать концепцию управления развитием, которая должна охватывать все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры компании. Управление развитием должно охватывать организационные, кадровые, коммуникационные и информационные аспекты деятельности предприятия.

Сейчас, когда  проявил себя мировой финансовый кризис финансирования инноваций и страхования рисков, связанных с освоением инновационной продукции стали основными элементами финансово-кредитного механизма обеспечивающего реализацию инновационной деятельности. Развитие рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как один из способов выживания российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности.

Хочется отметить, что, по какому бы пути ни шли предприятия, одна из важнейших целей их деятельности - инновации в области техники, технологии, организации труда и управления. От того, насколько успешными будут результаты их инновационной деятельности, зависит конкурентоспособность продукции предприятия.

Повышению конкурентоспособности  продукции предприятий может  способствовать как новый или обновленный продукт, реализуемый на рынке, так и новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Для этого предприятиям необходимо на основе анализа покупательских предпочтений точно определить, какие инновационные характеристики продукта должны быть получены, найти способы интеграции НИОКР и маркетинга, овладеть методами постоянной поддержки успешных изменений и закрепления успешных результатов.

Эффективное управление инновационной деятельностью требует  учета неотъемлемого свойства инновационного процесса - большого количества неопределенностей, обусловленных осуществлением поиска, проведением исследований,  экспериментов, разработок, испытаний и т.д., необходимостью неоднократных возвратов к предыдущим этапам и стадиям.

Задача управления инновационной деятельностью крупных  предприятий в условиях финансового кризиса решается применением адаптивных подходов и адаптивной модели управления, которая строится на основе формирования программной траектории управляемой системы на конкретный период времени и создания системы управляющих воздействий, направленных на устранение дестабилизирующих возмущений, отклоняющих управляемую систему от программной траектории.

Только формирование целостной инновационной инфраструктуры коммерциализации инновационных продуктов и услуг, включающей институты защиты прав интеллектуальной собственности и страхования рисков, финансовой, маркетинговой, консалтинговой, информационной и кадровой поддержки инновационной деятельности позволит повысить конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. [19]

1.4. Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий

Информация о работе Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности современной организации