Сравнительная характеристика коммерческой деятельности первой и второй грузовых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» (далее – ПГК) - крупнейший оператор железнодорожных перевозок в Россию. В настоящее время в собственности ПГК – свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%. Компания предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………...3
Цели и история развития……………………………………………...5
Развитие «Первой грузовой компании»……………………….5
Цели создания «Федеральной грузовой компании»………...13
Характеристика работы компаний………………………………….20
Деятельность компаний на территории Свердловской области….28
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 109.40 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  университет путей сообщения»

(УрГУПС)

   Факультет экономики  и управления

Кафедра: «Мировая экономика, логистика и коммерция»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Сравнительная характеристика коммерческой деятельности первой и второй грузовых компаний»

 

 

 

 

 

Проверил:                                                                                                Выполнил:

профессор, д.т.н. Самуйлов В.М.                                           студентка гр. К-419  

Гладкова Яна 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………...3

    1. Цели и история развития……………………………………………...5
      1. Развитие «Первой грузовой компании»……………………….5
      2. Цели создания «Федеральной грузовой компании»………...13
    2. Характеристика работы компаний………………………………….20
    3. Деятельность компаний на территории Свердловской области….28

Заключение………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Открытое акционерное  общество «Первая грузовая компания» (далее – ПГК) - крупнейший оператор железнодорожных перевозок в Россию. В настоящее время в собственности ПГК – свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%. Компания предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.

В связи с этим для специалистов, задействованных в железнодорожной  отрасли транспорта, возникает необходимость  знать структуру и особенности  работы ПГК. Причем это касается не только самих сотрудников ПГК, но также всех специалистов, связанных  с грузовой работой на железнодорожном  транспорте, поскольку велика вероятность, что ПГК станет клиентом или партнером  компании или подразделения, в которой  работает специалист. Ими могут быть железнодорожные станции, экспедиторские и логистические компании, транспортные отделы крупных компаний, арендаторы и арендодатели подвижного состава, дорожные центры фирменного транспортного  обслуживания, грузовые службы управлений филиалов ОАО «РЖД».

В свою очередь, открытое акционерное  общество «ФГК» - дочернее общество ОАО «РЖД» - создано в соответствии с решением Совета директоров ОАО «РЖД» 26 августа 2010 года и является одним из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России. Согласно бизнес-плану, доля ФГК в общем грузообороте по сети российских железных дорог к 2015 году достигнет 22,5%. До 13 ноября 2011 года ФГК носило название ОАО «Вторая грузовая компания».

14 февраля 2011 года ФГК  приступила к самостоятельному  оперированию подвижным составом.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение коммерческой деятельности первой и второй грузовых компаний, и выявление сравнительных признаков.

Курсовая работа состоит  из 3 глав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели и история развития
    1. Развитие «Первой грузовой компании»

Необходимость создания грузовой компании на железнодорожном транспорте возникла с развитием рыночных отношений  в России. Основная ее цель – отделить грузовые перевозки от пассажирских. Как известно, до реформирования ОАО «РЖД» грузовые и пассажирские перевозки существовали по принципу «перекрестного субсидирования»: пассажирские перевозки убыточны, а эти убытки покрывали доходы от грузовых перевозок. Из-за этого грузовой подвижной состав не мог быть своевременно обновлен – доходы уходили на перекрестное субсидирование. В экономически развитых странах бремя убытков пассажирских перевозок берет на себя государство, поскольку они являются социально значимыми. Таким образом, ОАО «РЖД», грубо говоря, занималось благотворительностью, потому что она хоть и находится в собственности государства, но все же является частной компанией.

ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО  «Российские железные дороги» (ОАО  «РЖД») путём выделения подвижного состава монополии. Поскольку ОАО «РЖД» является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава. ПГК была создана с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры. Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» выступило ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя получило одну обыкновенную акцию компании.

Создание ОАО «РЖД»  столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало  критику в создании монополиста  со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов.

28 октября 2011 года был  проведён аукцион по продаже  75 % минус 2 акций компании, ставший крупнейшей приватизационной сделкой в рамках разгосударствления российской железнодорожной отрасли. Победителем стала предложившая 125,5 млрд руб. (стартовая цена аукциона) «Независимая транспортная компания», входящая в транспортный холдинг UCLH, принадлежащий предпринимателю Владимиру Лисину. Высказывались мнения, что сумма данной сделки сильно занижена, на торгах отсутствовала конкурентная борьба (на аукционе был сделан только один шаг, стартовая цена была превышена всего на 125 млн руб.). Фактически каждый вагон, находящийся в собственности или управлении ПГК, достался победителю торгов за 530 000 руб. (при том, что цена нового полувагона составляет около 2,2 млн руб.).

16 октября 2012 года РЖД  на «конкурентных переговорах»  продала оставшиеся 25 % + 1 акцию «Первой  грузовой компании» все той  же «Независимой транспортной  компании» за 50 млрд руб. В торгах собиралась участвовать также АФК «Система», но не была допущена к конкурсу по формальным признакам (требования предусматривали отсутствие убытков, а у «Системы» за 2011 год по российской бухгалтерской отчетности был убыток). По данным прессы, АФК «Система», отстранённая от торгов в последний момент, готова была заплатить дороже, более 60 млрд руб. Аналитиками отмечались необъяснимый протекционизм и парадоксальность действий ОАО «РЖД», которое в условиях нехватки средств на развитие железнодорожной инфраструктуры продаёт привлекательный актив намного дешевле его рыночной цены. По итогам конкурса АФК «Система» подала судебный иск о признании результатов конкурса недействительными, но в конце ноября 2012 года отозвала его «в связи с урегулированием спора во внесудебном порядке».

Впрочем, освобождение от перекрестного  субсидирования – не единственная цель создания ПГК. Другой важной задачей  является возможное привлечение  финансовых ресурсов с рынка акционерного капитала для решения актуальных инвестиционных задач. Здесь имеется  в виду размещение части акций  компании на фондовом рынке путем  проведения первоначального публичного размещения (IPO). Как известно, основной целью проведения IPO является получение  так называемой «учредительской  прибыли» — прибыли, получаемой учредителями акционерных обществ в виде разницы  между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно  вложенным ими в акционерное  предприятие. Привлеченные средства будут  направлены на финансирование инфраструктурных задач ОАО «РЖД». Процесс подготовки к IPO будет способствовать созданию эффективной системы корпоративного управления компании и повышению  эффективности ее деятельности, а  также укреплению статуса крупного участника международного рынка  транспортных услуг. Оценка стоимости  ОАО "ПГК" при первоначальном публичном  размещении на рынках капитала будет  зависеть от фактических результатов  ее деятельности, обновленных к моменту  размещения финансовых прогнозов, а  также от рыночных условий в период размещения. Планировалось, что первоначальное публичное размещение будет проведено к 2009 году, однако очевидно, что сроки несколько сдвинулись. Вероятно, руководство ПГК и ОАО «РЖД» решило не рисковать и не выводить ПГК на рынок акций в кризисный период, когда многие компании теряют свою ценность из-за высокой волатильности (т.е. изменчивости) на фондовом рынке. Как бы там ни было, Александр Жуков еще в момент создания компании заметил, что ОАО «РЖД» будет сохранять контроль над компанией (50% плюс одна акция), и лишь остальные будут проданы частным инвесторам.

ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том  числе: круглосуточное диспетчерское  наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.

В настоящее время в  собственности ОАО «ПГК» —  свыше 200 000 единиц подвижного состава  разного типа. Доля компании в структуре  вагонного парка РФ составляет 22 %.

Владельцем 100 % минус одна акция компании является «Независимая транспортная компания» миллиардера  Владимира Лисина.

Генеральный директор ОАО  «ПГК» с февраля 2012 года — Букин  Олег Юрьевич, ранее занимавший должность  генерального директора T.A. Management — управляющей компании группы UCL Holding. С мая 2011 года должность генерального директора ПГК занимал Игорь Альбертович Асатуров. С 2007 по 2011 год генеральным директором компании был Бабаев Салман Магомедрасулович.

Высшим органом управления, обеспечивающим участие акционеров ПГК в управлении и распределении  прибыли компании, является общее  собрание акционеров. Как уже отмечалось выше, акционерами на данный момент являются ОАО «РЖД» и ОАО «Баминвест» (доля в уставном капитале между ними распределена как 100% и 0% соответсвенно).

Совет директоров ПГК обеспечивает общее руководство деятельностью  ПГК, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом  «Об акционерных обществах» и  Уставом компании к компетенции  общего собрания акционеров. В совет  директоров преимущественно входят начальники Департаментов ОАО «РЖД», а также Салман Бабаев (генеральный директор ПГК) и независимые директоры.

Наконец, ревизионная комиссия ПГК осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью компании. В нее также входят начальники Департаментов ОАО «РЖД».

Компания представлена на всём полигоне российских железных дорог. 14 филиалов работают на территории РФ:

Санкт-Петербургский филиал

Ростовский филиал

Нижегородский филиал

Саратовский филиал

Самарский филиал

Челябинский филиал

Воронежский филиал

Московский филиал

Екатеринбургский филиал

Новосибирский филиал

Иркутский филиал

Владивостокский филиал

Ярославский филиал

Красноярский филиал

Открыто дочернее общество на Украине (ООО «Первая грузовая компания в Украине»). Успешно работает совместное предприятие с VR Group — Freight One Scandinavia Ltd. Планируется создание дочернего общества ОАО «ПГК» в Казахстане.

Как видно из этого перечня, ПГК существует по принципу «один  филиал – одна дорога» (это не касается только Иркутского филиала, который  охватывает сразу три инфраструктуры), причем филиал располагается в том  городе, где находится Управление каждого филиала ОАО «РЖД». Единственное исключение – Сахалинская железная дорога, где филиала ПГК нет. Что  касается представительств ПГК в  странах СНГ и Балтии, то предполагается и дальнейшее развитие филиальной сети в ближнем зарубежье.

Любопытно сравнить четкую и логичную филиальную структуру  ПГК с аналогичной структурой одного из ее конкурентов – «Новой перевозочной компании». Она имеет 10 представительств в следующих городах: Ангарск, Владивосток, Кемерово, Красноярск, Кстово, Орск, Ростов-на-Дону, Челябинск, Череповец, Хабаровск. Невозможно с точностью ответить, почему выбор «Новой перевозочной компании» пал именно на эти города.

ПГК предоставляет следующие  услуги:

1. экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщении:

a. транспортно-экспедиционное обслуживание по территории России, СНГ и Балтии, а также других стран;

b. организацию перевозок грузов в собственном и инвентарном парках;

c. контроль за своевременностью обеспечения подвижным составом;

d. согласование планов перевозок грузов с ЦФТО ОАО «РЖД».

2. круглосуточное диспетчерское обслуживание;

3. юридическое сопровождение;

4. тарифообразование и маркетинговое сопровождение.

Последний пункт нуждается  в пояснении. Все тарифы ПГК доступны пользователям на сайте компании. Там же можно найти калькулятор, который самостоятельно рассчитывает стоимость перевозки в зависимости  от введенных в него параметров (наименование груза, расстояние и количество вагонов). В компании надеются, что прозрачные и унифицированные тарифы привлекут  к ним новых грузоотправителей. Кроме этого, по подсчетам ПГК, публичная  тарифная политика позволит перевозчику  сохранить среднюю сетевую рентабельность. «Если до кризиса в условиях дефицита вагонов мы были уверены, что в  любом случае задействуем свой вагон, то сейчас на рынке профицит, и перед  нами стоит задача не допустить падения  объема перевозок», — говорит гендиректор ПГК.

Также в компании создан Логистический центр, который ведет  исследования в области повышения  эффективности грузовых перевозок. Его основными задачами являются:

• стратегическое и оперативное планирование,

• оптимизация использования подвижного состава,

• построение рациональных логистических схем перевозок грузов.

В ПГК называют своим главным  преимуществом - индивидуальный  подход к каждому клиенту. С учётом производственных и технологических особенностей деятельности грузоотправителя, ПГК  разрабатывает конкретную схему  перевозки груза, вплоть до закупки  вагонов под конкретные нужды  клиента. Так, в случае перевозки  нефтехимических грузов возможен  аутсорсинг, избавляющий нефтяную компанию от проблем, сопряжённых с содержанием собственного транспортного подразделения. Обладая крупнейшим среди операторов парком подвижного состава, компания может выполнять практически все заявки клиентов. Работая в различных регионах России, ПГК придает важнейшее значение диспетчерскому контролю за грузоперевозками. В компании работает штат высококвалифицированных специалистов, которые в круглосуточном режиме осуществляют слежение за вагонами на всем пути их следования.

Информация о работе Сравнительная характеристика коммерческой деятельности первой и второй грузовых компаний