Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:43, реферат
Россия в настоящее время переживает бум новаторства. Инновации стали основной движущей силой развития бизнеса, повышения его эффективности и стоимости. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Россия в настоящее время переживает бум новаторства. Инновации стали основной движущей силой развития бизнеса, повышения его эффективности и стоимости. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Сегодня
эффективность инновационной
Принято разделять руководителей на автократов и демократов, однако такое разделение очень условно и трудно встретить представителей этих стилей в чистом виде. Общая характеристика этих стилей руководства приведена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика автократического и демократического стилей
руководства
Стиль руководства | |
Автократический | Демократический |
преимущественное
использование командных |
упор на социально-психологические
и экономические моменты |
ориентация на задачу или на себя; | ориентация на человека; |
централизация полномочий; | делегирование полномочий; |
подавление инициативы; | поощрение инициативы; |
жесткий контроль; | коллегиальность в решениях; |
высокое мнение о себе; | адекватность самооценки; |
навязывание своей воли; | высокая нравственность; |
малая гласность, минимальное информирование; | широкая гласность, полное информирование; |
предпочтение наказаниям; | предпочтение поощрениям; |
устранение неугодных; | забота, помощь подчиненным; |
нетерпимость к критике; | терпимость к критике; |
грубость, нетактичность, невыдержанность. | доброжелательность, вежливость. |
Продолжение таблицы 1 | |
Достоинства стилей | |
Обеспечивает четкость и оперативность исполнения команд. | Создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы. |
Недостатки стилей | |
Подавляет
инициативу, не создает эффективных
стимулов к труду, вызывает недовольство
персонала отношением к нему руководителя.
Недостатков может не быть, если персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарное руководство. |
Активность
и инициативность работников не всегда
ведут к достижению целей организации.
Достоинства могут не проявляться, если исполнители не хотят или не могут работать творчески. |
Понятно,
что эффективный стиль
Индивидуальность стилей проявляется в первую очередь в процессе общения менеджера с персоналом, она тесно связанна с категорией лидерства в управлении, то есть способностью руководителя влиять на отдельные личности или группы людей, побуждая их к деятельности с целью достижения целей организации. Стремясь к обеспечению лидерства, менеджер использует разнообразные способы влияния на подчиненных и коллег. При этом руководителю в инновационной сфере необходимо понимать психологию творческого коллектива ученых, научно-технических работников, а с другой стороны, быть решительным, чтобы в зависимости от ситуации принимать решение и поддерживать или отклонять предложения из разных аспектов инновационного процесса, если это нужно для исправления определенной ситуации.
По признаку целевой ориентации различают две категории стилей руководства в инновационной сфере: руководство, ориентированное на задание, и руководство, ориентированное на сотрудников. Первая категория настроена на достижение поставленной цели инновационной деятельности путем сурового соблюдения процедур планирования, организации и контроля выполнения всех элементов управленческих функций. Такой стиль руководства практически не рассматривает расширение инициативы рабочих как непосредственное задание менеджменту. Руководители ориентируются в своей позиции на стабилизацию текущего производства и минимизацию риска и часто буквально «душат» новаторские идей, которые не вписываются в административные рамки. Практика дает многочисленные примеры неудач новых идей в результате промедления со стороны непосредственных руководителей, которые одновременно отвечают за нововведение и текущее производство. Следовательно, такой стиль руководства тяготеет к автократическому формальному и называется трансакционным лидерством. Действия трансакционных руководителей заключаются в разъяснении подчиненным поставленных заданий, создании соответствующих структур, для их выполнения. Как правило, трансакционные руководители трудолюбивы, опираются на безличные аспекты процесса труда — планы, графики, бюджет. У них высоко развитое чувство долга перед организацией и необходимостью придерживаться установленных норм и правил.
Руководство, ориентированное на сотрудников, предусматривает создание самых благоприятных условий для творческого труда и использует методы делегирования, тесных контактов и взаимосвязей, совместных усилий персонала, в процессе разработки и выполнения инновационных проектов и программ. В этой ситуации руководитель прилагает максимум усилия для организации и поддержки внутрифирменных связей между рабочими, в группах, между подразделами, которые являются необходимым условием не только успешного выполнения инновационных заданий, но и регуляции человеческих отношений в коллективе. Например, во многих фирмах создаются «открытые зоны», где научно-технический персонал может собираться для обмена идеями и мнениями, выпить кофе и продемонстрировать свои последние достижения.
Американские специалисты по вопросам управления считают, что при централизованной системе управления власть осуществляется в основном пятью методами:
1) с помощью поощрений;
2) наложением взысканий;
3) наделением специалистов ограниченными и контролируемыми полномочиями (например, правом использовать 15% рабочего времени на поисковые работы, какие не включенные в план НИР);
4) с
помощью авторитета
5) с
помощью личных позитивных
Исходя
из этого, все больше развивается
тенденция назначать
Децентрализация личной власти руководителя не лишает соответствующей его должности полноты власти и ответственности за инновационную деятельность на предприятии. Это достигается с помощью структурной жесткости и поведенческой мягкости. Структурная жесткость, или формальный стиль руководства, предусматривает делегирование полномочий, официально закрепленных в документах; наличие системы стратегического и текущего планирования инновационных исследований; настроенного механизма коммуникаций и обмена информацией. Поведенческая мягкость, или неформальный интерактивный стиль руководства, расширяет свободу научно-технических кадров в принятии решений, то есть создает ситуацию, когда суровая регламентация управленческих функций нецелесообразна, поскольку сотрудники с высоким творческим потенциалом разрешают проблемы, не руководствуясь установленными парадигмами. Со стороны руководителя нужен не контроль, а сотрудничество. Неформальный стиль руководства нуждается от менеджера в больших усилиях, высоких профессиональных навыках авторитета и определенного имиджа.
Имидж руководителя - это его образ, целеустремленно сформированный и закрепленный в воображении сотрудников. На практике имидж часто заменяют словом «харизма», что с греческого означает одаренность, мудрость, авторитетность. Люди, которым была присущая совокупность таких свойств, во все времена оказывали на окружающих большое влияние и были лидерами.
Харизматичный лидер способен мотивировать сотрудников к деятельности, интенсивность которой превосходит привычный уровень. Источниками влияния харизматичных руководителей является:
1) четкое видение будущего, которое разделяется сотрудниками;
2) создание
системы корпоративных
3) взаимное доверие лидера и сотрудников.
Харизматичные руководители создают атмосферу изменений, нововведений, они являются носителями идей, которые возбуждают, стимулируют людей работать не покладая рук, стремиться достигать высоких целей.
Следовательно, имидж современного руководителя любого уровня - это выбор такой модели поведения, которая ему приносит успех. При этом специалисты рекомендуют учитывать:
• соответствие поведения руководителя законодательству и правовым нормам;
• конкретную ситуацию, в которой действует руководитель;
• цели;
• моральные критерии (честность, справедливость, добропорядочность, самокритичность);
• психологические характеристики (позитивная энергетика, уверенность в себе, дружелюбие, манеры поведения и тому подобное).
Искусство
и техника создания образа заключается
в том, чтобы понять, что именно
является привлекательным для других,
познать себя и привести в соответствие
свой образ. Манипулирование
Специалисты из службы имиджа выделяют три составляющих имиджа руководителя из инновационной деятельности:
Обязанность руководителя коллектива исследователей и разработчиков – «наводить мосты» между инновационными интересами и ориентацией персонала и финансово-экономической ориентацией высшего руководства. Причем он вынужден добиваться этого в обстановке, когда необходимо поддерживать атмосферу свободы творчества для многих исследователей и разработчиков и одновременно выполнять требования в отношении эффективности и прибыльности инноваций (новшеств). Такое тройственное состояние руководителя инновационного подразделения предполагает выполнение им следующих задач:
• установить область нововведений, максимально отвечающую интересам организации;
• добиваться проведения таких инновационных проектов, которые требуют минимальных усилий со стороны персонала и предполагают максимальное использование имеющихся знаний;
• обеспечивать эффективную работу персонала (с точки зрения распределения ролей, личностных взаимоотношений и др.);
• свести к минимуму риск инновационных работ, обеспечивать наибольшую результативность и максимальную выгоду;
• контролировать выполнение работ, их соответствие целям организации, временным и финансовым ограничениям;
• обеспечивать максимальное использование результатов инновационных разработок;
• обеспечивать определенную степень свободы, удовлетворенность работой и постоянный энтузиазм сотрудников;
• переподготовить персонал и др.
Кроме того, руководитель должен представлять точку зрения инновационного коллектива и высшего руководства и обеспечивать ее отражение в целях, стратегии и политике. Не менее важной является его педагогическая функция. Во-первых, он должен развивать в персонале понимание целей инновационного бизнеса и готовность отразить их в процессе принятия решений. Во-вторых, руководитель должен способствовать пониманию высшим руководством процессов нововведений и их роли в будущем компании. Руководитель исследовательского подразделения играет важную роль в формировании отношения к нововведениям (инновациям).
Чтобы работа организации была слаженной и управление персоналом эффективным, необходимо формировать коллектив, определить условия его оптимального функционирования.
Коллективом называется устойчивая социальная группа, объединенная общественно значимыми целями. Постоянное общение в коллективе работников различных профессий и специальностей, призванных для решения комплексных инновационных работ, обеспечивает как их квалификационный рост, так и определенную взаимозаменяемость, что повышает оперативность работы и в известной мере ускоряет ее выполнение. Коллектив научно-технических организаций формируется на основе соблюдения ряда принципов. К числу этих принципов относятся: комплексность, психологическая, моральная (общность правил и норм поведения) и интеллектуальная совместимость, оптимальность размера и структуры коллектива, а также динамичность его состава. Кроме того, к числу принципов относится и соответствие должностной иерархии фактическому уровню авторитета сотрудников. Для нормального функционирования коллектива каждый его член должен иметь область, в которой уровень его компетенции признается наивысшим.